ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3950

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности

Глава 1. Чтение как вид деятельности

1.1. Чтение как вид деятельности

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

Вопросы для повторения

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Очевидно, что деятельность читателя напрямую зависит как от специфики текста, художественного или научного, так и от целей, которые читатель ставит перед собой.

1.2. Специфика научного текста

Научной литературой называют совокупность произведений письменности, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Предметом содержания научной литературы является сама наука, т.е. идеи, гипотезы и факты, законы и категории, открытые и сформулированные учеными.

Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, поучений, рассуждений, путешествий, писем, жизнеописаний. Постепенно эти формы сменились новыми: монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические описания (очерки), авторефераты, рефераты, тезисы докладов и т.п.

Стилистика современной научной литературы отличается объективностью и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью языка, использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и т.п.). Язык науки – это прежде всего понятия. Образность, эмоциональность, субъективность чужды языку науки, т.к. допускают многозначность. Задача автора научного текста – абсолютно точно передать читателю информацию и исключить любую двусмысленность в ее понимании. Он не оценивает явление действительности, а лишь описывает его.

Наблюдается и композиционное единообразие научного текста: сначала формулируется цель работы, затем излагаются результаты и позиции предшественников, обосновываются методология и методы исследования, описывается собранный материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка, завершаться научный текст может предложениями на будущее.

Для публикации результатов научных работ существуют специальные издания: научные журналы, бюллетени, вестники, сборники статей, справочники и т.п.

Очевидно, что читатель, не знакомый с понятиями и терминами той или иной науки, ее методами исследования, далекий от ее проблем, мало что поймет в научном тексте.

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Теперь рассмотрим специфику художественного текста и особенности деятельности читателя художественной литературы.

1.3.1. Художественная литература как вид искусства

Художественная литература – один из видов искусства, которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством образов.

Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то же время мы можем выделить черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства. Во-первых, это образность, лежащая в основе любого искусства; во-вторых, это коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю; в-третьих, – эмоциональность – воздействие на чувства адресата; в-четвертых, – идейность – произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею.


У каждого искусства – свой художественный язык, свои средства создания образов. Например, в изобразительном искусстве это бумага, холст, глина, мрамор, камень, карандаш, краски и т.п.; в музыке – звуки, создаваемые разнообразными музыкальными инструментами и т.д. Образ в литературе создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т.е. закодированного специальными знаками-буквами на бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в виде текста – это его материальное воплощение (книга, буквы, идиография – все то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в то же время читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что, в отличие от музыки и изобразительных искусств, литература – искусство синтетическое: слово оказывается способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные и слуховые, обонятельные и даже тактильные (осязательные, кинестетические) образы. Но, чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т.е. расшифровывать значки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе – буквенный и звуковой комплекс – носитель значения. Образ необходимо воссоздать, сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужно развитое воображение, богатый жизненный опыт и память. Поэтому литература не способна в полной мере заменить другие виды искусства, т.к. напрямую связано с читательскими способностями конкретизировать словесные образы.

1.3.2. Специфика деятельности читателя художественной литературы

В чем же состоит специфика деятельности читателя словесно-художественного произведения? Читая, человек сначала декодирует буквенные обозначения в звуки и произносит (возможно, про себя, в свернутой форме) слова; затем расшифровывает слова, переводя их в понятия и образы; затем, подвергаясь эмоционально-чувственному воздействию художественных образов, «входит» в созданную писателем художественную реальность и превращается в непосредственного наблюдателя, а иногда (при сильно развитом воображении) и участника описываемых событий. При этом читатель конкретизирует словесные образы, подключая свой собственный жизненный опыт, испытывает разные ощущения, а затем и эмоции и одновременно предполагает, как будут дальше развиваться события.

Начинается процесс осмысления прочитанного: читатель постигает характеры персонажей, пытается понять логику развития действия, скрытые пружины поступков. Подсказки он находит в художественной форме произведения: в особенностях стиля и проявлении авторских реакций, в особенностях композиции: в названии произведения, его жанровой форме, в расположении событий на ленте времени и последовательности их предъявления повествователем, в авторском сопоставлении персонажей или их противопоставлении друг другу, в параллельных и оппозиционных образах, в связях образов героев с пейзажами, во включении снов, видений, воспоминаний героев, в упоминании, казалось бы, незначительных фактов – в стилистических и сюжетных деталях произведения и т.д. Иногда читатель останавливается и даже возвращается к прочитанным ранее эпизодам, иногда, стремясь быстрее узнать, как закончатся события и к чему же приведет автор своих героев, «проглатывает» произведение и лишь потом спокойно перечитывает его, интересуясь не только событиями, но и идеей, которую стремился высказать автор.


Завершается процесс восприятия синтезом отдельных элементов произведения – содержания, композиции и языкав единое целое, особый художественный мир, созданный писателем, для выражения собственных взглядов и идей. Постижение законов этого мира и приводит читателя к пониманию авторской идеи. В процессе чтения человек не только получает новую информацию, не только размышляет, но и испытывает разнообразные эмоции, связанные с содержанием произведения, и эстетическое наслаждение (или напротив, отторжение), вызванное мастерством писателя.

Очевидно, что, чем лучше читатель знаком со спецификой литературы как вида искусства, тем легче и полнее он понимает ее художественный язык.

1.3.3. Составляющие процесса восприятия

Выделим составляющие процесса восприятия словесного художественного произведения:

1. Собственно чтение: восприятие буквенных обозначений и декодировка буквенных знаков в понятия и образы.

2. Включение психических процессов (прежде всего репродуктивного воображения) – зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных ощущений и памяти.

3. Включение эмоциональных реакций и более сложных психических процессов – репродуктивного и творческого воображения: сопереживания, сочувствия, симпатии, неприязни, радости, волнения, страха и т.п., – а также предчувствий и ожиданий и эмоций, связанных с оправданием или, напротив, с опровержением предчувствий и ожиданий (память, зрительная конкретизация образов, интуиция, догадка).

4. Осмысление содержания и художественной формы. Один из важнейших законов искусства провозглашает единство содержания и художественной формы. Невозможно полноценно осмыслить произведение, игнорируя его художественную форму: в искусстве мы постигаем смысл именно через форму, в которой он скрыт.

Итак, восприятие художественного литературного произведения – сложный психический и психологический процесс, особый вид деятельности, в котором задействованы разные сферы психики: внимание, ощущения, память, эмоции, воображение, мышление.

1.4. Сферы читательского восприятия

В методике преподавания художественной литературы условно выделяются три сферы читательского восприятия, от активной работы которых зависит конечный результат читательской деятельности – осмысление и интерпретация произведения:

Сфера читательских эмоций.

Сфера воображения (способности к конкретизации словесного образа и предвидению, прогнозированию).

Сфера осмысления, в которой условно выделяют две составляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы.

Необходимо помнить, что форма и содержание произведения едины, и поэтому невозможно полноценно осмыслить содержание вне формы.

В процессе чтения все сферы взаимодействуют между собой, поэтому такое разделение процесса на составляющие элементы достаточно условно.


Поскольку восприятие искусства – процесс личностный, индивидуальный, не сводимый к какой-то единственно возможной точке зрения, то сегодня в методике уделяется внимание именно качеству восприятия – его глубине и осознанности. В последнее время получил распространение термин «полноценное восприятие».

Под полноценным восприятием в методике преподавания художественной литературы понимается комплекс следующих способностей читателя: сопереживать героям произведения; воспроизводить в воображении образы, созданные писателем; достраивать образы, созданные автором, до целостных и создавать собственные картины; видеть динамику авторских эмоций и осознавать причины движения авторских чувств осознавать мотивы, обстоятельства, последствия поступков персонажей, осмыслять характеры персонажей, оценивать героев произведения адекватно авторскому замыслу; определять авторское отношение к персонажам и событиям, авторскую позицию; осваивать художественную идею произведения.

Напомним, что полноценность восприятия обеспечивается вниманием читателя к художественной форме произведения.

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

1. Специфика научного текста

Задание 1. Вам необходимо отобрать тексты для урока природоведения. Прочитайте несколько научных текстов. Определите их композицию, выделите специфические научные термины и понятия. На основе проведенного анализа решите, какие из текстов будут доступны для понимания младших школьников.

Задание 2. Читая научный текст, понаблюдайте за своими действиями как читателя, зафиксируйте их последовательность письменно, а затем обсудите результаты в группе и выработайте ответ на вопрос: «Что вы делаете, когда читаете научный текст?»

Текст 1. Спидометр на дереве

Устройство для измерения скорости течения сока в деревьях запатентовал Французский национальный институт сельскохозяйственных исследований. Принцип действия прибора несложен. Неглубоко под кору дерева втыкаются два тонких зонда, один под другим на определенном расстоянии. Здесь, под корой, по специальным сосудам течет от листьев в корни сок, насыщенный веществами, синтезированными в листьях. Верхний зонд слегка нагревается электротоком и чуть-чуть нагревает сок. Нижний зонд измеряет температуру протекающего мимо него сока. Как только нагретый верхним хоном сок дойдет до нижнего, засекается время, и по времени и расстоянию между зондами Вычисляется скорость сока. Тонкие отверстия после измерения замазываются смолой и не вредят дереву. Измерить этим способом скорость потока, несущего от корней воду с минеральными солями в листья, невозможно, так как сосуды с водой расположены глубже, в древесине, и дереву пришлось бы нанести более серьезные раны.


Метод испытан на лесных деревьях и сейчас будет применяться на плодовых. По скорости течения сока можно судить о том, не страдает ли дерево от скрытой болезни или каких-то вредителей, от загрязнения окружающей среды, а также о том, достаточно ли влаги получают корни.

Science et vie № 846, 1988

Текст 2. Дымка и туман

Дымка и туман представляют собой своего рода «приземные облака», состоящие из мельчайших капелек воды. Подобно облакам, они образуются при конденсации водяного пара в воздухе, когда его температура становится ниже точки росы. Когда воздух остывает на значительной высоте, из содержащейся в нем влаги формируются облака, а когда глубокая толща воздуха охлаждается у самой поверхности, получается туман. Когда же теплый и влажный воздух остывает над поверхностью холодного моря, образуется морской туман.

Различие между дымкой и туманом определяется их плотностью. От нее зависит и видимость, то есть как далеко можно ясно увидеть объекты перед собой. Туман обладает большей плотностью, поэтому видимость в нем хуже, чем в дымке.

Энциклопедия окружающего мира. Погода и климат

Текст 3. Иней

Иней образуется при понижении температуры поверхности ниже точки замерзания. Он состоит из крохотных кристалликов льда. Некоторые из них являются замерзшей росой, другие образуются, когда водяной пар непосредственно превращается в лед при контакте с очень холодной поверхностью. Это происходит без промежуточной стадии конденсации водяного пара в капельки воды (росы).

Энциклопедия окружающего мира. Погода и климат

2. Специфика художественного текста

Задание 1. Прочитайте художественные тексты: какой пейзаж вам понравился больше, почему? Выделите в текстах художественные средства, помогающие авторам изобразить картину природы и вызвать у читателя определенные эмоции.

Задание 2. Читая тексты, зафиксируйте свои действия как читателя и ответьте на вопрос: «Что вы делаете, когда читаете художественный текст?»

Текст 1

Домой уехал Тихон Ильич чем свет, холодным туманным утром, когда еще пахло мокрыми гумнами и дымом, сонно пели петухи на деревне, скрытой туманом, спали собаки у крыльца, спала старая индюшка, взгромоздясь на сук полуголой, расцвеченной мертвыми осенними листьями яблони возле дома. В поле в двух шагах ничего не было видно за густой серой мглой, гонимой ветром. Спать Тихону Ильичу не хотелось, но чувствовал он себя измученным и, как всегда, шибко гнал лошадь, большую гнедую кобылу с подвязанным хвостом, намокшую и казавшуюся худей, щеголеватей, чернее. Он отвернулся от ветра, поднял справа холодный и влажный воротник чуйки, серебрившейся от мельчайшего дождевого бисера, сплошь покрывшего ее, глядел сквозь холодные капельки, висевшие на ресницах, как все толще навертывается липкий чернозем на бегущее колесо, как стоит перед ним и не проходит целый фонтан высоко толкущихся комьев грязи, уже залепивших его голенища, косился на работающую ляжку лошади, на ее прижатые затуманенные уши… (И.А.Бунин. Деревня)