Файл: «Корпоративная культура в организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время торговая сеть «Мария-Ра» включает в себя 755 магазинов, их градация по категориям выглядит следующим образом: А категория (1000-3000 кв.м) – 40 магазинов; 1 категория (400-600 кв.м) – 241 магазин; 2 категория (250-400 кв.м) – 259 магазинов; 3 категория (до 250 кв.м) – 215 магазинов.

Компания уделяет большое внимание своей ассортиментной политике, в соответствии с ней ассортиментная матрица должна постоянно корректироваться, исходя из следующих соображений: ежеквартально 10% наименований, показавших худший результат по продажам в каждой категории, исключаются из ассортимента, а на их место попадают новые. Также стоит отметить, что в ассортимент включаются товары, в соответствии с пожеланиями и запросами покупателей, после изучения потребительского рынка и определения товаров, которые пользуются спросом.

«Мария-Ра» требовательно подходит к выбору поставщиков и определяет следующие критерии к поставщикам для входа в сеть: вся продукция должна иметь безусловное и постоянное качество; логистика поставщика обеспечивает бесперебойное движение товаров и соответствующих документов; поставщик предоставляет сети эксклюзивные условия поставки товаров; поставщик обеспечивает качественную упаковку и маркировку товара; организационная структура, идеология и уровень управления позволяют поставщику быть конкурентоспособным на рынке по крайней мере в краткосрочной (3 года) перспективе.

Также требовательно торговая сеть «Мария-Ра» определяет критерии к товару: товар востребован покупателем (присутствует в большинстве торговых точек города); товар удовлетворяет запросам покупателей и компании по цене; товар поставляется поставщиком бесперебойно; товар имеет срок годности более, чем в три раза превышающий срок реализации в сети; поставщик гарантирует возврат и обмен товара при технологическом браке и истечении срока годности;

В Томской области насчитывается 80 магазинов, 1 офис и 1 учебный центр (на 2016 г.).

В 2011 г. компания «Мария-Ра» стала победителем рейтинга розничных сетей России по развитию собственных торговых марок сразу в двух номинациях: «За долю в обороте» и «Лидер по эффективности». На начало 2016 г. в «портфеле» компании 28 собственных торговых марок. Товары под марками: «Коровкино», «Велада», «Мария», «Мясной стандарт», «Матренин двор», «Эдем», «Пышкин дом» и многие другие являются лидерами продаж в своих категориях. Также по версии журнала «РБК» компания «Мария-Ра» занимает шестую строчку рейтинга эффективности крупнейших отечественных продуктовых ритейлеров.


2.2. Анализ элементов корпоративной культуры (поверхностный уровень)

Для «Мария-Ра» свойственен авторитарный стиль управления. Деятельность компании предполагает наличие чёткой иерархии руководителей и подчиненных, стиль руководства предполагает строгое соблюдение субординации. Порядок подчиненности является основой для поддержания и порядка в процессе работы, справедливости по отношению ко всем сотрудникам.

Слоган компании звучит следующим образом: «Мария-Ра» – Плати меньше – живи лучше! Ценностями компании являются: лидерство, полная отдача, честность, ответственность, сотрудничество, качество. Компания разработала корпоративный гимн, вот некоторые строки из него: ««Мария-Ра», «Мария-Ра», Жизнь хороша и щедра! «Мария-Ра», «Мария-Ра» – Знак заботы и добра!» (см. приложение 1).

Фирменный стиль «Мария-Ра» не меняется с момента создания первого магазина. По рассказам сотрудников компании происхождение названия «Мария-Ра» связано с именем матери директора – «Мария», а вторая составляющая логотипа «Ра» связана с богом солнца. Логотип компании состоит из двух частей: уникального графического написания и солнышка с большими буквами «РА» по центру (см. приложение 2). Вместе они образуют отличительную символику компании. Часть логотипа компании представляет собой изображение солнца, кто-то видит в нем черты подсолнуха, что символизирует свет, урожайность, плодородие и неослабевающее стремление к новым горизонтам. В логотипе присутствует три основных цвета: желтый, оранжевый, зеленый. Желтый цвет считается символом легкости и радостного восприятия жизни, при этом этот цвет активно воздействует на сознание покупателей, как раз за счет своей яркости. Оранжевый – цвет теплоты, энергии и силы. Зеленый цвет символизирует плодородие, экологическую чистоту и заботу об экологии. Использование в одежде персонала магазинов атрибутов корпоративного стиля подчеркивает высокий уровень внутренней культуры компании и создает единый корпоративный дух, что немаловажно для правильного восприятия компании потенциальными покупателями и партнерами. К деловым атрибутам относятся фартук, кепка.

Внешний вид работников является важной компонентой общего имиджа компании «Мария-Ра», однако, никакого документального подкрепления не существует. В офисах предпочтение отдается классическому деловому стилю в одежде: белый верх, черный низ, при этом длина юбки должна быть не выше колена. Это в свою очередь формирует благоприятную, конструктивную рабочую атмосферу, способствует созданию и поддержанию положительного образа компании в глазах деловых партнеров и гостей. Для сотрудников магазина существует форма: фартук и шапочка, в соответствии с фирменным стилем компании форма выдержана в желто-зеленых цветах (см. приложение 3), что свидетельствует о причастности каждого отдельно взятого сотрудника к большой и успешно развивающейся, в течение многих лет, торговой продовольственной сети, способствует формированию благоприятного имиджа в глазах покупателей.


У компании есть корпоративный сайт, который появился в 2003 г. Сайт оформлен в желто-оранжево-зеленых цветах в соответствии с фирменным стилем компании (см. приложение 4). Информация, опубликованная на данном сайте призвана дать общую информацию о деятельности компании, но при этом стоит отметить отсутствие истории развития сети. Есть информация об имеющихся вакансиях, расписаны преимущества работы в сети и возможности карьерного роста, истории карьерного успеха сотрудников, как «доказательство» возможного роста в сети. Корпоративный сайт содержит вкладку новости, где постоянно происходит уведомление об открытии новых магазинов, акциях и всего происходящего в компании «Мария-Ра». Также на сайте можно найти электронные версии листовок «Выгода здесь!» с акционными товарами, что очень удобно для покупателя – можно зайти на сайт и ознакомиться на какие именно товары сейчас действует скидка и исходя из этого планировать свои покупки. Раздел «акции» наполнен информацией о социальных проектах компании, подробно расписано участие «Мария-Ра» в социальной сфере, что в свою очередь формирует в глазах потребителей имидж социально-ответственной компании. На сайте можно найти различные рецепты приготовления блюд, а также присутствует обратная связь, то есть можно задать интересующие вопросы и получить на них ответ. Большой плюс корпоративного сайта заключается в наличии карты сети в онлайн режиме, где можно найти любой магазин в любом регионе присутствия торговой сети «Мария-Ра», посмотреть время его работы и точный адрес.

2.3.Анализ документации (подповерхностный уровень)

В компании отсутствует Кодекс деловой этики, поведение сотрудников магазинов «Мария-Ра» регламентируется документом – «Правила внутреннего трудового распорядка в объектах розничной торговой сети», этот документ включают следующие положения:

1) работники обязаны вести себя примерно и корректно, не допуская отклонений от признанных норм делового общения; поддерживать чистоту и порядок на рабочих местах;

2) сотрудники, работающие на объекте, независимо от статуса и должности, обязаны проявлять вежливость, уважение, терпимость в общении с покупателями и между собой;

3) при прибытии на объект сотрудник обязан переодеться в форменную, рабочую одежду, разместить на одежде бейдж с указанием должности, фамилии и имени в соответствии со стандартами внешнего вида;


4) сотрудники торгового зала могут покинуть рабочее место для посещения комнаты приема пищи и туалетной комнаты в следующем порядке – кассиры и продавцы с разрешения администратора; заместители управляющего объектом, администраторы, товароведы, грузчики – с разрешения управляющего объектом;

5) по окончании смены сотрудник обязан привести в порядок рабочее место; убрать за собой мусор и инвентарь; отключить торговое, кассовое оборудование, освещение;

6) переодеться, забрать личные вещи; зарегистрироваться в журнале прихода/ухода после досмотра покинуть помещение;

7) категорически запрещается: наличие при себе в течение рабочей смены личных вещей и денежных средств, телефона; покидать объект без досмотра; выходить без разрешения из помещений магазина, на улицу; использовать интернет, электронную почту и иные виды связи; использовать оборудование, помещение объекта в личных целях; курение, употребление алкоголя, наркотических, психотропных средств; приносить на объект товар, аналогичный реализуемому в магазине, за исключением средств личной гигиены.

В процессе исследования корпоративной культуры мною был изучен коллективный договор компании «Мария-Ра». Коллективный договор является главным документом правового характера, регулирующим социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения между администрацией и трудовым коллективом «Мария-Ра». В нем отражены главные аспекты жизни и деятельности коллектива компании и выделены, в частности, в специальные разделы «Трудовой договор», «Рабочее время и время отдыха», «Оплата труда», «Отпуска», «Условия и охрана труда», «Социальные льготы и гарантии».

Коллективный договор «Мария-Ра» – это корпоративный нормативный документ, эффективность и жизнеспособность которого заключается в том, насколько полно реализуются в повседневной жизни условия и возможности в области защиты прав и интересов работников, их семей – будь то оплата труда или его охрана, социальные льготы или оздоровление. В течение последних лет деятельности компании, в коллективный договор были внесены следующие коррективы: были введены обязательства о премировании работников ко Дню защитника Отечества, 8 Марта, Новому году, были увеличены выплаты материальной помощи в связи с рождением ребенка.

Компания заинтересована в максимально быстром вхождении в должность новых сотрудников, с этой целью предусматривается программа адаптации новых сотрудников, в которую входят мероприятия, направленные на адаптацию к условиям работы, на создание условий для карьерного роста и на максимальную реализацию творческого потенциала. В первый рабочий день новому сотруднику демонстрируется презентация, в которой отражены этапы становления торговой сети, ее стратегические цели, достижения и награды, традиции компании, нормы корпоративной культуры. Благодаря этому у сотрудника формируется понимание перспективных и текущих целей компании; осознание своей роли в достижении этих целей и своей ответственности; развитие чувства приверженности корпоративной культуре, корпоративным ценностям и мотивации к достижению высоких профессиональных результатов. За каждым новым сотрудником закрепляется наставник, который способствует наиболее быстрой адаптации в профессиональной сфере деятельности и снижению некачественно выполненной работы. Также большое внимание уделяется и обучению персонала, с каждым годом растет количество средств, которые компания выделяет для этих целей. Мероприятия, направленные на создание условий для профессионального и карьерного роста новых специалистов, включают приобретение дополнительных знаний, навыков и умений в области своей профессиональной деятельности; овладение современными технологиями в сфере профессиональной деятельности; раскрытие и развитие творческого потенциала. Компания осуществляет внутрифирменное обучение своих кадров, то есть не прибегает к услугам сторонних организаций. Обучение проходят как кандидаты на новую должность, так и сотрудники, для повышения квалификации и усовершенствования профессиональных знаний. Так, например, процесс обучения для кандидатов на должность «товаровед» проходит в четыре этапа (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Алгоритм внутрифирменной подготовки кандидатов на должность «товаровед»

Первый этап называется «Ознакомительная трехдневная ориентация», ознакомление кандидата с работой производится на основе добровольного волеизъявления кандидата, никаких правоотношений между компанией и гражданином не возникает и не оформляется, время ознакомления не оплачивается. В процессе трехдневной ознакомительной ориентации кандидат знакомится с локальными нормативными актами (инструкции, приказы) затем наставник проводит вводное ознакомление, обучает кандидата на рабочем месте в соответствии с программой и проводит оценку приобретенных знаний и навыков, фиксируя данные в сопроводительном листе. Кандидаты, которые по итогу ознакомительной ориентации получили средний балл не менее трех баллов, направляются на теоретическое обучение в учебный центр (регион). Обучение проводится в соответствии со специально составленной программой и первым делом происходит знакомство с корпоративной культурой компании. По результатам теоретического обучения предусмотрена промежуточная оценка полученных знаний, удовлетворительной оценкой считается оценка не менее трех баллов. Следующий этап практический «Ввод в должность», его целью является закрепление полученных знаний и навыков под руководством наставника, подготовка к самостоятельной работе, затем происходит итоговая и решающая оценка знаний.

Развитие современной компании невозможно без развития социальных программ, охватывающих жизнь общества. Общественную жизнь компании можно увидеть в таблице 2.

Помимо этого, компания «Мария-Ра» проводит городские мероприятия, такие как: «Лыжный праздник», «Пасха», «День Победы» и активно участвует в праздновании дня рождения г. Барнаула. Стоит отметить, что компания также выделяет средства на благоустройство, социальные программы и общественные мероприятия городов и поселков Алтайского края.

С целью укрепления корпоративного духа проводится целый ряд мероприятий. В частности, торжественные празднования Нового года, 23 Февраля, 8 Марта, дня рождения компании. Помимо этого, существуют и другие мероприятия, направленные на сплочение коллектива и повышение здоровья сотрудников, например, день ходьбы – это новое мероприятие для компании, которое проводится с периодичностью раз в месяц и заключается в прохождении всем коллективом «трассы здоровья», в Томске длина такой трассы равна 10 км, после преодоления которой проводится небольшой пикник. Для офисных работников «Мария-Ра» в Томской области также проводится один раз в неделю «спорт час».