Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. Большая часть испытуемых 58% (Рома Л., Витя Г., Аня Е., Макс™ Т., Оля Т., Леня М., Антон В., Игорь П.) показала среднее осознание нравственных ценностей, они набрали 2 балла. И респонденты набравшие 1 или 0 баллов испытуемых показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей, это 16% , что свидетельствует о том, что воспитанники нечетко определяют и с трудом соотносят такие ценностей как щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, с реальными жизненными ситуациями, разрешая проблемные ситуации на основе нравственных ценностей и давая элементарную нравственную оценку определять умение детей. Отобразим полученные результаты графически на рис 1.

Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).

Таким образом, нами была разработана программа исследования, подобрана методика и проведена первичная диагностика сформированности нравственных ценностей у старших дошкольников (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие). Результаты первичной диагностики показали, что низкий уровень - у 16 % испытуемых, средний уровень - у 58 % воспитанников, и высокий - у 26 % респондентов.

2.2.Система занятий, направленная на формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством процесса общения

Для реализации формирующего этапа педагогического эксперимента по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников нами составлена программа «Сказка», на основе авторской программы А.О.Прохоровой.

Цель программы: создание в образовательной организации условий для формирования нравственных ценностей (представления и эталоны) о нормас социальных отношений и моделях поведения у дошкольников.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

  1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
  4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
  5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
  7. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
  8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Программа включает в себя следующие блоки:

Первый блок - «Какой «Я»» - направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, любовь - эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает.

Второй блок - «Внутренний мир» - развивает навык советоваться со своей совестью и вызвать у детей желание практической реализации

полученных жизненных принципов; воспитывает желание поступать по совести, развитие нравственного чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека.


Третий блок - «Моя семья» - направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.

Четвертый блок - «Трудолюбие» - направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени.

Пятый блок - ««Я» и окружающие люди» - направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения рож мальчика будущего мужчины - защитника мамы и Родины. Способствует воспитанию в детях мужества и смелости (в мальчиках - желание подражать богатырям). Учет детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Тематическое планирование отражено в таблице 2.

Мы предполагаем, что данная программа повысит уровень сформированности нравственных ценностей личности у детей дошкольного возраста.

2.2.Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики

После проведения занятий и упражнений направленных на формирование нравственных ценностей старших дошкольников нами была проведена повторная диагностика нравственных ценностей детей дошкольного возраста (табл 2).

Таблица 2 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.):

Испытуемые

Называют

нравственную

норму

Оценка

поведения

детей

Мотивировка

оценки

Количество

баллов

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Олег Н.

+

+

+

+

+

+

3

3

2

Рома Л.

-

+

+

+

+

+

2

2


Продолжение Таблицы 2 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.): повторная диагностика

Испытуемые

Называют

нравственную

норму

Оценка

поведения

детей

Мотивировка

оценки

Количество

баллов

I

II

I

II

I

II

I

II

3

Витя Г.

+

+

-

+

+

+

2

3

4

Аня Е.

+

+

+

-

-

-

2

1

5

Вера Ш.

+

+

+

+

+

+

3

3

6

Максим Т.

+

+

+

+

-

+

2

3

7

Оля Т.

-

-

+

+

+

+

2

2

8

Сережа К.

-

-

-

+

-

-

0

1

9

Леня М.

+

+

+

+

-

+

2

3

10

Илья К.

+

+

+

+

+

+

3

3

11

Антон В.

+

+

+

+

-

+

2

3

12

Ксюша А.

+

-

-

+

-

+

1

2

13

Наташа Ц.

+

+

+

+

+

+

3

3

14

Эля П.

-

+

-

+

+

+

1

3

15

Игорь П.

+

+

-

+

+

+

2

3

Из таблицы, мы видим, что 67 % испытуемых (Олег Н., Витя Г., Вера Ш., Максим Т.Леня М., Антон В., Илья К., Наташа Ц., Эля П., Игорь П.) показали высокое осознание нравственных ценностей, они набрали 3 балла. Это говорит о том, что воспитанники могут оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонны судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. У 20 % испытуемых (Рома Л., Оля Т., Ксюша А.) - среднее осознание нравственных ценностей и 13 % испытуемых, набравших 1 балл, показали низкий уровень осознания нравственных ценностей. Это свидетельствует о том, что испытуемые не четко определяют такие качества как щедрость - жадность и с трудом соотносят такие нормы, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, с реальными жизненными ситуациями, разрешая проблемные ситуации на основе нравственных ценностей давая элементарную нравственную оценку определять умение детей. Нужно отметить, что повторная диагностика не выявила детей с нулевым показателем сформированности нравственных ценностей.


В результате мы видим, что после проведенных занятий по программе «Сказка», почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных ценностей (67% детей) и лишь небольшой процент испытуемых (13 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию у детей эти показатели были совсем другими: 16 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей, а высокий уровень - у 26% испытуемых. Показатели, полученные при первичном и повторном исследование графически отобразим на рис. 2.

Рисунок 2 Результат первичной и повторной диагностики по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).

Таким образом, мы видим, что проведение специальных занятия и мероприятий направленные на формирование нравственных ценностей дало хорошие результаты, исследование показало положительную динамику развития нравственных ценностей у дошкольников. Количество детей с высоким уровнем, выросло с 26 % до 67 %.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что сказка является одним из самых доступных и эффективных средств формирования нравственных ценностей у дошкольника, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на развитие нравственных ценностей детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования образных представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, мотивации к нравственным поступкам. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственых поступках (действиях). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «нравственное воспитание», которое мы расматривали в работе, как целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.

Заключение

Нравственное воспитание выступает как механизм формирования нравственных ценностей. Механизм формирования нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников нравственное сознание, нравственные чувства, и устойчивое нравственное поведение, соответствующие требованиям современного образа жизни. Следовательно нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоционально-положительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия). Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.