Файл: «Корпоративная культура в организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательным для сотрудников компании можно назвать и мероприятие по открытию/закрытию спортивной лыжни, где за каждым закреплены определенные обязанности. Все это является очень важным фактором в деле сплочения коллектива компании, создании благоприятной атмосферы и напрямую влияет на культуру компании.

Таблица 2

Общественная жизнь компании «Мария-Ра»

Социальные программы

Описание программы

1

2

1. «Союз ветеранов Афганистана»

Компания «Мария-Pa» активно поддерживает семьи погибших в Афганистане солдат, а также инвалидов Афганистана и Чечни. Для детей организовывается отдых в Горном Алтае на туристической базе «Исток». Каждый год к 8 Марта матери погибших воинов имеют
возможность отдохнуть в санатории «Сосновый бор», а в день матери и на Новый год «Мария—Ра» дарит им подарки. Детям погибших военнослужащих выплачиваются ежемесячные стипендии компанией.

2. «Здравствуй школа»

Компания поздравляет первоклассников с Днем Знаний и вручает ценные подарки - школьные принадлежности

3. «День учителя»

Впервые в 2005 г. совместно с партией «Единая Россия» была проведена акция в поддержку учителям Алтайского края. Приобретено 3 квартиры лучшим педагогам

4. «Детские дома»

Компания оказывает материальную помощь детским домам Алтайского края. В 2014 г. 47 детских домов получили от компании спортивный инвентарь. В 2015 г. более 300 детей получили новогодние подарки. В 2016 г. воспитанникам детского дома - интернат были переданы вещи

5. Помощь ВУЗам и школам

К каждому учебному году компания приобретает спортивный инвентарь для школ и ВУЗов Алтайского края, так же оказывается помощь на проведение мероприятий

6. «Детские спортивные команды»

«Мария—Ра» является спонсором футбольной команды «школа им. А. Смертина»

7. «Пища жизни»

Компания является участником социальной программы, по предоставлению горячих обедов социально-незащищенным слоям населения

Продолжение таблицы 2

1

2

8. «Лыжня здоровья»

В 2006 г. в подарок горожанам компания построила лыжную трассу в г. Барнаул и обслуживает ее, постепенно такие лыжни появляются и в других городах присутствия компании


В целях повышения лояльности сотрудников компании для офисных работников предусмотрены некоторые льготы. Питание в столовой компании бесплатное, при приеме на работу каждому сотруднику выдается «карта на питание», ежедневный лимит на этой карте равен 150 руб. Также для работников предусмотрена «карта лояльности», на которую в связи с определенными заслугами и праздниками может начисляться заранее установленная сумма денег, расходование которой возможно только в магазинах сети «Мария-Ра». Для сотрудников, рабочая деятельность которых подразумевает частые перемещения по городу, предусмотрена оплата топлива. В компании существует корпоративная сотовая связь, расходы по которой полностью берет на себя «Мария-Ра». Компания заботится о здоровье своих работников и поэтому частично возмещает их затраты на посещение спортивных залов. Также ежегодно на каждого сотрудника компании выделяется 10 000 руб. для совместного корпоративного отдыха на природе.

Стимулирование работников к достижению высоких результатов и выполнению качественной работы в большинстве своем осуществляется с помощью материальных поощрений либо наказаний. Для каждой категории работников предусмотрен оклад, остальная часть заработной платы это премиальные, которые могут быть уменьшены за некачественное выполнение работы. Однако в последние годы компания стала применять по отношению к персоналу и нематериальное стимулирование, например, появился конкурс «Лучший сотрудник года» и «Лучший директор и лучший магазин», доска почета в магазинах и офисах компании.

2.5. Определение типа корпоративной культуры

с помощью инструмента OCAI

На основе проведенного анализа всех представленных в «Мария-Ра» элементов корпоративной культуры, документов, наблюдения за сотрудниками компании, можно перейти к визуализации корпоративной культуры путём построения профиля корпоративной культуры организации.

Для исследования типа корпоративной культуры использовалась анкета Куинна и Камерона. С помощью этой методики возможно исследовать не только текущее состояния, но и оценить будущее желательное состояние организации. В анкете шесть вопросов и каждый из них предполагает четыре альтернативных ответа. Для оценки нынешней организационной культуры 100 баллов распределяются между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует организации. Тоже самое происходит и с колонкой предпочтительного состояния организационной культуры. В итоге на каждый вопрос суммарное значение весов всех альтернатив равняется 100 баллам.


Исследование проводится по репрезентативной выборке, с обследованием людей, работающих в офисах и магазинах «Мария-Ра» в Томской области с общей численностью персонала 900 человек, из них: 30 человек – менеджеры; 780 – кассиры; 90 – прочий персонал.

Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность – целевой установкой программы (3% от каждой выделенной ранее категории персонала). В данном исследовании в качестве основного параметра выделяется род занятий.

Структура выборки выглядит следующим образом: менеджеры, кассиры, прочий персонал. Таким образом, в ходе исследования было опрошено 27 сотрудников: 1 менеджер, 23 кассира и 3 сотрудника офиса. Результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты анализа типа корпоративной культуры

Ответ (Тип культуры)

Существующая культура, средний балл

Предпочитаемая культура,
средний балл

А (Клан)

26

41

В (Адхократия)

21

13

С (Рынок)

36

29

D (Иерархия)

17

17

Рисунок 2 - Профиль корпоративной культуры «Мария-Ра» в Томской области

Исходя из полученных данных, видим, что в настоящий момент в корпоративной культуре компании преимущественно проявлены черты рыночной культуры. Это значит, что в компании жесткое руководство, нацеленное на выживание предприятия на внешнем рынке, а не на внутренний комфорт персонала. Присутствует конкуренция и соперничество между сотрудниками, каждый из которых действует исходя из личных конкретных целей. Такая конкуренция в свою очередь может снижать общую результативность деятельности компании.

Культура акцентирует стремление работников к победе, за достижение положительной репутации и успеха компании ответственными признаются все сотрудники компании. Для компании важно лидерство на рынке. Затем практически на одном уровне проявлены черты клановой культуры и адхократии, это предполагает, что в культуре «Мария-Ра» все же в незначительной мере присутствует командный тип работы, иногда работники ориентируются не на инструкции и предписания, а на неформальные нормы и ценности.


Так же анализ проводился по ответам работников относительно предпочитаемой культуры в их компании. Здесь наблюдается обратная ситуация, предпочтение отдается клановой культуре, а рыночная уходит на вторые позиции. Сотрудники компании хотели бы работать в более дружественной атмосфере и сплоченном коллективе, где у людей много общего, а компания похожа на одну большую семью, где руководители являются родителями для своих подчиненных. Так же персонал «Мария-Ра» хотел бы чувствовать заботу со стороны компании, иметь возможность для совершенствования своей личности. Каждый сотрудник, независимо от занимаемой им должности и профессионального статуса ждет от руководства внимания к его личности, готовности включать его в общую систему совместного решения проблем. Понимание особенностей корпоративных культур очень важно для эффективного управления компанией и позволит руководителю значительно поднять эффективность управления коллективом.

Сегодня компания «Мария-Ра» находится в выгодном экономическом положении, занимает высокую позицию в конкурентной среде. Корпоративная культура компании является отражением ее успешной деятельности и находится на этапе постоянного развития и совершенствования. На развитость культуры указывает как уникальный и узнаваемый фирменный стиль компании, так и усилия, приложенные руководством для развития и сплочения всего персонала. Так, например, в процессе осуществления своей деятельности компания руководствуется сформулированными ценностями: лидерство, полная отдача, честность, ответственность, сотрудничество, качество. У «Мария-Ра» есть свои истории и мифы, которые обсуждаются внутри коллектива. Одна из таких историй связана с происхождением названия компании, которая гласит, что название торговой сети связано с именем мамы директора и богом солнца «Ра». Стоит отметить, что компания заботится о сотрудниках с первых рабочих часов, проводятся мероприятия для успешной адаптации, обучение в процессе профессиональной деятельности, мероприятия для сплочения коллектива, празднования «стандартных» праздников. Внутри компании возможен карьерный рост, например, от продавца до товароведа. Помимо этого, компания также осуществляет и социальную помощь населению, тем самым формируя положительный имидж со стороны общества. Однако по результатам проведенного исследования с помощью опросника Куинна и Камерона выявилось несоответствие существующей культуры в компании и предпочитаемой персоналом. На данный момент, по результатам исследования, культуру «Мария-Ра» можно отнести к рыночному типу, то есть отсутствует комфорт внутри компании, минимальный уровень заботы о персонале, стратегические цели компании направлены на развитие в условиях конкурентной среды, в то время как предпочтение работники отдают культуре с «семейной атмосферой», где компания заботится о персонале и способствует его развитию. Из выше сказанного следует, что усилия компании направленные на повышение лояльности своих сотрудников и развитие культуры недостаточны, подтверждением этому может быть высокая текучесть кадров, выявить которую получилось, проанализировав раздел «вакансии» на официальном сайте компании. Таким образом, определим слабые стороны существующей корпоративной культуры:


1. Несоответствие существующей корпоративной культуры компании с желаемой.

2. Отсутствие документа о внешнем виде и рабочей одежде сотрудников.

3. Несовершенная система мотивации работников.

4. Недостаточное количество мероприятий для сплочения коллектива.

5. Корпоративный сайт компании содержит мало информации о компании.

Выводы.

В рамках работы была проведена диагностика культуры торговой сети «Мария-Ра». Сегодня компания находится в выгодном экономическом положении, занимает высокую позицию в конкурентной среде. Корпоративная культура компании является отражением ее успешной деятельности и находится на этапе постоянного развития и совершенствования.

На развитость культуры указывает как уникальный и узнаваемый фирменный стиль компании, так и усилия, приложенные руководством для развития и сплочения всего персонала. Фирменный стиль компании находит отражение в рабочей одежде сотрудников магазина и корпоративном сайте компании. Так, например, в процессе осуществления своей деятельности компания руководствуется сформулированными ценностями: лидерство, полная отдача, честность, ответственность, сотрудничество, качество.

У компании «Мария-Ра» есть свои истории и мифы, которые обсуждаются внутри коллектива. Одна из таких историй связана с происхождением названия компании, которая гласит, что название торговой сети связано с именем мамы директора и богом солнца «Ра».

Стоит отметить, что компания заботится о сотрудниках с первых рабочих часов, проводятся мероприятия для успешной адаптации, обучение в процессе профессиональной деятельности, мероприятия для сплочения коллектива, празднования «стандартных» праздников. Внутри компании возможен карьерный рост, например, от продавца до товароведа. Помимо этого, компания также осуществляет и социальную помощь населению, тем самым формируя положительный имидж со стороны общества.

Однако по результатам проведенного исследования с помощью опросника Куинна и Камерона, которое проводилось среди сотрудников в Томской области выявилось несоответствие существующей культуры в компании и предпочитаемой персоналом. Анкетирование прошли 27 сотрудников компании «Мария-Ра»: 1 менеджер, 23 кассира и 3 сотрудника офиса. На данный момент, по результатам исследования, культуру «Мария-Ра» можно отнести к рыночному типу, то есть отсутствует комфорт внутри компании, минимальный уровень заботы о персонале, стратегические цели компании направлены на развитие в условиях конкурентной среды, в то время как предпочтение работники отдают культуре с «семейной атмосферой», где компания заботится о персонале и способствует его развитию. Из выше сказанного следует, что усилия компании направленные на повышение лояльности своих сотрудников и развитие культуры недостаточны, подтверждением этому может быть высокая текучесть кадров, выявить которую получилось, проанализировав раздел «вакансии» на официальном сайте компании. Таким образом, можно назвать слабые стороны существующей корпоративной культуры: