ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 4137

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности

Глава 1. Чтение как вид деятельности

1.1. Чтение как вид деятельности

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

Вопросы для повторения

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Способность читателя к эстетическому восприятию литературы связана с развитием определённых психических свойств. Особая, повышенная эмоциональность окрашивает все стороны личности ребёнка младшего школьного возраста. Психологи показали, что ребёнок без труда овладевает приёмами художественного изображения, если произведение в целом вызывает у него верное эмоциональное отношение. Это говорит о том, что, если у ребёнка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему.

У ребенка 6–7 лет уже исчезает всепоглощающая эмоциональность, свойственная восприятию дошкольников; гамма их чувств и переживаний сложнее и богаче; эмоции становятся более интеллектуальными, осознанными и обобщенными (СНОСКА: Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977. – С. 95.). Таким образом, мы видим одну из важнейших особенностей эмоциональной сферы младшего школьника, которая позволяет нам говорить о возможности литературно-творческой деятельности: с одной стороны, эмоциональная сфера ребёнка отличается непосредственностью и повышенной активностью, а с другой стороны, – появлением более сложных чувств: ребёнок уже может осознавать собственные эмоциональные проявления.

3.3.2. Отношение младшего школьника к литературному герою

Изучение отношения младшего школьника к литературному герою показало, что следует различать три вида этих отношений (СНОСКА: Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.).

1. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится – не нравится».

2. Интеллектуально-оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший – плохой».

3. Отношение, которое может не осознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ним не стоит задача выразить свое отношение (в игре, в пересказе, в сочинении).

Становится понятным, насколько важен личный опыт ребенка для восприятия текста и его лексический запас для выражения своих чувств и отношений.

Оценивая героя, дети часто исходят из поступка персонажа, не учитывая его мотивов и условий; трудно понимают те качества героев, которые проявляются в их переживаниях и мыслях; не определяют качества героя, выраженные в тексте не прямо в авторских словах, а косвенно; не запоминают те качества героя, которые хоть и прямо называет автор, но которые при этом не проявляются ярко в поступках героев. Поэтому детские эмоциональные реакции могут открыть исследователю и то, какие проблемы ребенок испытывает в осмыслении содержания произведения и его художественной формы.


3.3.3. Способность младшего школьника к зрительной конкретизации

Литературно-творческая деятельность невозможна без активной работы воображения. У младших школьников, обладающих известным жизненным опытом, воссоздающее воображение становится по сравнению с воображением дошкольников более точным, а фантазия (творческое воображение) – более глубокой по своему содержанию. Эмоциональность, свойственная младшему школьному возрасту, особенно влияет на процесс воображения, определяет его «силу» и «слабость». К семи годам воображение ребёнка постепенно приобретает относительную независимость от его внешней деятельности, что особенно важно для литературного творчества. Психологические исследования Л.С.Выгодского, А.В.Запорожца, Н.С.Лейтеса, А.А.Леонтьева показывают, что дети младшего школьного возраста способны переживать в воображении: «содействие» и «соучастие» при восприятии художественных произведений сменяется у них более высокой ступенью – «сопереживанием». Эмоциональность, живость воображения ребёнка, его непосредственность, отсутствие стереотипных и шаблонных представлений способствуют созданию художественного образа даже в тех случаях, когда у детей нет достаточного читательского опыта (СНОСКА: Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. – 2-е изд. – М., 1967. – С. 27.).

Способность младшего школьника к зрительной конкретизации образа (сфера воображения) еще недостаточно развита. Л.С.Выготский отмечал, что воображение у маленького ребенка достаточно активное и яркое, но абсолютно непроизвольное. Ребенку трудно удержаться в рамках заданной темы, он быстро переключается с одного предмета на другой и становится «заложником» собственных психических реакций и фантазий. Не ребенок господин своего воображения, а воображение – господин младшего школьника (СНОСКА: Выготский Л.С. Там же.). Часто ребенок отталкивается от поразившего его образа, слова, картины и, отталкиваясь от них, переносится в свой мир.

Воображение младшего школьника активное, но в то же время бедное. Ребенку трудно точно зрительно конкретизировать словесный образ, хотя это не означает, что в его воображении ничего не появилось. Это связано и с недостатком личного опыта ребенка, и с бедностью жизненных впечатлений у многих детей (социальный аспект), и плохой памятью (индивидуальные особенности развития).

Огромные трудности ребенок испытывает при переводе зрительного образа, возникшего в его сознании, в словесный,что объясняется небольшим лексическим запасом, неразличением оттенков лексических значений слов, неумением точно подбирать адекватные образу слова, а также желанием ребенка как можно быстрее высказать свои впечатления и представления, привычкой к тому, что взрослый его и так поймет. Поэтому ответы даже литературно развитых учеников на вопросы, проверяющие активность сферы воображения, бывают лаконичными, неразвернутыми и в том случае, когда зрительный образ существует в сознании ребенка.


У современного маленького ребенка нет потребности в зрительной конкретизации словесных образов еще и потому, что он с раннего возраста привык к книгам с картинками, где ему предлагается готовый зрительный образ, к мультфильмам и кинофильмам, заменяющим ему трудный процесс восприятия словесных образов и повествования. Вместо зрительной конкретизации ребенок эксплуатирует свою память и часто описывает образ, созданный художником или актером, или тот, который он когда-то видел в реальной жизни.

Итак, эмоции младшего школьника яркие, активные, но чаще всего неточные. Воображение отличается активностью, непроизвольностью и бедностью, а потому зрительные и другие чувственные образы, возникающие в сознании ребенка, неточные и неконкретные

3.3.4. Внимание младшего школьника к художественной форме

Такое внимание у младшего школьника практически отсутствует – художественная форма просто не существует для ребенка, не различающего искусство и действительность. Он оценивает происходящее в произведении только с собственной точки зрения, в силу своего жизненного опыта. Голос автора младший школьник практически не слышит, а потому и не видит его отношения к происходящему и персонажам. Однако многие дети тонко эмоционально реагируют на художественную форму, особенно на мелодику и ритм стихов, чувствуют красоту художественного образа, но объяснить причины своих эмоциональных реакций они не могут, т.к. не осознают их.

3.3.5. Осмысление содержания произведения младшим школьником

Своеобразие эмоциональной сферы тесно связано с особенностями мышления. Мышление младшего школьника отличается конкретностью и образностью. Широко известные слова К.Д.Ушинского о том, что ребёнок «мыслит формами, красками, звуками». В мышлении ребёнка младшего школьного возраста в единстве представления и понятия господствующим является представление, которое всегда эмоционально окрашено. Поэтому и обобщение младшего школьника своеобразно. Психологи утверждают, что младший школьник уже способен к обобщению. Но здесь есть своя специфика: детям этого возраста присуща особая конкретность обобщения: обобщаются более или менее существенные связи и отношения, но преимущественно «внешние», чувственные, наглядные. Конкретность обобщения – важнейшая особенность психики ребёнка, она наряду с особенностями эмоциональной сферы определяет своеобразие восприятия литературы.

Что касается осмысления содержания, то младший школьник в целом способен точно воспринять содержание произведения на событийном уровне, но ему трудно самостоятельно установить причинно-следственные связи между событиями и поступками персонажей, характерами героев. В центре внимания ребенка находится событие или ряд событий и герои.

Идею произведения, написанного специально для младших школьников, ребенок воспринимает интуитивно и лишь тогда, когда литературное событие воспроизводит нечто похожее на жизнь самого ребенка. Дело в том, что детская литература, ориентируясь на особенности психического развития маленького читателя, не предлагает сложных сюжетов и фабул, сложных идей. Она ищет пути к сознанию ребенка, пользуясь теми художественными средствами, которые будут доступны читателю этого возраста – отсюда и особенности стиля произведений для детей. Идею ребенок выводит не из текста, а из личного опыта. Как и почему он принял такое решение, маленький читатель объяснить не может, а потому и не хочет отвечать на наши вопросы типа «почему ты так решил, почему ты так считаешь?». Правильно было бы сказать, что идею произведения, написанного специально для детей, младший школьник самостоятельно осознать может на уровне житейских представлений, но осмыслить ее во всей глубине, подняться на уровень художественного обобщения ему не под силу без помощи взрослых: подтекст не воспринимается маленьким ребенком без специального обучения.


3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Очевидно, что названные нами общие закономерности читательской деятельности младших школьников – инвариант – варьируются в каждом конкретном случае в зависимости и от возраста ребенка (6–9 лет), и от условий литературно-образовательного процесса и от особенностей его психотипа.

Картина восприятия одного и того же произведения учениками одного и того же класса будет неоднородной. Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками исследовала М.П.Воюшина (СНОСКА: Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. – СПб.: «Специальная Литература», 1998. – С. 44–52.).

На основе широкого эксперимента она выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников. По сути они совпадают с уже описанными нами в главе 1 уровнями осмысления художественного текста, но следует учесть, что дети, участвующие в эксперименте, читали рассказы и стихотворения, входящие в круг детского чтения. Уровни выделялись на основе детских вопросов к тексту и их ответов на свои вопросы, а также ответов на вопросы исследователя. При описании каждого выделенного уровня М.П.Воюшина детально обозначила результаты взаимодействия всех сфер читательского восприятия младшего школьника.

3.4.1. Фрагментарный уровень

У ребенка, находящегося на фрагментарном уровне восприятия художественного текста, отсутствует целостное представление о произведении, т.к. его внимание сосредоточено лишь на отдельных, обычно самых ярких событиях – завязке, кульминации или развязке, – т.е. фрагментах произведения. Это приводит к тому, что ребенок не может установить причинно-следственные связи в тексте, не может объяснить мотивы поступков героев, их последствия. Фрагментарность восприятия приводит к тому, что даже пересказать произведение ребенок не в силах: он пропускает события, путается в их последовательности, не запоминает имен героев, не может рассказать о них.

Собственные эмоции ребенка могут быть яркими и достаточно точными (он сочувствует положительному герою и ему не нравится герой отрицательный, он переживает за героя, радуется, если герою удается преодолеть препятствие), но выразить свои чувства в слове ребенок затрудняется: часто он ограничивается общими оценками «да, нравится» – «нет, не нравится» или вообще не называет своих чувств, тем более не может их объяснить. Если образ-персонаж не оценивается автором однозначно, то маленький читатель испытает затруднения в выработке своего личного отношения к такому образу. Он оценивает его по первому поступку, не замечая изменений, происходящих с героем, изменений в эмоциональной палитре произведения, не видит, как относится к герою и его поступкам автор, не связывает свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Сильная эмоциональная реакция чаще всего связана лишь с некоторыми, самыми яркими эпизодами в произведении, а иногда и лишь с одним – завязкой или кульминацией.


Для примера приведем несколько ученических ответов на вопрос о том, веселое или грустное стихотворение В.Орлова «Жадный туман» (текст см. в практических заданиях к теме 2): «Я думаю, что это веселое стихотворение, потому что тут туман в образе великана», «Веселое, потому что туман съел двести сорок лягушек», «Мне было смешно, потому что туман взорвался».

Произвольное воображение у ребенка, находящегося на фрагментарном уровне восприятия, развито очень слабо, вследствие чего воссоздание словесного образа подменяется обращением к личным жизненным впечатлениям или пересказом содержания. Такой читатель не может зрительно конкретизировать образы персонажей и картины, описанные автором, еще и потому, что не обращает внимания на художественные и смысловые детали текста. Ему проще вспомнить что-то похожее из собственной жизни и начать фантазировать на интересные ему темы, чем воссоздать в воображении картины, описанные автором.

Такие читатели часто вообще не выполняют заданий, требующих образной конкретизации или ограничиваются кратким пересказом.

Вот как отвечают ученики, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, на вопрос о том, что бы они нарисовали на иллюстрации к стихотворению В.Орлова «Жадный туман: «Я нарисую к первой строфе», «Я нарисую, как туман шел и ел».

Осмыслить содержание и художественную форму дети не могут. Определить мотивы поведения персонажа, соотнести мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя ребенок может в редких случаях (если описанные ситуации совпадают с теми, которые уже есть в его личном опыте), а поэтому его мнение о персонаже часто бывает неточным, искаженным или вообще неверным. По поступкам персонажа определить качества его характера такой читатель еще не может.

Художественное произведение воспринимается такими детьми как описание конкретного случая, имевшего место в действительности, потому что они не различают изображение и изображаемое («наивный реализм»), не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. Образ автора-повествователя (повествование от 3-го лица) не воспринимается наивными реалистами вообще. Для ребенка не имеет значения, кто рассказывает историю и как он ее рассказывает. Художественная форма его в принципе не интересует, т.к. он ее попросту пока не замечает. Ему наивно кажется, что все видят мир одинаково – так, как он сам. Именно в школе он постепенно начнет понимать, что существуют разные точки зрения на одни и те же явления, вещи и т.п. Игнорирование художественной формы, естественно, обедняет восприятие ребенка, и он не может осмыслить произведение полноценно, понять замысел автора, его идею.


Вот как пытаются объяснить роль художественной детали ученики, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия: «Зачем автор повторяет слова «ел», «толстел», «раздувался»?» – «Ел, ел, толстел и толстел, а потом лопнул», «Туман съедает все, что ему попадается».