ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3946

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности

Глава 1. Чтение как вид деятельности

1.1. Чтение как вид деятельности

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

Вопросы для повторения

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Осмысление содержания может происходить на разных уровнях, и итог восприятия будет неодинаков в зависимости от возраста читателя, его жизненного опыта, культуры и умений, необходимых для полноценного осмысления произведения.

Уровни осмысления содержания произведения. Поэтому осмысление содержания может протекать на трех уровнях. Мы представим их в такой последовательности – от самого высокого к самому низкому.

1. Концептуальный уровень (Оск) (СНОСКА: Оск – осмысление содержания на концептуальном уровне). Читатель, достигший этой высоты, способен к синтезу своих наблюдений над языком произведения, стилем писателя, композицией и содержанием, т.е. воспринимает произведение именно в единстве художественной формы и содержания. Движение к авторской идее происходит постепенно, при перечитывании текста, при поиске ответов на появляющиеся у читателя вопросы. Это вопросы, прежде всего, о причинах поступков героев и сути их конфликта, об оценке их действий. Ответы читатель и находит в художественной форме. Он не пройдет мимо названия и жанрового подзаголовка, он знает, что характер героя создается разными художественными средствами, что в произведении важно не только о чем сообщается, но и кто является рассказчиком и в какой последовательности излагаются события, что пейзаж никогда не случаен и его нельзя пропустить, что авторская оценка выражена как с помощью лексических средств, так и с помощью композиции и т.п. Только при таком отношении к тексту читатель открывает для себя автора, его идею. При этом оценки автора и читателя могут не совпадать – ведь они разные люди и воспринимают мир каждый по-своему. Важно то, что у читателя возникает стремление понять другого человека и он знает, как это сделать. Для того чтобы подняться на этот уровень, нужно специально учиться языку художественной литературы как искусству.

2. Аналитический уровень (Оса) (СНОСКА: Оса – осмысление содержания на аналитическом уровне). Это более низкий уровень осмысления литературного произведения. Читатель восстанавливает причинно-следственные связи в произведении: он может по поступкам персонажа сделать вывод о качествах его характера; объяснить причины поступков персонажей и их последствия, по содержанию и стилистическим особенностям речи персонажа определить качества его характера, по поступкам и речи – отношение к другим персонажам и отношения героя с ними. Кроме того, читатель понимает и может объяснить причины собственных эмоциональных реакций и изменений в эмоциональном состоянии персонажей и автора.

Однако осознание причинно-следственных связей в произведении (поступок – характер, причина – поступок – следствие), авторского отношения к персонажам и их поступкам, попытки выделить главные проблемы произведения, не всегда бывают точными, глубокими и обоснованными. Это происходит потому, что читатель-аналитик, хотя уже и имеет представление о роли художественной формы и обращает внимание на формальные элементы произведения, пытаясь осознать их роль, еще не обладает достаточным знанием законов литературы, необходимым читательским опытом, широтой и глубиной культурных знаний; общается с произведением вне различных контекстов – исторического, культурного, литературного и т.п.


3. Репродуктивный уровень (Оср) (СНОСКА: Оср – осмысление содержания на репродуктивном уровне). Это самый низкий уровень осмысления художественного произведения. Читатель осознает и легко восстанавливает последовательность событий, запоминает персонажей и их поступки, взаимоотношения, конфликты и т.п. – т.е. воспринимает событийное начало произведения. Такое восприятие уже характеризуется как целостное, т.к. читатель может изложить события в их хронологической последовательности, перечислить основных героев. Произведение пересказывается без пропусков основных элементов развития действия, но объяснить, в чем заключается конфликт, каково авторское отношение к персонажам и событиям, какова идея произведения читатель не может. Назвать круг проблем, поднятых в произведении, читателю уже трудно – он чаще всего собьется на пересказ. Связи между поступками персонажа и качествами его характера читатель не видит, так же, как и не обнаруживает связей между описаниями природы, внешности, интерьеров и т.п. и образами-персонажами. Для такого читателя не существует художественной формы, поэтому он далек от постижения авторского отношения к героям и событиям, от осознания смысла. Он не может толковать (интерпретировать) прочитанное, а только пересказывает текст.

Если же читатель не может даже восстановить содержание художественного произведения, то нельзя вообще говорить о его осмыслении. Такое восприятие словесного произведения М.П.Воюшина назвала фрагментарным (СНОСКА: Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. – СПб.: «Специальная Литература», 1998. – С. 44–52.). Его главная особенность заключается в отсутствии целостности: из сознания читателя словно выпадают некоторые эпизоды, потому что он либо не запоминает их, либо пропускает при чтении, так как они не кажутся ему важными. Из-за дискретности восприятия процесс осмысления крайне затруднен и по сути невозможен, т.к. читатель искажает первый информационный уровень текста – содержание.

Очевидно, что подняться с репродуктивного уровня на аналитический читателю помогает художественная форма произведения, которая тоже требует осмысления.

Критериями оценки работы сферы осмысления содержания произведения будут:

точность в определении тематики произведения,

точность и глубина осмысления проблематики, конфликта, характеров персонажей и их точек зрения,

точность и глубина понимания авторского отношения к персонажам, авторской точки зрения и художественной идеи произведения (степень обобщения),


способность к осознанной целостной интерпретации и оценке литературного произведения.

Мы убедились в том, что сфера читательских эмоций и воображения вместе со сферой осмысления художественной формы мощно подпитывают сферу осмысления содержания, помогают читателю разобраться в проблематике произведения и приблизиться к постижению авторского замысла – художественной идее. Но очевидно, что осмысление художественной формы и содержания, в свою очередь, влияет на активности и точность работы читательского воображения и эмоций: чем глубже он проникает в смысл текста, тем точнее конкретизирует художественный мир произведения, тем сильнее и объективнее его эмоциональные реакции. Поэтому мы можем говорить о взаимодействии, взаимовлиянии всех сфер читательского восприятия в процессе читательской деятельности. Следовательно, понять специфику читательского восприятия произведения можно лишь в единстве деятельности всех названный нами сфер.

Итог деятельности читателя художественного произведения – осмысление текста, постижение авторской идеи произведения. На концептуальный уровень читатель может подняться только тогда, когда его эмоции точны, когда воображение его активно и идет вслед за автором, когда художественная форма произведения превращается в целый ряд авторских подсказок, ответов на возникающие при чтении вопросов. Поэтому о качестве чтения в целом мы судим по уровню осмысления содержания – это главный критерий читательской деятельности.

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.2.1. Способы выявления восприятия

Способы выявления восприятия можно разделить на две группы.

1. Невербальные способы

К ним относят иллюстрации и другие виды художественных изделий (лепка, макеты и т.п.), выполненные читателем к произведению или его эпизоду.

2. Вербальные способы

1) Ответы на вопросы, активизирующие работу всех сфер читательского восприятия. Обычно составляется анкета, в которую включаются вопросы на все уровни по каждой сфере (8–10 вопросов). Вопросы репродуктивного характера не задаются, т.к. отвечая на вопросы аналитического характера, читатель продемонстрирует, на каком уровне осмысления он находится.

2) Самостоятельная постановка читателем вопросов к прочитанному произведению и ответы на них. Этот прием позволяет увидеть, что привлекает внимание читателя, какие проблемы и аспекты текста его интересуют и как он осмысляет произведение.

3) Творческая исполнительская деятельность читателя. Качество восприятия проявляется и в выразительности чтения произведения, и в исполнении учеником роли в инсценировке.

Следует иметь в виду, что наиболее точную и объективную картину восприятия произведения младшим школьником можно получить, сочетая вербальные и невербальные способы или анкетирование с исполнительской деятельностью читателя, т.к. младший школьник еще недостаточно умеет выражать свои впечатления и объяснять свои оценки с помощью слов.


2.2.2. Результаты работы сфер читательского восприятия

Рассмотрим подробнее, как и в чем проявляются результаты работы каждой сферы восприятия.

1. Сфера читательских эмоций

Эмоции – это непосредственные чувственные реакции читателя, вызванные изображением в художественном тексте. К эмоциям относят отзывы о персонажах, оценки их поступков. Эмоции читателя могут проявляться как в вербальной (словесной) форме (т.е. в устных и письменных высказываниях-оценках, в ответах на вопросы, и в постановке вопросов к тексту), так и в невербальной (в созданных читателем произведениях изобразительного и музыкального искусства, мимике, жестах) или вербально-невербальной форме (в выборе или исполнении роли, произведения для выразительного чтения).

2. Сфера воображения

Результаты работы читательского воображения проявляются в ответах на вопросы и в выполнении заданий на конкретизацию словесных образов: в рисунках (портреты, интерьеры, пейзажи, декорации, обложки книг, иллюстрации), в сочинениях-описаниях, в сочинениях продолжений к произведениям, созданию «пропущенных» эпизодов, т.е. тех событий, которые могли произойти с героями в промежутках между описанными автором, и т.п.

3. Сфера осмысления художественной формы

Качество осмысления художественной формы обнаруживается в вопросах читателя к тексту и в ответах на вопросы, в рисунках – их композиции, образах, деталях, в точности перевода словесных художественных образов в зрительные, в точке зрения, с которой иллюстратор изображает мир.

4. Сфера осмысления содержания

Качество осмысления содержания проявляется в ответах на вопросы, в постановке вопросов к тексту, в словесной интерпретации произведения (сочинения), в рисунках, в исполнительской деятельности.

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

2.3.1. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия

О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в определенной последовательности вопросов. В методике их часто называют «вопросами на восприятие». Формулировка вопросов, ответы на которые покажут учителю качество работы каждой сферы восприятия, только на первый взгляд кажется простым делом – в действительности это не только умение, а методическое искусство. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

Анкета предполагает письменные ответы, которые ученик отыскивает самостоятельно, без каких-либо комментариев и помощи учителя. Поэтому все вопросы должны быть сформулированы ясно, точно (не допускать двусмысленности в их толковании) и по возможности лаконично. В вопросе не должно быть подсказки, подталкивающей ученика к нужному ответу.


Обычно в анкете должно быть столько вопросов, сколько необходимо для получения полной картины восприятия произведения, и в то же время вопросы следует свести к минимуму, значит, каждой сфере и каждому ее уровню будет соответствовать один вопрос, кроме вопроса на осмысление содержания на репродуктивном уровне (см. ниже).

Начинается анкета всегда с вопроса, активизирующего работу эмоциональной сферы. Это связано как с эстетической природой искусства слова (его эмоциональностью), так и спецификой читательской деятельности, в основе которой лежат эмоции. Цель «эмоционального» вопроса – проверить, насколько активны эмоциональные реакции читателя и насколько они адекватны авторским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоциональную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие события или переживания героя вызывают у читателя эмоциональный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные компоненты произведения или испытывает эмоциональное воздействие его художественной формы.

Приведем примеры вопросов, выявляющих эмоциональные реакции учеников.

1. С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

2. Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»?

3. Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой больше движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным вопросом» добавляют вопрос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления, т.к. читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, потому что помогут определить, насколько точны читательские эмоции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или оттолкнуло, вызвало негативные реакции – художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опираясь на который, ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

Поскольку в анкете не может быть много вопросов, то учитель выбирает из множества один, на его взгляд, самый яркий, интересный и затрагивающий действительно важнейший аспект в содержании произведения.

Обычно следующий вопрос в анкете активизирует сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали. Назначение вопроса состоит в том, чтобы помочь читателю зрительно конкретизировать словесные образы и увидеть в словесной форме проявление авторского отношения к персонажам или событиям. Неопытнее читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу художественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. Возможно, даже этот опыт скажется и в выполнении заданий по воссозданию и конкретизации словесных образов в читательском воображении. При составлении вопросов важно помнить, что внимание читателя мы привлекаем не событийным деталям, а языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а потом в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой «з»?». В этом варианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописи в художественном тексте.