Файл: Налог на прибыль организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим показатели, отражающие структуру на­логовой задолженности по налогу на прибыль органи­заций в Курской области (таблица 5).

Как видно из таблицы 4, происходит снижение об­щей суммы задолженности по налогу на прибыль орга­низаций. При этом следует сказать, что удельный вес урегулированной задолженности снижается в 2016 г. к уровню 2012 г. с 44 до 40 %, или на 4 процентных пункта.

Таблица 5

Показатели структуры задолженности по налогу на прибыль организаций в Курской области

Наименование

показателя

Годы

2016 г. в % к 2012г.

2012

2013

2014

2015

2016

Налоговая задолжен­ность - всего

777479

734637

563597

548601

536175

68,96

Возможная к взысканию задолжен­ность

774869

516014

552114

536616

527360

68,05

из нее:

недоимка

427227

244247

298428

392361

314004

73,49

урегулиро­ванная за­долженность

347642

271767

253686

144255

213356

61,37

задолжен­ность невоз­можная к взысканию налоговыми органами

2631

218623

17898

12190

9020

342,83

Следует сказать, что процесс взыскания налоговой задолженности должен осуществляться непрерывно, поскольку характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты нало­гов, становящихся каждый год более масштабными и изощренными, требует разработки и внедрения новых механизмов повышения эффективности урегулирова­ния задолженности.

Мероприятия налогового контроля выступают наи­более эффективным способом профилактики налоговых правонарушений, а, следовательно, позволяют снизить процент уклонения от уплаты налогов.

Так, число камеральных налоговых проверок сни­жается за период исследования на 10 %. При этом в отношении выездных налоговых проверок наблюдается похожая тенденция - происходит снижение их числа с 393 до 204 единиц, или в 1,9 раза.

В исследуемом периоде происходит рост показателей доначисленных сумм налога на прибыль организаций (таблица 6).

Таблица 6

Показатели структуры доначисленного налога на прибыль организаций в Курской области


Наименование показателя

2012 г.

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2016 г. в % к 2012 г.

Доначислено - всего, тыс.р.

697067

319616

855405

456110

787341

112,95

в том числе:

налоги

523339

215184

639678

312625

596148

113,91

удельный вес налогов в общей сумме доначислений, %

75,00

67,00

75,00

69,00

76,00

х

пени

80818

25363

96139

58037

115585

143,01

удельный вес пеней в общей сумме доначислений, %

11,59

7,93

11,23

12,72

14,68

х

штрафные санкции

71149

45710

79557

33803

26765

37,61

удельный вес штрафных санкций в общей сумме доначислений, %

10,20

14,30

9,30

7,41

3,39

х

Как видно из таблицы 6, рост доначислений обу­словлен ростом доначисленных налогов, при этом бо­лее существенным был рост показателя доначисленных пеней по налогу на прибыль организаций - почти в 1,5 раза.

Положительно можно оценить сокращение, как в абсолютном, так и в относительном выражении штраф­ных санкций, что говорит об усилении фискальной функции, сокращению сроков погашения задолженно­сти.

Необходимо отметить, что рост суммы доначисле­ний по налогу на прибыль организаций сопровождается снижением результативности налогового контроля с одновременным ростом показателей эффективности налоговых проверок (таблица 7).

Таблица 7

Показатели эффективности налоговых проверок по налогу на прибыль организаций в Курской об­ласти

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2016 г. в % к 2012 г.

Доначислено на 1 результативную ВНП - всего тыс. р.

2171,80

981,734

4279,89

2933,14

5450,96

250,98

в т.ч. налоги

1655,93

718,140

3328,32

2239,14

4400,40

265,73

пени

274,642

95,18

524,77

443,32

855,56

311,51

штрафные санкции

241,21

168,41

426,79

250,68

195,00

80,83

Доначислено на 1 результативную КНП, тыс. р.

27,78

30,60

47,34

38,03

5,75

20,71

в т.ч. налоги

26,59

26,62

43,31

34,65

4,60

17,30

пени

0,57

1,21

1,34

1,23

0,18

32,08

штрафные санкции

0,61

2,76

2,68

2,13

0,96

158,02


Выявленное увеличение доначислений обусловлено ростом эффективности выездных налоговых проверок.

При этом рост доначисленного налога составил бо­лее 265 %, пеней по налогу - более чем в 3 раза.

Одновременно с этим происходит снижение сумм доначисленных штрафных санкций в расчете на 1 ре­зультативную выездную налоговую проверку. В отно­шении камеральных налоговых проверок выявлена об­ратная тенденция.

Таким образом, налогообложение прибыли органи­заций имеет ряд нерешенных проблем. Исходя из ре­зультатов проведённого анализа, а также обобщая мне­ние отдельных экспертов, определим направления со­вершенствования системы администрирования налога на прибыль организаций.

Во-первых, сложившаяся внешнеэкономическая си­туация негативно воздействует на экономику РФ в це­лом. Данное обстоятельство вызывает необходимость установления дифференцированных налоговых ставок, учитывающих уровень рентабельности активов налого­плательщика и среднюю рентабельность по экономике.

Во-вторых, необходимо развивать информацион­ную инфраструктуру ФНС РФ с целью упрощения сис­темы налогового администрирования, что, несомненно, повысит ее эффективность.

В-третьих, следует усилить работу по повышению налоговой грамотности налогоплательщиков, что в сложившихся экономических условиях будет способст­вовать реализации целей налоговой политики.

В-четвертых, по нашему мнению, введение репута­ционной ответственности для крупнейших налогопла­тельщиков позволит усилить фискальную и регули­рующую функции налогообложения прибыли органи­заций.

2.2Актуальные проблемы налогового администрации налога на прибыль организации

Налог на прибыль организаций обоснованно считается одним из важных источников пополнения бюджетов на субфедеральном уровне. В этом проявляется его фискальная функция. Как прямой налог, взимаемый с реальных доходов организаций, налог на прибыль организаций оказывает большое влияние на результаты финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, уменьшая экономическую выгоду последних. Учитывая данное положение, налогоплательщики осуществляют целенаправленное планирование налога на прибыль как законными, так и незаконными способами оптимизации, что приводит к возникновению большого количества проблем для налоговых администраций, связанных с его администрированием. Для совершенствования налогового администрирования налога на прибыль организаций налоговыми органами необходимо проводит постоянный анализ совершаемых налогоплательщиками налоговых правонарушений.


Четко налаженная система налогового производства, которая представляет собой совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность, способна обеспечить в полном объеме реализацию налогового потенциала администрируемых налогов. Только качественное налоговое администрирование, включающее в себя, в первую очередь, налоговый контроль, имеющий цель профилактики налоговых нарушений и применения налоговых санкций, а также анализ налоговых правонарушений, способно создать условия для нормального функционирования налогового производства.

Как мы знаем, налоговое администрирование представляет собой механизм «противостояния» двух «противоположностей» - государство в лице налоговых органов и налогоплательщики. Поэтому анализ проблемных сторон администрирования налог на прибыль необходимо проводить как в работе налоговых органов, так и в деятельности налогоплательщиков.

И так, проведенный анализ контрольной работы налоговых органов позволили сделать вывод о том, что одной из основных проблем налогового администрирования налога на прибыль организаций является осуществляемый не в полной мере налоговыми органами в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций контроль за полнотой формирования налогоплательщиками налоговой базы по налогу на прибыль, а также за правильностью заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу на прибыль.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговыми органами не в полной мере проводится работа по истребованию пояснений налогоплательщиков для проверки обоснованности признания расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются в соответствии с п.3 ст.268 Налогового кодекса убытков от реализации амортизируемого имущества в текущем и в предыдущих налоговых периодах. Так же территориальными инспекциями ФНС России не в полном объеме проводится работа по истребованию пояснения по правомерности включения в состав расходов, связанных с производством и реализацией, расходов на капитальные вложения при отсутствии увеличения стоимости основных средств.

При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками часто допускается превышения расходов по данным деклараций по налогу на прибыль «Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным налогоплательщиком» над данными бухгалтерской отчетности. По указанным нарушениям налоговыми органами необходимо запрашивать пояснения у налогоплательщиков о причинах таких расхождений.


Также при формировании налоговой базы налогоплательщиками часто допускаются значительные расхождения (более, чем на 20 % ) доходов от реализации по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль над налоговой базой, заявленной в декларациях по НДС за соответствующие налоговые периоды. В целях профилактики налоговым органам необходимо проводить постоянную работу по исследованию причин подобных нарушений.

Также не в полном объеме не осуществляется сверка сопоставимых показателей, отраженных налогоплательщиками в декларациях по земельному налогу, налогу на имущество юридических лиц, транспортному налогу с суммой начисленных налогов и сборов, отраженных в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ, при отсутствии у данных налогоплательщиков филиалов и имущества на территории разных субъектов Российской Федерации.

Отдельным направлением в контрольной деятельности налоговых органов является проверка деклараций по налогу на прибыль с нулевыми показателями. При проведении камеральных проверок деклараций по налогу прибыль с «нулевыми» показателями и единой упрощенной декларации, представляемой при отсутствии финансово - хозяйственной деятельности, особое внимание следует уделять исследованию вопроса не отражения суммы полученных доходов в налоговой декларации, при сопоставлении имеющейся информации из банков о сведениях по движениям денежных средств на расчетных счетах организаций.

Указанные проблемы в сфере администрирования налога на прибыль организаций требуют своего решения на законодательном уровне, так как администрирование налога на прибыль должно способствовать положительным изменениям в предпринимательской сфере общества, когда экономика вошла в период реального роста. Налог на прибыль должен быть адекватен решению поставленных экономических задач, при этом стабильность налогового законодательства должна стать их основополагающим звеном.

2.3 Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России

Налог на прибыль организаций позволяет государству не только обеспечивать поступления в бюджет, но и регулировать предпринимательскую активность, движение капиталов и других ресурсов в экономике. Однако целесообразность его взимания подвергается сомнению как не­которыми исследователями, так и рядом практиков (рис. 4).