ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 1167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

книга «Данные для анализа трендов...», подготовленная Центром Э. Роупера по исследованию общественного мнения [88].

* Текущие опросы Гэллапа с полным перечнем вопросов и массивом данных представлены на сайте http://www.gallup.com/poll/surveys/index/. – Прим. ред.



Ниже приводится перечень нескольких крупнейших американских архивов, содержащих данные социологических исследований. За предоставление копий вопросов или результатов исследований обычно необходимо внести небольшую плату.



Лаборатория поведенческих наук Университета штата Цинциннати (Behavioral Sciences Laboratory, University of Cincinnati, Cincinnati, Ohio 45221)

Библиотека данных Университета штата Висконсин (Data and Program Library Service, University of Wisconsin, 4451 Social Science Building, Madison, Wisconsin 53706)

Институт исследований в социальных науках (Institute for Research in Social Science, Manning Hall, University of North Carolina, Chapel Hill, North Carolina 27514)

Консорциум университетов по политическим и социальным исследованиям (Inter-University Consortium for Political and Social Research, University of Michigan, Ann arbor, Michigan 48106) (Institute for Social Research archives is at same address) Национальный центр изучения общественного мнения (National Opinion Research Center, University of Chicago, 6030 South Ellis Avenue, Chicago, Illinois 60637)

Центр Роупера (Roper Center, University of Connecticut, Storrs, Connecticut 06268)

Исследовательский центр Калифорнийского университета (Survey Research Center, University of California, Berkeley, California 94720)



Доступны также архивы в Канаде, Австралии, Израиле и большинстве европейских стран. Кроме того, правительства разных стран, университеты и другие некоммерческие организации делают используемые ими вопросники открытыми для ознакомления даже в том случае, если у них нет официальных архивов.

Поиск вопросов иногда становится трудоемким процессом и занимает много времени, но это время тратится не впустую. Даже если вы используете только малую часть вопросов, сам поиск помогает более четко определить программный вопрос и улучшить качество написанных вами вопросов.



Источники ошибок в ответах



Одним из критериев качества вопроса является степень соответствия получаемой информации той, что необходима исследователю. Этот критерий называется валидностью. Непосредственное измерение валидности в большинстве случаев затруднительно, а для многих типов вопросов просто невозможно. Есть и вопросы, с которыми сложно соотнести само понятие валидности.

Мы разделяем вопросы на два класса: 1) вопросы о поведении или фактах; 2) вопросы о психологических установках и субъективных мнениях. В поведенческих или фактологических вопросах выясняются характеристики людей или их действия, то есть то, что в принципе может быть проверено сторонним наблюдателем. Другими словами, эта группа вопросов связана с характеристиками, событиями или действиями, которые являются внешними по отношению к конкретному человеку и могут наблюдаться со стороны. Возможность внешней верификации ответов реализуется далеко не всегда. В некоторых случаях возникает проблема законности или этической допустимости такой верификации, например, когда речь идет о голосовании или сексуальном поведении. Вопросы относительно установок, мнений и отношений нельзя верифицировать в принципе, так как психологические состояния присутствуют только в сознании опрашиваемых и доступны (если это в принципе возможно) только самим респондентам. Для поведенческих актов валидность определяется интуитивно, посредством согласования мнений экспертов, наблюдающих одни и те же факты. Для установок респондентов такое определение валидности проблематично. Является ли суждение валидным, когда респондент говорит о себе в минуты откровения либо когда общается с близкими друзьями? Или мы вправе говорить о валидности только при появлении возможности сопоставить его высказывания с поведением? Ответ лежит в большей степени в теоретическом обосновании, чем в достигнутом согласии.


Даже если нет отчетливого представления о критерии валидности для вопросов об установках, вполне очевидно, что на вопросы, заданные разными способами, могут последовать различные ответы. Кроме того, вопросы об одних установках более подвержены влиянию формулировки, чем о других. Мы не знаем, почему так происходит. В настоящее время мы можем только сказать, что некоторые мнения более чувствительны к способу их измерения, нежели другие. Ранее мы использовали понятие «эффект ответа», которое включает в себя компоненты смещения и вариабельности [85]. Смещение понимается как отклонение от истинной величины. Вариабельность – как чувствительность измерений к различным формулировкам вопроса.

Для понимания эффекта ответа рассмотрим типичный вопрос о поведении: «Каким был ваш общий семейный доход из всех источников в прошлом году?». (Или можно уточнить год и спросить, например, о прошлом годе.) Мы понимаем, что существует правильный ответ на этот вопрос, хотя можем его никогда и не узнать (поскольку даже сумма подоходного налога, предполагающая знание о всех источниках доходов, содержит собственные источники ошибок). Мы можем получить ошибочный ответ, потому что респондент просто забыл о некоторой сумме доходов из небольших или непостоянных источников (таких, как дивиденды от акций или проценты от вкладов). Или респондент мог отнести полученный доход к другому периоду времени. Неверное отнесение событий к определенному периоду называется временным сдвигом, который может быть прямым или обратным. При прямом сдвиге респондент включает события предшествующего периода в тот, о .котором его спрашивают. При обратном сдвиге респондент относит текущие события к предшествующему периоду. Прямой сдвиг приводит к преувеличению числа событий, а обратный – к их преуменьшению. Оба типа временных сдвигов могут возникать в опросе с одинаковой частотой, что приводит к их взаимному погашению. Однако методические исследования показывают, что прямой сдвиг наблюдается чаще, что приводит к увеличению числа фиксируемых в большинстве опросов событий.

Третьим источником ошибки может быть намеренное или мотивированное нежелание респондента сообщать о скрытом доходе, например о нелегальном доходе или доходе, не включенном в налоговую декларацию. Четвертая категория ошибок включает сознательное искажение величины дохода, вызванное желанием отвечающего произвести впечатление на интервьюера. Обычно этот тип ошибок сводится к искусственному завышению доходов, хотя в некоторых случаях респонденты, особенно имеющие высокий уровень дохода, могут и снижать фактическую сумму. Пятый источник ошибок связан с непониманием респондентом смысла анкетного вопроса. Например, респондент может не сообщить о доходе, полученном в форме подарка, хотя интервьюер подразумевал, что этот вид дохода включен в ответ. В конце концов, респондент может просто не знать о некоторых доходах, полученных другими членами семьи, но о которых ему следовало сообщить.


Обобщая все перечисленные типы ошибок, можно выделить четыре фактора, определяющие эти ошибки: память, мотивация, коммуникабельность и знание. Это означает, что: 1) респонденты могут забыть как информацию, так и период, к которому она относится; 2) они могут быть заинтересованы в сокрытии правды из опасения последствий или из-за желания представить себя в более выгодном свете; 3) респонденты могут не понимать, о чем их спрашивают, и давать ответ в рамках собственного представления; и, наконец, 4) они могут просто не знать ответа на вопрос, но дать его, не говоря о своем незнании. Все эти факторы требуют более детального рассмотрения.



Глава 2. НЕЙТРАЛЬНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ



Наиболее понятные и, вероятно, наиболее распространенные вопросы, задаваемые респондентам, относятся к их поведению. Начинающему исследователю трудно себе представить наличие проблемы в вопросах типа: «Вы владеете этим помещением или арендуете его?» или «Какую марку кофе вы покупали в последний раз?». Тем не менее эти вопросы не так уж просты и очевидны, как кажется на первый взгляд. Ключевой переменной является уровень опасения, которое может вызвать вопрос. Понятно, что спрашивать о плохом обращении с ребенком или избиении жены намного труднее, чем о наличии в семье телевизора. Но даже вопросы на такие темы, как голосование на последних выборах или наличие читательского билета в библиотеку, могут насторожить респондентов. Мы отложим эту тему до следующей главы и ограничим обсуждение нейтральными вопросами и вопросами, которые, по крайней мере, не вызывают особых опасений. Они могут относиться, например, к производственной деятельности, использованию или покупке потребительских товаров, к некоторым аспектам поведения в медицинской сфере, социальным взаимодействиям с окружающими людьми, поведению во время отпуска и путешествий. Вопросы о структуре домашнего хозяйства, доходах, занятости и о других демографических характеристиках можно было бы рассмотреть в этой главе, но мы включили их в седьмую, где и предлагаются стандартные формулировки.

Наиболее серьезная проблема, которая возникает при использовании нейтральных поведенческих вопросов, связана с несовершенством человеческой памяти, ее зависимостью от длительности или давности периода времени и актуальности темы опроса. Ниже мы обсудим то, что известно об ошибках, связанных с памятью, а затем предложим ряд стратегий, направленных на их уменьшение. Следует отметить, что данные рекомендации позволяют снизить ошибки памяти, но не исключить их. Читатель, который надеется увидеть в этой главе (или любой другой) идеально составленные вопросы, будет разочарован. Однако нейтральные вопросы не очень «чувствительны» к изменениям в формулировках, за исключением тех случаев, когда эти изменения касаются воспоминаний. В дальнейшем будет показано, что вопросы, вызывающие опасения (третья глава), и вопросы об установках и мнениях (пятая глава), напротив, очень чувствительны к формулировкам.




Основные рекомендации



1. Решите, можно ли считать анализируемый вопрос о поведении нейтральным. Если нет, переходите к третьей главе.

2. Задавая закрытый поведенческий вопрос, убедитесь, что в него включены все значимые альтернативные ответы. Упущенные альтернативы и ответы, отнесенные к категории «Другие», могут дать неполную информацию.

3. Если есть основания считать, что на поведенческий вопрос получен неполный ответ, полезно использовать процедуру активизации воспоминаний.

4. Составляйте вопрос так, чтобы он был максимально конкретным. Информация окажется более надежной, если Вы будете спрашивать не о типичном для респондента поведении, а ограничите его жесткими временными рамками. Можно задавать и менее точные вопросы, которые требуют меньше времени на ответ. Однако это оправдано в том случае, если ваша цель – классифицировать респондентов, а не точно описать их поведение.

5. Период времени, к которому относится вопрос, должен быть согласован с тем, насколько значима для респондента тема опроса. Длительные периоды (год и более) уместны при обсуждении наиболее важных тем (например, приобретение нового дома, рождение ребенка или серьезное автомобильное происшествие), периоды в один месяц и меньше – когда тема менее значима (например, покупка предметов домашнего обихода или одежды). Следует избегать слишком коротких интервалов, поскольку это может привести к прямому временному сдвигу, т. е. воспоминанию событий, которые произошли раньше, и по этой причине ответы будут неточными.

6. Использование документов (когда это возможно), записей по ведению домашнего хозяйства и «связанных воспоминаний»* помогает уменьшить или вовсе исключить временной сдвиг и повысить точность информации.

7. Если предметом исследования являются повторяющиеся, малозначимые события, дневниковые записи дают более точную информацию, чем устные воспоминания.

8. Используйте слова, понятные всем респондентам. Не употребляйте специальных терминов, 1) если нет уверенности, что они известны всем респондентам; 2) если в самом вопросе они не объясняются.

9. Расширение вопроса за счет введения каких-либо напоминаний может повысить качество полученных результатов. Не думайте, что чем короче вопрос, тем лучше.

10. При ответах на нейтральные поведенческие вопросы респонденты обычно сообщают более точные сведения о себе, чем о родственниках, друзьях или сотрудниках. Если в вопросах фигурирует денежный фактор, опрашиваемые могут дать довольно точную информацию о других, в частности, родители – о детях, супруги – друг о друге.

* Авторы имеют в виду использование перекрестных вопросов о фактах, каким-либо образом связанных между собой. – Прим. ред.



Примеры поведенческих вопросов



Ниже приводятся примеры вопросов, использовавшихся правительственными организациями и агентствами, которые собирали информацию о поведении людей. Формулировки составлены профессионально, все вопросы прошли тщательную проверку и тестирование. Тем не менее они не застраховывают от проблем, связанных с памятью и другими причинами, которые мы уже обсуждали в этой главе.


Изучение досуга. В таблице 1 представлена серия вопросов, относящихся к сфере досуга и занятий спортом. Они лишь выясняют, чем занимался респондент в свободное от работы время за рассматриваемый период, и отвечать на них гораздо легче, чем на более детальные вопросы о том, сколько раз, где, с кем и когда респондент это делал. Вопросы о занятиях спортом касаются периода в один год, поскольку многие спортивные занятия носят сезонный характер. Опрос проводился зимой и без указания на время, в него не вошли бы данные по летним видам спорта.

Таблица 1

Вопросы об активности на досуге*

* Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1975 [36].



1. Во-первых, я бы хотел(а) получить общее представление о том, что Вы делаете, чтобы отдохнуть или расслабиться. У меня есть перечень видов деятельности, которыми люди иногда занимаются. Пожалуйста, вспомните прошедший месяц с ________

(Вписать дату – 1 месяц назад относительно дня опроса) По мере того как я буду перечислять различные виды деятельности, скажите мне, пожалуйста, занимались ли Вы этим видом деятельности за последний месяц.




Да

Нет

А. Ходили в кино?

______

______

Б. Ходили в ресторан для развлечения?

______

______

В. Ходили рассматривать витрины магазинов?

______

______

Г. Ходили в театр или на концерт?

______

______

Д. Были на пикнике?

______

______

Е. Были на охоте или рыбалке?

______

______

Ж. Читали для удовольствия?

______

______

3. Выезжали на автомобиле для развлечения?

______

______

И. Занимались садом или огородом для удовольствия?

______

______

К. Участвовали в гражданских или религиозных мероприятиях или ходили в клуб?

______

______

Л. Ходили на прогулку или в поход?

______

______

М. Участвовали в спортивных мероприятиях?

______

______



2. Теперь у меня есть несколько вопросов по поводу занятий спортом. Пожалуйста, вспомните прошедший год с ________

(Вписать дату – год назад относительно дня опроса)

Занимались ли Вы ...




Да

Нет

А. Игрой в бадминтон?

______

______

Б. Игрой в баскетбол?

______

______

В. Боулингом?

______

______

Г. Игрой в футбол?

______

______

Д. Игрой в гольф?

______

______

Е. Игрой в ракетбол, гандбол, водное поло или сквош?

______

______

Ж. Игрой в софтбол или бейсбол?

______

______

3. Плаванием?

______

______

И. Игрой в теннис?

______

______



Бег трусцой. У Гэллапа можно найти несколько интересных формулировок вопроса относительно бега трусцой (таблица 2). Использование слова «случается» в вопросе «Случается ли Вам бегать трусцой или нет?» направлено на уменьшение или исключение смещения, вызванного стремлением респондента давать социально одобряемые ответы. Казалось бы, вопрос о беге трусцой не относится к темам, вызывающим опасения у респондентов. Однако в то время, когда этот вопрос задавался, бег трусцой был распространенным увлечением и ассоциировался с представлениями о здоровье и хорошей физической форме. Именно поэтому для тех, кто не занимался бегом, было соблазнительно дать положительный ответ. Хотя следует отметить, что ответы на более простой вопрос: «Бегаете ли Вы трусцой?» вряд ли отличались бы существенно. Дополнительные слова введены с целью повышения уверенности в отсутствии ложных сведений.