ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3947

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности

Глава 1. Чтение как вид деятельности

1.1. Чтение как вид деятельности

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

Вопросы для повторения

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

3. Как ты отнесся к решению старой Утки и Селезня оставить свою дочь зимовать?

4. Менялось ли твое отношение к старику охотнику, почему?

Выявляем эмоциональные реакции читателя на художественную форму произведения – Эчф.

Вопросы:

1. Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение?

2. Какие чувства вызвал у тебя пейзаж настоящей зимы в III части сказки? Что в тексте повлияло на твои чувства?

Активизируем сферу воображения, выявляя способности читателя к точной зрительной конкретизации образов – Вв.

Вопросы:

1. Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду, рассказывающему о подготовку уток у отлету? Опиши ее как можно подробнее.

Выявляем активность и точность творческого воображения – Вт.

Вопросы:

1. Опиши, каким ты видишь старика охотника, сердящегося на зайцев.

2. Представь, что ты вошел в лес, описанный в III главе. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу.

Выявляем особенности восприятия читателем художественной формы произведения на уровне стилистической детали и на уровне композиции (Офд, Офк).

Вопросы:

1. С какой целью автор называет охотника не стариком, а старичком? (Офд)

2. Зачем автор включает в сказку несколько пейзажей? (Офк)

Активизируем сферу осмысления содержания, задавая вопросы аналитического и концептуального характера – (Оса, Оск).

Выявляем, осознает ли читатель авторское отношение к персонажам и событиям, точность и глубину осмысления характера персонажа и качество осмысления идеи произведения.

Вопросы:

1. Считает ли автор сказки Зайца хорошим другом Серой Шейки? Обоснуй свое мнение.

2. Как автор относится к Селезню?

3. Какие чувства вызывает у автора решение уток оставить свою дочь?

4. Какие качества Серой Шейки помогли ей выдержать все испытания?

5. Какие жизненные позиции сталкиваются в сказке и какую из них разделяет автор? (Оск)

Задание. Отберите из приведенных вопросов те, которые вы бы включили в анкету для выявления восприятия читателей-школьников.

Практические задания к теме «Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия»

Вопросы для повторения

1. Какие сферы восприятия литературно-художественного произведения принято выделять?

2. Что такое воссоздающее воображение?

3. Какое воображение называют творческим?

4. Какие уровни осмысления художественной формы выделяют в методике? Охарактеризуйте каждый.

5. Какие уровни осмысления содержания принято выделять в методике? Охарактеризуйте каждый.

6. Какие способы выявления восприятия существуют? Систематизируйте их и охарактеризуйте каждый.

7. Что такое анкета, выявляющая особенности работы читательского восприятия? По каким правилам она строится?

Задание 1. Распределите вопросы по тем сферам, работу которых они активизируют.


Почему сказитель в сказке «У страха глаза велики» использует слова с уменьшительным значением?

Какую цель в сказке «Лиса и тетерев» преследует лиса, уговаривая тетерева сойти на землю?

Что же помогло тетереву провести лису? («Лиса и тетерев»)

Что в сказке «Каша из топора» помогло солдату сварить кашу?

Как вы относитесь к солдату и старухе из сказки «Каша из топора»?

Чем похож эпизод встречи курочки с коровой на предыдущий, а чем отличается от него? (Сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

Почему в сказке «Журавль и цапля» цапля отказала журавлю?

Радует или печалит вас осень в стихотворении К.Бальмонта «Осень»?

Почему Лисе не удалось съесть Серую Шейку? (Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка»)

Как в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица» автор относится к своим персонажам?

Кому вы сочувствуете, читая басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»?

Какие чувства испытывает герой стихотворения Э.Мошковской «Первая двойка»?

На чьей стороне, мальчишек или мамы, автор рассказа «Просто история» Р.Погодин?

Поняли ли люди, почему куница так ведет себя? (В.П.Астафьев. «Белогрудка»)

В чем Данила видит силу искусства? (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)

Почему в сказе П.П.Бажова «Горный мастер» Катя, увидев узор, бросилась на Змеиную горку?

Какой урок вы извлекли для себя, прочитав сказку «Лиса и журавль»?

Почему зло в конце «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина не наказывается, а прощается?

Задание 2. Проанализируйте вопросы к стихотворению В. Орлова «Жадный туман» и рядом с каждым укажите, какую сферу восприятия он активизирует.

В.Орлов

Жадный туман

Шёл по свету великан

Под названием –

Туман.

Был он серым,

Непроглядным

И к тому же очень жадным.

Съел он речку

С берегами,

Поле – вместе

Со стогами,

Пять избушек,

Пять старушек,

Двести сорок пять

Лягушек,

Съел дорогу

Целиком,

Закусил грузовиком

И опять пустился

В путь,

Чтобы съесть

Чего-нибудь.

А внутри кричат

Старушки,

Громко квакают

Лягушки,

И шофёр грузовика

Всем гудит издалека.

А туман всё ел и ел

И толстел,

Толстел,

Толстел.

Раздувался, раздувался –

И внезапно

Разорвался.

Вот и речка

С берегами,

Поле – вместе

Со стогами,

Пять избушек,

Пять старушек,

Двести сорок пять

Лягушек,

И дорога целиком,

И шофёр с грузовиком.

Только нет нигде тумана,

Нет его пропал туман…

Плохо даже великану,

Если жадный великан!

Вопросы

1. Это веселое или грустное стихотворение? Почему ты так решил? Отметь карандашом рядом со строчками те фрагменты стихотворения, которые показались тебе особенно смешными (или грустными).

2. Кого тебе было жалко, когда ты читал стихотворение? Почему?

3. Почему стихотворение называется не «Туман», а «Жадный туман»?

4. Сколько иллюстраций нужно сделать к этому стихотворению, чтобы передать все, что мы увидели? Поставь рядом со строфами цифры – номера иллюстраций. Опиши одну из них словами.


5. Зачем в 4-й строфе автор повторяет слова: «ели и ел», «толстел, толстел, толстел», «раздувался, раздувался»?

6. Как автор относится к ситуации? Почему ты так решил?

7. Как ты считаешь, почему В.Орлов написал это стихотворение?

Задание 3. Проанализируйте вопросы к рассказу Ю.Яковлева «Багульник» и определите, какую сферу и ее уровень активизирует каждый вопрос. Нужно ли изменить последовательность вопросов в анкете, почему?

1. Какой эпизод рассказа произвел на тебя самое сильное впечатление? Почему?

2. Кто из героев вызвал у тебя интерес? Почему? Опиши, каким ты его видишь.

3. Почему автор не сразу же сообщает имя героя?

4. Меняется ли отношение учительницы к Косте на протяжении рассказа? Если да, то как и почему?

5. Какие чувства вызывают у вас собаки, с которыми гуляет Коста, и их хозяева? Почему?

6. Какие детали в описании собак помогают автору передать их отношение к Косте?

7. Перечитай описание собаки, ждущей кого-то с моря. Почему ее оцепенение автор называет «странным»?

8. Описывая море, автор пишет: «Море потускнело и стало как бы меньше размером. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам». Какое настроение вызывает этот пейзаж? Что в этом описании помогает Ю.Яковлеву создать настроение? Как связано это описание с настроением персонажей?

9. Почему учительница в конце рассказа не стала будить Косту ?

10. Какое открытие сделала для себя Женечка? А какой открытие сделали вы?

11. Как вы понимаете смысл названия рассказа – «Багульник»?

Задание 4. Отредактируйте, в случае необходимости, вопросы, выявляющие восприятие рассказа В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе». Точно ли обозначены сферы восприятия? Внесите исправления.

Эмоции:

1. Понравился ли тебе рассказ?

2. Как автор относится к своим героям?

Воображение

3. Опиши летящий шарик.

Осмысление содержания:

4. Маленькой ли оказалась Аленка?

Осмысление художественной формы:

5. Зачем в рассказе так подробно описан летящий шарик?

6. Почему рассказ заканчивается словами Аленки и ничего не говорится о том, как отнесся Дениска к ее словам?

Задание 5. Отредактируйте, в случае необходимости, вопросы на восприятие к стихотворению С.А.Есенина «С добрым утром!». Определите, какие сферы восприятия и их уровни активизирует каждый вопрос, и в том случае, если не все сферы восприятия активизируются данными вопросами, дополните анкету. Расположите вопросы в оптимальной для учеников последовательности.

С.Есенин

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


Вопросы:

1. Что необычного в картинах, изображенных поэтом?

2. С каким настроением ты бы читал это стихотворение, почему?

3. Каким свойством наделяет поэт природу?

4. Как ты понимаешь выражение «задремали звезды»?

5. Почему стихотворение заканчивается фразой «С добрым утром», которая повторяет его название?

Задание 6. Проанализируйте вопросы, активизирующие все сферы читательского восприятия, со следующих позиций:

1. Корректен ли вопрос?

2. Соответствует ли вопрос указанной сфере восприятия?

3. Целесообразно ли задавать именно этот вопрос?

4. Грамотно ли с точки зрения русского языка сформулирован вопрос?

5. Точно ли и понятно сформулирован вопрос?

В случае необходимости внесите свои коррективы:

уточните, какие сферы восприятия и их уровни активизируют вопросы;

– добавьте недостающие;

оставьте минимально необходимое число вопросов, отказавшись от нецелесообразных;

отредактируйте формулировки вопросов.

Вопросы к рассказу В.Ю.Драгунского «Друг детства»

Э. Понравился ли тебе рассказ? Он обрадовал или огорчил тебя?

Э. Грустный или веселый рассказ?

Э. Сочувствует автор Дениске или осуждает его?

Э. Как менялось твое настроение при чтении?

Ос. От чьего лица написан рассказ?

В. Сколько лет ему было и сколько лет стало?

Оса. Почему Денис не мог выбрать себе профессию?

Оса. Почему Денис захотел стать боксером? Что ему понравилось?

Офк. Как меняется отношение Дениса к медвежонку?

Офд. Какими словами описывается игрушка?

Вт. Почему Дениска не смог сразу ответить на вопрос мамы и «долго молчал»?

Оса. О чем мог думать Дениска в этот момент?

Офк. Сколько иллюстраций к рассказу ты бы сделал? Какие?

Офк. Какое слово главное в названии рассказа?

Оси. Почему медвежонок назван «другом детства»?

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

Мир маленького ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, то есть он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ним понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П.П.Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным». Освоение грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение становится новым источником мыслей ребенка, а следовательно, развивается его словесное мышление.


В момент достижения единого представления о явлении в целом, в том числе и о словесном произведении, наблюдается согласование всех трех базовых сторон психики: эмоциональной, образно-чувственной и логически-понятийной. Это переживается как вдохновение, откровение, прозрение. Читая литературу систематически, ребенок не только усваивает ее содержание, но и постепенно приучает себя к тем или иным внутренним состояниям. Он отделяет чувственное восприятие от мысли и усиливает его и, наоборот, отрывает мысль от образов и чувств, подвергая ее анализу.

Восприятие художественного произведения младшими школьниками может происходить на разных уровнях, но в целомего можно определить как наивно-реалистическое.

Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педагогической литературе ещё в 20-е годы XX века. Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознаётся читателем, а именно:

художественный образ отождествляется с реальной фигурой,

вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде,

литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.

Читательский наивный реализм в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах:

как естественное и плодотворное состояние ребёнка от 6 до 12 лет;

как ущербное, косное состояние в более позднем возрасте, как задержка литературного развития, препятствующая полноценному восприятию искусства.

Общепринятая точка зрения на наивный реализм глубоко и обоснованно описана Н.Д.Молдавской: «Употребляя этот термин, стремясь выразить с его помощью определённое качество восприятия искусства, имеют в виду, прежде всего, прочную привязанность человека к действительности, непонимание условностей искусства» (СНОСКА: Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976. – С. 49.).

Но у ребёнка существует огромная вдохновенная тяга к фантастическому, волшебному. Он горячо и искренне любит сказки и всякого рода художественные небылицы, «перевёртыши», дразнилки, страшилки, считалки. К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» (СНОСКА: Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1985.) показал, что для ребёнка сказочное есть своеобразное и очень важное средство постижения реального мира. Но значит ли это, что ребёнок отождествляет сказочное с реальным?

На первый взгляд может показаться, что так и происходит. Но для понимания этого вопроса обратимся к высказыванию Ролана Быкова, которое приводит в одной из своих работ М.Г.Качурин: «Художественная реальность отличается от жизненной. В художественной действительности волк не только зверь, он ещё и образ. Образ, превращающий зрителя в действующее лицо – в защитника добра. «Сладкий ужас детства» – сидя на коленях матери, с опаской слушать сказку и страшиться неотвратимого несчастья – решительно отличается от реального ужаса» (СНОСКА: Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М., 1988. – С. 22.).