ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 4111
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности
Глава 1. Чтение как вид деятельности
1.1. Чтение как вид деятельности
1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности
Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»
Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия
2.1. Сферы читательского восприятия
2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения
2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия
Глава 3. Младший школьник как читатель
3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками
3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Учебное пособие «Литературное развитие младших школьников» предназначено для студентов педагогических вузов по направлению 540600 «Педагогика» и специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования». Назначение учебного пособия – формирование теоретических знаний о читательской деятельности и ее специфике в младшем школьном возрасте, о специфике процесса литературного развития младшего школьника и содержании литературного образования на этапе начальной школы, о методах и приемах формирования и развития младшего школьника как читателя, о методиках и технологиях урока литературы в начальной школе в современной социокультурной ситуации; формирование специальных профессиональных умений и навыков, методико-технологической культуры учителя литературы.
В пособие включен теоретический материал, сопровожденный многочисленными примерами вопросов и заданий для младших школьников, уроков, детских ответов и работ, анализом уроков и детских устных и письменных ответов, алгоритмами постановки вопросов и системой практических заданий, позволяющих сформировать специальные профессиональные умения, необходимые учителю начальных классов.
Пособие может быть также полезно слушателям курсов повышения квалификации, всем, кто получает постдипломное образование, методистам НМЦ по специальности «Начальное образование».
От автора
В интервью газете «Аргументы и факты» (июнь 2006 г.) актер В.Ливанов заметил, что без культуры мертва душа народа. Продолжая его мысль, добавим, что без литературы невозможно существование самой культуры. Как бы интенсивно ни развивались сегодня зрелищные искусства, общение в социуме невозможно без слова. Чувствовать эмоциональный заряд, скрытый в слове, понимать его смыслы, представлять образы – значит понять другого человека – иного, отличного от тебя. В этой способности человека – основа толерантности, без которой немыслимо существование многонационального государства, каким является Россия.
Задумывались ли вы над тем, что до серьезной литературы дорастают далеко не все, даже получившие высшее образование, а вот мимо детской книги не проходит ни один человек? «Все мы родом из детства», – сказал писатель. Вы, конечно, читали и мифы, и народные сказки, и произведения, вошедшие в круг детского чтения, созданные А.С.Пушкиным, Л.Толстым, А.Куприным, А.Толстым, Д.Хармсом, В.Драгунским, Л.Кэрроллом, Х.К.Андерсеном, Дж.Родари, А.Милном… (у каждого свой список). Что будут читать ваши дети и внуки, как они будут читать, заплачут ли о брошенной Кусаке из одноименного рассказа Л.Андреева, будут ли желать счастья андерсеновским Дюймовочке, русалочке, оловянному солдатику, будут ли вместе с Дениской Кораблевым из рассказов В.Драгунского открывать мир и постигать непростые отношения между людьми? Какие новые книги придут в наши дома?
Над этими вопросами задумываются ученые и учителя, работающие с детской книгой, и пытаются сохранить в нашем обществе культуру чтения, возродить традиции семейного чтения, исследуют явления новой и новейшей детской литературы, разрабатывают методические подходы, помогающие маленькому ребенку войти в мир литературы и культуры. Позиция автора этого учебного пособия основывается на естественном законе: человеческое существо, входя в мир, учится жить в нем, постигает правила, без соблюдения которых оно не выживет. Отпускать ребенка в свободное плавание, не научив его плавать, преступно: кто-то, конечно, поплывет, а кто-то ведь и утонет. Применяя это общее положение к искусству слова, будем трактовать его так: если мы не научим ребенка читать и думать о прочитанном, то кто-то после школы никогда больше книгу не откроет.
Искусство и в наше время остается носителем, хранителем нравственных ценностей. Литература в этом смысле клад, но не потаенный, а доступный каждому, кто научился из букв слагать слова. Отвращение от литературы ведет к утрате нравственности. Не передав будущему поколению нравственные ценности, созданные, выстраданные русским народом, мы обрекаем Россию как самостоятельную страну на вырождение и вымирание. Литература – один из медиаторов, формирующих сознание и душу человека и обладающих огромным нравственным потенциалом. Входя в художественный мир произведения, созданный писателем с помощью слова, проживая и переживая вместе с его персонажами разнообразные коллизии, ребенок открывает законы мира реального: разные точки зрения, боль и страдания, радость побед над своими слабостями…
Литература – искусство, требующее от читателя сопереживания, сочувствия, а не только логического осмысления. Смыслы в литературе рождаются в сложной борьбе эмоционального и логического. Содержание детского произведения, конечно, доступно ребенку, а вот смысл требует усилий, напряжения. И задача любого, кто становится посредником между ребенком и книгой, помочь читателю осознать возникающие противоречия и найти путь к их разрешению. Не предложить готовый, в чем часто обвиняют сторонников «изучения литературы» в школе, а открыть многовариантность дорог, ведущих к авторской мысли. Если мы не найдем оптимальных методических условий, то оттолкнем ребенка от книги.
Нельзя не сказать о том, что сегодня появилась и принципиально другая позиция. Ее суть сводится к тому, что литература как учебный предмет убивает у ребенка любовь к книге, что ребенку не нужно мешать читать книги, написанные специально для него. Учитель должен научить ребенка технике чтения и позволить ему в дальнейшем самостоятельно общаться с детской книгой: пусть маленький читатель выражает свои мысли и чувства, дает свои оценки. И не надо при этом перегружать его «изучением» произведения, вмешиваться в этот процесс. Всевозможные игры вокруг литературного произведения заменяют ребенку при этом подходе истинное общение с писателем и его героями, развивая только «эго» читателя, для которого книга становится поводом для самовыражения.
Заметим, что в этой позиции есть некое разумное зерно. Безусловно, чтение любого литературного произведения – процесс индивидуальный. Но сторонники «свободного чтения» забывают о том, что читатель 6–7 лет все-таки еще не умеет читать по-настоящему, даже если и овладел технической стороной этой деятельности. Они и отпускают его в свободное плавание по океану словесного искусства, не научив его плавать, не показав, если говорить образно, где искать маяки и как понять их язык. Мы не спорим с тем, что необходимо сохранить непосредственность, эмоциональность ребенка и дать ему возможность выразить свои чувства и мысли после чтения книги. Но мы хотим, чтобы ребенок не замкнулся в индивидуализме восприятия, а открыл для себя другого человека, с его чувствами, оценками, размышлениями. Переход с позиции «Я в мире» на позицию «Я и мир» осуществляется постепенно и нуждается в коррекции со стороны умных, чутких, добрых взрослых, любящих и понимающих детей и детские книги.
Если рассматривать чтение как сложную деятельность, то станет очевидным, что ребенка этому необходимо учить. Подход к организации детского чтения как к сложной творческой деятельности, который излагает автор этого учебного пособия, вырабатывался в течение последней четверти ХХ века многими учеными-методистами, как, например, Г.И.Беленький, Т.Г.Браже, М.П.Воюшина, М.Г.Качурин, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман, Д.Н.Мурин, З.Я.Рез, и их коллегами по кафедрам вузов, в которых они работали и работают, а сегодня развивается и их учениками. Этот путь, называемый литературное развитие ребенка, сложен, потому что требует глубоких знаний детской литературы и культуры в целом, психологии ребенка и психологии литературного творчества, методики и технологий организации детского чтения, преподавания литературы и общения с искусством слова.
С проблемами литературного развития младших школьников, современными методиками и технологиями работы с художественной и научно-популярной литературой в начальной школе познакомит вас это учебное пособие. В течение семи лет его автором разрабатывались и апробировались различные формы, способы и средства подготовки учителя литературы для начальной школы; подбирался дидактический материал, в основе которого – реальные студенческие уроки, со всеми их плюсами и минусами, и авторские методические разработки; анализировалась учебная деятельность студентов. В итоге были сформулированы основные теоретические проблемы методических курсов «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» и «Методика преподавания литературы в начальной школе», без знания и понимания которых невозможна полноценная деятельность учителя литературы, а так же система занятий, на которых знания применяются студентами в конкретной практической деятельности.
Пособие состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен важнейшей проблеме преподавания литературы в школе. В первом вы познакомитесь с тем, чему и кого вам предстоит учить – чтению как виду творческой деятельности и младшим школьником как читателем литературных произведений. Во втором разделе рассматриваются проблемы литературного развития младших школьников и содержания литературного образования на этапе начальной школы. В третьем освещаются научные основы организации урока литературы в начальной школе, в четвертом – методы и приемы работы с литературным произведением, а в пятом различные технологии – т.е. средства, с помощью которых учитель может способствовать литературному и общекультурному развитию ребенка.
Практические задания к каждой теме расположены по степени нарастания трудности и сформулированы таким образом, чтобы студенты научились самостоятельно реализовывать полученные знания: от вопросов для повторения теоретического материала – к составлению вопросов к тексту, заданий для детей; от вопросов и заданий – к проектированию этапов урока, а затем и урока в целом; от анализа ученических ответов и работ – к определению уровня литературного развития ученика; от анализа чужих методических разработок – к созданию собственных.
Предложенная в пособии последовательность теоретического и практического материала представляется автору наиболее целесообразной, т.к. в основе любой образовательной технологии – личность ученика, его деятельность, поэтому невозможен разговор о методике и технологии без отчетливого представления о специфике читательской деятельности в целом и младшего школьника в частности. Знание о структуре урока, владение принципами построения урока и изучения произведения, методами и приемами изучения литературного произведения – база для освоения образовательных технологий. Умение анализировать деятельность учеников и ее результаты необходимы для коррекционной работы учителя. Поскольку деятельность любого учителя носит интегративный характер (ему необходимо быть психологом, педагогом, методистом, профессионалом в определенной области знания, высококультурным человеком), то каждая тема представлена в пособии заданиями, требующими от студента и литературоведческих, и психолого-педагогических, и общекультурных знаний и умений. В пособии уделено внимание развитию речи будущих учителей: во многих заданиях, требующих анализа деятельность учителя, внимание студентов обращается на качество речи, грамотность, точность формулировок педагога.
Автор благодарит коллег по кафедре детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена за оказанную ими помощь в апробации пособия.
Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности
Глава 1. Чтение как вид деятельности
1.1. Чтение как вид деятельности
Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату.
Цели читателя зависят и от его возраста, и от уровня его общей и профессиональной культуры, обусловлены конкретной ситуацией. Так, например, учитель обращается к книге и для того, чтобы вспомнить текст изучаемого литературного произведения, проанализировать его и подготовиться к уроку, найти новую информацию, необходимую для подготовки и успешного выполнения своей профессиональной деятельности, но в свободное время он обращается к книге для того, чтобы получить эстетическое удовольствие, испытать разнообразные эмоции, переживая вместе с героями литературного произведения жизненные коллизии и за самих героев, открыть для себя нового писателя или еще раз побеседовать со старыми знакомыми – любыми авторами.
Потребность в чтении формируется постепенно и связана как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы как искусства, так и с ее информационным потенциалом – возможностями открытия новых для читателя миров, жизненных ситуаций, размышлений.
Наши потребности претворяются в мотивы читательской деятельности: социальные (извлечение информации, необходимой для деятельности, направленной на развитие общества) и личностные (собственной развитие, эстетическое переживание). Научные мотивы (получение новых знаний) могут быть как социальными, обусловленными запросами общества, так и личностными (подтверждение своей научной компетентности, стремление к саморазвитию).
Предметом чтения становится книга, письменная речь, овеществленная в виде текста.
Средствами осуществления цели являются, во-первых, навык чтения (техническая сторона процесса чтения) и, во-вторых, система умений, необходимых для полноценного восприятия и осмысления прочитанного.
Операции читательской деятельности – это приемы, которыми пользуется читатель для извлечения смысла текста.
Чтение – это не только вид деятельности человека, но и сложный психический процесс, для которого характерны две взаимосвязанные стороны:
1) техническая – движение глаз и речезвукодвигательные процессы;
2) мыслительная – восприятие и понимание прочитанного, т.е. движение чувств и мыслей читателя.
В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения, который может быть представлен в виде схемы:
зрительное восприятие текста как набора буквенных символов – перекодировка символов (букв) в звуки и произнесение слов – психическое восприятие слов (понимание их значения, воссоздание образов, понятий и содержания текста) – осмысление читаемого (постижение смысла).