Файл: Управление прибылью в строительстве ООО «Рекон Строй».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Роль прибыли в строительстве в современных условиях
1.1 Прибыль: содержание, классификация, формы и механизм формирования
1.2 Роль формирования и распределения прибыли в строительной организации
1.3 Характеристика основных методов оценки влияния факторов на уровень прибыли
2 Направления совершенствования процесса формирования прибыли строительной организации
2.1 Характеристика строительной организации
2.2 Оценка влияния факторов на уровень прибыли ООО «Рекон Строй»
2.3 Направления совершенствования процесса формирования прибыли ООО «Рекон Строй»
Из анализа таблицы 9 видно, что сумма чистой прибыли снижается в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 489 тыс. руб. под влиянием следующих основных факторов:
- меньший прирост объема продаж по сравнению с увеличением операционных расходов компании что обусловило сокращение валовой прибыли и прибыли от продаж на 474 млн.руб.;
- снижение процентных издержек на 21 млн.руб.
- уменьшения сальдо прочих доходов и расходов на 65 млн.руб.
- изменения налогов.
Между тем, прибыль сама по себе имеет сравнительно небольшую аналитическую полезность, ввиду того, что это абсолютный показатель, поэтому для целей анализа на основе абсолютного показателя – прибыли рассчитывают группу коэффициентов рентабельности.
40
Оценим эффективность использования средств предприятия, определив их влияние на финансовые результаты предприятия по группам рентабельности, на основе расчета коэффициентов.
Коэффициенты рентабельности показывают соотношение между затратами предприятия на активы и отдачей от них в виде прибыли. Показатели рентабельности ООО «Рекон Строй» представлены в таблице 10
Изменение рентабельности показателей обусловлено получением значительных убытков в 2016 году и снижением убыточности компании в 2017 году.
Рентабельность активов составила 21,9% в 2015 году и –0,7% в 2017 году. Рентабельность оборотных активов составила 36,2% в 2015 и –0,9% в 2017. Рентабельность внеоборотных активов составила: 55,5% и –0,3% соответственно. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли составила 49 % в 2015 году и –3% в 2017 году.
Таблица 10 – Показатели рентабельности
Годы |
отклонение |
||||||||||
Показатели |
|||||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
Абс, |
относ % |
|||||||
тыс.руб. |
|||||||||||
1. |
Выручка (нетто), млн.руб. |
1922 |
1645 |
2180 |
258 |
13,42 |
|||||
2. |
Прибыль от продаж, млн.руб. |
652 |
–182 |
178 |
–474 |
–72,70 |
|||||
3. |
Чистая прибыль, млн. руб. |
464 |
–311 |
–25 |
–489 |
–105,39 |
|||||
4. |
Среднегодовая |
сумма |
всех |
2120 |
3250 |
3527 |
1407 |
66,38 |
|||
активов, млн.руб. |
|||||||||||
5. |
Среднегодовая величина ОС и |
||||||||||
НМА (по остаточной стоимости) , |
837 |
828 |
878 |
41 |
4,90 |
||||||
млн.руб. |
|||||||||||
6. |
Среднегодовая |
величина |
1283 |
2422 |
2649 |
1366 |
106,47 |
||||
оборотных активов, млн.руб. |
|||||||||||
7. |
Среднегодовая сумма |
реального |
|||||||||
собственного |
капитала |
(чистых |
945 |
1098 |
894 |
–51 |
–5,35 |
||||
активов) , млн.руб. |
|||||||||||
8. Рентабельность активов по чистой |
0,219 |
–0,096 |
–0,007 |
–0,23 |
–103,24 |
||||||
прибыли п.3/п.4 |
|||||||||||
9. |
Рентабельность |
внеоборотных |
0,555 |
–0,376 |
–0,028 |
–0,58 |
–105,14 |
||||
активов по чистой прибыли п.3/п.5 |
|||||||||||
10. |
Рентабельность |
оборотных |
0,362 |
–0,128 |
–0,009 |
–0,37 |
–102,61 |
||||
активов по чистой прибыли п.3/п.6 |
|||||||||||
11. |
Рентабельность |
реального |
|||||||||
собственного |
капитала |
по чистой |
0,491 |
–0,283 |
–0,028 |
–0,52 |
–105,69 |
||||
прибыли п.3/п.7 |
|||||||||||
12. |
Рентабельность |
продаж |
по |
0,339 |
–0,111 |
0,082 |
–0,26 |
–75,93 |
|||
прибыли от продаж п.2/п.1 |
|||||||||||
13. |
Рентабельность |
продаж |
по |
0,241 |
–0,189 |
–0,011 |
–0,25 |
–104,75 |
|||
чистой прибыли п.3/п.1 |
|||||||||||
41
Анализ прибыли от реализации (продаж) показан в таблице 12.
Таблица 12 – Анализ прибыли от реализации (продаж) за 2016–2017 годы, тыс.руб.
Изменения |
||||||
Укрупненные факторы прибыли от |
В предыдущем |
В отчетном |
в абсолют– |
в % к |
||
изменению |
||||||
продаж |
периоде |
периоде |
ных вели– |
|||
выручки от |
||||||
чинах |
||||||
продаж |
||||||
1. |
Выручка |
от продажи товаров, |
1645 |
2180 |
535 |
0 |
продукции, работ, услуг |
||||||
2. |
Себестоимость проданных товаров, |
1827 |
2002 |
175 |
0 |
|
продукции, работ, услуг |
||||||
3. |
Коммерческие расходы |
0 |
0 |
0 |
||
4. |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
||
5. |
Прибыль |
от продаж (п.1–п.2–п.3– |
–182 |
178 |
360 |
–2 |
п.4) |
||||||
Увеличение прибыли от продаж на 360 млн.руб. имело место за счет превышения суммы прироста продаж (535 млн.руб.) над увеличением себестоимости (175 млн.руб.).
Анализ операционных расходов выполнен в таблице 13.
Таблица 13 – Анализ операционных расходов
Наименование |
2016 |
2017 |
изменения |
|||||||
сумма |
% к |
сумма |
сумма |
|||||||
показателя |
% к итогу |
доли,% |
темп роста |
|||||||
млн.руб. |
итогу |
млн.руб. |
млн.руб. |
|||||||
Материальные |
574 |
31,42% |
639 |
31,92% |
0,50% |
65 |
111,32% |
|||
затраты |
||||||||||
Затраты на оплату |
443 |
24,25% |
542 |
27,07% |
2,83% |
99 |
122,35% |
|||
труда |
||||||||||
Отчисления |
на |
151 |
8,24% |
163 |
8,12% |
–0,12% |
12 |
107,95% |
||
социальные нужды |
||||||||||
Амортизация |
49 |
2,68% |
47 |
2,35% |
–0,33% |
–2 |
95,92% |
|||
Прочие затраты |
610 |
33,41% |
611 |
30,54% |
–2,87% |
1 |
100,17% |
|||
Итого |
по |
1 827 |
100,00% |
2 002 |
100,00% |
0,00% |
175 |
109,58% |
||
элементам затрат |
||||||||||
Из таблицы 13 видно, что в структуре операционных расходов преобладают материальные затраты, доля которых составляет около 32% расходов. Также значительна доля расходов на оплату труда (27%) и прочих затрат (30%). В 2017 году расходы увеличились на 9,58%. Опережающими темпами возрастали расходы на оплату труда.
Далее выполним для предприятия анализ по формуле Дюпона. Двухфакторная модель таблица 14 позволяет оценить влияние оборачиваемости активов и рентабельности продаж на рентабельность активов. Вид модели Рентабельность активов = рентабельность продаж*оборачиваемость активов.
Анализ показал, что общее изменение рентабельности активов составило
8,86%, в том числе: за счет повышения рентабельности продаж ,
рентабельность активов выросла на 8,99%; за счет снижения оборачиваемости активов рентабельность активов уменьшилась на 0,13%.
При этом, около 101,5% изменения рентабельности активов было обусловлено повышением рентабельности продаж и –1,45% сокращения рентабельности активов – уменьшением оборачиваемости.
Таблица 14 – Факторный анализ рентабельности активов в 2016–2017 годах.
Значение |
Значение |
Изменение |
||||
показателя в |
показателя |
в |
||||
Показатели |
показателя |
|||||
преды–дущем |
отчетном |
|||||
(гр.3–гр.2) |
||||||
периоде |
периоде |
|||||
1. |
Рентабельность всех активов по чистой прибыли |
–0,0957 |
–0,0071 |
0,0886 |
||
2. |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
–0,1891 |
–0,0115 |
0,1776 |
||
3. |
Оборачиваемость всех активов |
0,5062 |
0,6182 |
0,1119 |
||
4. |
Изменение рентабельности всех активов за счет изменения рентабельности продаж |
|||||
4.1. Абсолютная величина (п.2 гр.4 х п.3 гр. 2) |
0,0899 |
|||||
4.2. В процентах к общему изменению рентабельности |
101,45 |
|||||
всех активов (п.4.1/п.1 гр. 4) х 100) |
||||||
5. |
Изменение рентабельности всех активов за счет изменения оборачиваемости всех активов |
|||||
5.1. Абсолютная величина (п.2 гр.3 х п.3 гр. 4) |
–0,0013 |
|||||
5.2. В процентах к общему изменению рентабельности |
–1,45 |
|||||
всех активов (п.5.1/п.1 гр. 4) х 100) |
||||||
Далее исследуем показатель рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке. Исследуем изменение этого показателя под влиянием изменения выручки и элементов затрат.
Модель имеет вид [8, c. 105] и вычисляется по формуле (12):
Rz |
Q ( M L A X ) |
(12) |
Q |
||
44
где: Rz – рентабельность продаж; Q – выручка; M – материальные затраты; L – оплата труда с начислениями; A – амортизация; X – прочие затраты.
Исходные данные для анализа приведены в таблице15.
Таблица 15 – Данные для анализа рентабельности продаж (2016–2017 годы), млн.руб.
Показатели |
2016 |
2017 |
абсолютное |
|
изменение |
||||
1. |
Выручка от продажи продукции |
1 645 |
2 180 |
535 |
2. |
Оплата труда с начислениями |
594 |
705 |
111 |
3. |
Материальные затраты |
574 |
639 |
65 |
4. |
Амортизация |
49 |
47 |
–2 |
5.Прочие затраты |
610 |
611 |
1 |
Расчет промежуточных значений покажем в таблице 16.
По итогам расчета можно сделать следующий вывод: общее изменение рентабельности продаж составило 18,85% в том числе:
- за счет роста выручки,рентабельность продаж выросла на 29,28%;
- за счет роста оплаты труда,рентабельность продаж снизилась на
6,83%;
- за счет роста материальных затрат,рентабельность продаж снизилась на 3,65%;
- за счет снижения амортизации, рентабельность продаж выросла на
0,1%;
- за счет роста прочих затрат, рентабельность продаж снизилась на
0,06%.
Таблица 16 – Расчет промежуточных факторов модели методом цепных подстановок, млн.руб.
Оплата |
материальные |
Амортизаци |
прочие |
рентабельн |
|||
Показатель |
Выручка |
ость |
|||||
труда |
затраты |
я |
затраты |
||||
продаж |
|||||||
Базисное значение |
– |
1645 |
594 |
574 |
49 |
610 |
–0,0996 |
2014 (БЗ) |
|||||||
Промежуточное |
2180 |
594 |
574 |
49 |
610 |
0,1932 |
|
значение 1 (ПЗ1) |
|||||||
Промежуточное |
2180 |
705 |
574 |
49 |
610 |
0,1249 |
|
значение 2 (ПЗ2) |
|||||||
45 |
Промежуточное |
2180 |
705 |
639 |
49 |
610 |
0,0884 |
значение 3 (ПЗ3) |
||||||
Промежуточное |
2180 |
705 |
639 |
47 |
610 |
0,0895 |
значение 4(ПЗ4) |
||||||
Отчетное значение – |
2180 |
705 |
639 |
47 |
611 |
0,0889 |
2015 (ОЗ) |
||||||
Влияние факторов показано в таблице 17.
Таблица 17 – Расчет степени влияния на рентабельность продаж основных факторов
Фактор |
Формула расчета |
Абсолютн. |
В % к общему изменению |
|
величина |
рентабельности продаж |
|||
Выручка |
ПЗ1–БЗ |
0,2928 |
155,32 |
|
оплата труда |
ПЗ2–ПЗ1 |
–0,0683 |
–36,24 |
|
материальные |
ПЗ3–ПЗ2 |
–0,0365 |
–19,36 |
|
затраты |
||||
Амортизация |
ПЗ4 – ПЗ3 |
0,0011 |
0,58 |
|
прочие затраты |
ОЗ – ПЗ4 |
–0,0006 |
–0,29 |
|
общее |
изменение |
|||
рентабельности |
ОЗ–БЗ |
0,1885 |
100,00 |
|
продаж |
- сумме положительный фактор составил 29,39%, отрицательный фактор –10,54%.
Таким образом, политика управления предприятия характеризуется повышением эффективности производственно-сбытовой деятельности, что выражается в достижении положительной рентабельности почти по всем направлениям деятельности компании. Кроме того, компания увеличила объемы работ, что обеспечило дополнительную прибыль фирме.
Вместе с тем, предприятие в 2017 году оставалось убыточным. Это делает важной работу, направленную на выявление резервов повышения прибыли. В условиях замедления экономики в 2018 году предприятию будет трудно увеличить доходы и рентабельность, поэтому приоритетным направлением повышения прибыли должна стать экономия расходов. Проект сокращения расходов компании представлен в третьей главе работы.