ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 4134

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности

Глава 1. Чтение как вид деятельности

1.1. Чтение как вид деятельности

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

Вопросы для повторения

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Текст 2

В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с ее влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы… Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых, толстогорлых, тонконогих волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой от изморози, радужно сияющей траве. (И.А.Бунин. Последнее свидание)

Задание 3. Прочитайте художественные миниатюры разных жанров и предложите их интерпретации.

1. Г.Цыферов

Вылез звездной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же еще половинка?» Пошел искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашел ее в саду, в маленькой лужицу. Посмотрел и тронул ножкой – живая.

2. Л.Жданова

Осенняя сказка

Это случилось потому,

что облетели листья черничника.

Грибы,

которые теперь стали видны

всем и всякому,

решили не показываться изо мха.

И, чтобы лучше скрыть их,

стали падать еловые шишки,

издали похожие на грибы.

А белки, узнав, что пропали грибы

и что падают еловые шишки,

завернули свои пушистые хвосты

и уснули.

И, чтобы всем было не так грустно:

уснувшим белкам,

опавшим шишкам,

спрятавшимся во мху грибам,

пошел снег.

А все это случилось потому,

что облетели листья черничника.

3. Э.Шим

Черемуха

Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь…

По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою – как невеста… Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

А люди – ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят – вот уж и осыпались… А цвела бы я нетронутая, так столько бы дней глаз веселила!

Поспеют летом черные ягоды – опять люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают…

Этакий сорванец на ветке качается, приятелей зовет:

Эгей! Сюда!

Ну, я на хитрость пустилась.

Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.

Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Ну и поделом тебе.

Ступай домой да помалкивай.

Задание 4. Ответьте на вопрос: «Что вам помогало, а что мешало в создании интерпретации?»

Вопросы для повторения

1. В чем заключается специфика научного текста, в чем – художественного?

2. Когда, почему, с какой целью вы обращаетесь к научным текстам, а когда – к художественным?


3. Что явилось результатом вашей деятельности при чтении научных текстов и при чтении художественных текстов?

4. Можно ли интерпретировать научный текст?

5. Охарактеризуйте процесс восприятия литературно-художественного произведения. Какие психические механизмы в нем участвуют? Назовите составляющие процесса восприятия художественного текста.

6. Какие сферы восприятии художественного произведения принято выделять в методике?

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

В предыдущей главе мы выделили сферы читательского восприятия, теперь рассмотрим подробнее каждую из них.

2.1.1. Сфера читательских эмоций.

Читательские эмоции – это чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Специфика деятельности эмоциональной сферы позволяет выделить несколько ее составляющих.

1) Эмоциональные читательские реакции на содержание произведения – Эчс (СНОСКА: В дальнейшем используем условные обозначения каждой сферы и ее уровней.). Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, поступками, ситуациями, в которых оказываются персонажи, образами природы и т.п. Так, герой может нравиться, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие, как Дениска Кораблев в рассказах В.Ю.Драгунского. Отношение к другим персонажам этих же рассказов – Мишке Слонову, маме Дениски – у читателя будет сложнее: Мишка то привлекает к себе, то отталкивает. Оценки, которые мы даем персонажам, во многом зависят от нашего эмоционального восприятия: одним мы готовы все простить и оправдать даже неблаговидные их поступки, с других же спрашиваем без снисхождения.

Кроме того, читатель может улавливать эмоции персонажей и, благодаря своему воображению, присоединяться к ним, т.е. испытывать те же чувства, что и персонажи – сопереживать. Обычно мы сопереживаем тем, кто нам приятен, симпатичен, а чувства несимпатичных или неоднозначных персонажей доступны далеко не каждому читателю.

2) Эмоциональные читательские реакции могут быть вызваны художественной формой произведения, мастерством писателя (Эчф) – красотой слова-образа, ритмом, звуковыми сочетаниями, оригинальностью построения образа и т.п. Они проявляются, например, в таких оценках: «Как красиво написано! Как нежно звучат эти строки! Этот ритм заставляет подняться и броситься в бой! Стихотворение завораживает. Читая, я вижу все так, словно сам побывал на месте действия. Мне даже холодно (жарко) стало. У меня у самого закружилась голова…»

Роль эмоциональной сферы в восприятии литературы велика, потому что только пережив какое-то событие, мы запоминаем его, включаем в свой опыт. Очень важно, какие эмоции испытывает читатель, насколько они точны, адекватны тем, какие намеревался вызвать у читателя автор, и насколько они сильны, т.е. захватывают ли они читателя так, что он забывает обо всем на свете, или лишь слегка задевают его душу.


Но эмоции могут сыграть с читателем и злую шутку, если подчинят себе его разум. Поддавшись только эмоциям, читатель не будет способен разобраться в логике событий, в характерах персонажей, в их намерениях, а потому не приблизится, а, напротив, отдалится от авторской идеи художественного произведения.

Критериями оценки работы эмоциональной сферы являются активность и точность (адекватность авторским намерениям) читательских эмоций.

2.1.2. Сфера читательского воображения

Воображение в психологии понимается как способность человека, свойство его психики воссоздавать в памяти образы прежнего опыта и сочетать их или претворять их в новые образы. В психологии под термином «образ» подразумеваются не только зрительные представления, но и слуховые, осязательные, обонятельные восприятия и ощущения – все богатство впечатлений бытия.

Различают пассивное (репродуктивное, воссоздающее) воображение, понимаемое как более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые.

Высшей формой активного воображения является творческое, играющее огромную роль в искусстве. Особенностью творческого художественного воображения является способность создавать на основе переработки прежних представлений новый целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведенные, связи вещей и явлений. Большое значение для активности творческого воображения имеет эмоциональная память.

Опираясь на работы психологов, выделим в сфере воображения два уровня – воображение воссоздающее и воображение творческое.

1) Воображение воссоздающее (Вв) будем понимать как способность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталей и воссозданию на их основе отдельныхобразов произведения или их элементов.

Например, читая рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным», читатель воссоздает словесные образы, прежде всего мысленно представляя, как выглядят герои. Но описаний мамы, Дениски, милиционера в рассказе нет, а потому зрительно конкретизировать образы трудно, вследствие чего читатель, включив лишь воссоздающее воображение, опишет героев скудно, опираясь на ряд авторских указаний: Дениска – маленький мальчик, милиционер – мужчина в милицейской форме, мама – женщина в домашней одежде, молодая, т.к. ее сын еще мал. Чуть конкретнее проявится образ пострадавшего: автор упоминает о том, что мужчина был в шляпе, парадном костюме и весь в манной каше.

Мы видим, что воссоздающее воображение опирается на конкретные авторские детали в описании образов и обрисованную ситуацию.

2) Воображение творческое будем понимать как способность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталейи мысленному достраиванию на их основе целостной картины жизни – сложного образа (Вт).


Поскольку автор никогда не описывает образы во всех деталях, то читатель вовлекается в процесс сотворчества: он достраивает художественный образ до целостного на основе деталей, сообщенных автором, привнося в произведение свое представление о героях, пейзажах, интерьерах, событиях и т.п., основываясь на собственном жизненном опыте. Так, творческое воображение поможет читателю упомянутого рассказа В.Ю.Драгунского более конкретно представить героев в разных эпизодах, привнеся в произведение свой жизненный опыт, дорисовать намеченное автором: например, милиционер уже не только будет одет в форму, но у него окажется строгое лицо, серьезный взгляд, громкий голос, возмущенные интонации.

И в первом, и во втором случае речь идет о способности к конкретизации художественно-словесного образа. Нотворческое воображениепроявляетсяи вспособности домысливать события, подробности ситуаций, предполагать возможности развития действия. Для этого процесса характерно проявление догадки, интуиции читателя, основанных на авторском тексте и собственном жизненном опыте. В этом случае речь идет не просто о конкретизации образов, а о расширении художественного пространства произведения.

Сочувствовать, сопереживать мы можем лишь тому, кого выделяем из окружающего нас мира, т.е. видим, слышим, ощущаем. Потому сферы эмоций и воображения не просто связаны между собой, а практически не разделимы: представляя, мы испытываем эмоции, а эмоциональность, в свою очередь, помогает отчетливее увидеть изображенное автором. В читательских описаниях персонажей, образов мира и ситуаций обязательно проявится эмоциональное начало, так же, как и в описании читателем своих эмоций нередко можно встретить упоминания об их видении мира и героев произведения.

Активность работы этих сфер определяет и глубину погружения читателя в художественный мир произведения, его желание читать дальше, разобраться в происходящем.

Критериями оценки работы сферы воображения будут активность, богатство (для творческого воображения), степень конкретизации художественных образов и степень произвольности читательского воображения (подчиненности авторскому замыслу).

2.1.3. Сфера осмысления произведения

Мы уже говорили о том, что осмыслению в произведении подвергается содержание и художественная форма в их единстве. И все же на этом этапе нашего знакомства с процессом восприятия словесного произведения условно разделим сферу осмысления на две части.

Осмысление художественной формы (Оф)

Под осмыслением художественной формы будем понимать способность читателя видеть формальные элементы произведения и объяснять их функции в каждом конкретном случае.

Все формальные компоненты словесного художественного произведения можно разделить на языковые и композиционные. Соответственно и в сфере осмысления художественной формы выделим два уровня.


1. Уровень осмысления роли изобразительно-выразительных средствстилистических деталей – звуковых, лексических, семантических, синтаксических (Офд). Это уровень языка, стиля писателя. Читатель воссоздает художественный образ полноценно только тогда, когда обращает внимание на звуковые, лексические синтаксические особенности текста: как описаны персонажи, пейзажи, интерьеры, действия героев, какова их речь? Писатель тщательно отбирает языковые средства, рисует словом, целенаправленно воздействуя на чувства и воображение читателя.

Показателем активности и точности работы рассматриваемой нами сферы на этом уровне будет способность читателя видеть в тексте языковые изобразительно-выразительные средства, объяснять их значение (например, расшифровывать эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.) и определять, какова их роль в создании образа, ощущения, настроения, ассоциативной связи или в выражении отношения (автора или персонажа) к изображаемому.

Критериями оценки работы сферы осмысления художественной формы на уровне стилистической детали будут точность и глубина осмысления роли изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

2. Уровень осмысления особенностей композиции произведения (Офк). На этом уровнечитатель видит особенностиархитектоники произведения, выделяет смысловые части текста, объясняет их взаимосвязь; определяет фабулу и сюжет произведения и выделяет их элементы, понимает их роль в сюжетной организации и в воплощении авторского замысла; объясняет роль названия, жанрового подзаголовка, образов в структуре текста и взаимосвязь между ними (пейзаж – герой, портрет – характер, образы времени и места – образы персонажи; вставные элементы и их связь с основным повествованием; автор – рассказчик – персонаж и т.п.) видит способы создания характера персонажей, выбранные автором, и т.д.

Существуют и интертекстовые элементы: разнообразные реминисценции и аллюзии с другими текстами, как литературными, так и нелитературными, как на уровне содержания, так и на уровня формы; собственно читательские ассоциации. Все это влияет на читательское осмысление – наверное, поэтому невозможно создать одну-единственную, выверенную, утвержденную интерпретацию художественного литературного произведения.

Критериями оценки работы этой сферы на уровне композиции будут точность и глубина осмысления роли композиционных компонентов в структуре произведения.

Осмысление содержания (Ос)

Под осмыслением содержания будем понимать качество восприятия смысла произведения, способность читателя интерпретировать текст адекватно авторскому замыслу.

В содержании произведения выделим ряд компонентов, которые необходимо осознать, чтобы приблизиться к авторской идее. Это тематика и проблематика, образы персонажей, пространства и времени, конфликт и его развитие и разрешение. Теперь нас интересует не то, как создается образ, а то, каким он предстает перед читателем, какое содержание вкладывает в него автор и как точно может читатель это содержание понять. Качество осмысления будет проявляться в том, замечает ли читатель изменения в настроении, эмоциональном состоянии персонажей или лирического героя или автора произведения (динамику эмоций) и понимает ли причины этих изменений; понимает ли характер персонажа, может ли по поступкам, высказываниям, мыслям, чувствам персонажа определить его характер; осознает ли связь между характером и поступками, т.е. причины и последствия поступков персонажей; понимает ли зависимость характера от времени и места действия; видит ли причины конфликта, его суть; видит ли логику в развитии действия и объясняет ли причины разрешения конфликта; дифференцирует ли авторское и свое собственное отношение к изображаемому и его оценку; умеет ли за конкретным видеть общее; за содержанием – смысл.