ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2150
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
«______»___________________2010г.
1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА ____________________________________
Список рекомендуемой основной литературы:
Список рекомендуемой дополнительной литературы:
Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод
Характерные черты рыночной экономики.
Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности
С убъекты собственности объекты собственности
Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.
Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)
Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов
Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
Макроэкономические показатели.
Совокупный спрос и предложение.
Тема 10. Экономический рост и его типы
Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.
Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста
ЛЕКЦИЯ 14 Основные закономерности социальной и региональной политики государства.
Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности
Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.
Этапы становления и развития экономической теории.
Фирма в системе рыночных отношений.
Основной и оборотный капитал. Амортизация.
Макроэкономические показатели.
Совокупный спрос и предложение.
7. Каковы признаки оборотного капитала?
8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции
2.По географическому расположению:
2.1.Местный рынок.
2.2.Региональный рынок.
2.3.Национальный рынок.
2.4.Мировой рынок.
3.По степени ограничения конкуренции:
3.1.Монополистический рынок.
3.2.Олигополистический рынок.
3.3.Рынок монополистической конкуренции.
3.4.Рынок совершенной конкуренции.
4.По отраслям:
4.1.Автомобильный рынок.
4.2.Компьютерный рынок.
4.3.Сельскохозяйственный рынок.
4.4.Промышленный рынок.
5.По характеру продаж:
5.1.Оптовый рынок.
5.2.Розничный рынок.
6.По соответствию законодательным нормам:
6.1.Официальный рынок.
6.2.Черный рынок - Теневая экономика.
Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру товарного рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли); финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды) и рынка труда (биржи труда).
Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:
1.По масштабам развития:
1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.
1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.
1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.
1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.
1.5.Национальная – состязание внутри страны.
1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.
2.По методам ведения:
2.1.Ценовая - за счет снижения цены.
2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.
Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:
1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;
2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;
3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.
3.По способам ведения:
3.1.Добросовестная.
3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.
4.По форме:
4.1.Совершенная.
4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Характеристика моделей рынка
Параметры |
Совершенный рынок |
Несовершенный рынок |
||
Чистая конкуренция |
Монополист. конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
|
Определение |
Рынок с большим числом фирм, про дающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену. |
Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары. |
Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). |
Рынок, где господ ствует один прода вец, влияющий на цену товара |
Число фирм |
Очень большое |
Многое |
Несколько |
Одна |
Вид товара |
Стандартизированный (однородный) |
Дифференцированный (разнородный) |
Дифференцированный и однородный |
Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
В пределах рыночной ниши |
Ограничен вза имной зависи мостью и значи телен при тайном сговоре |
Диктует цены |
Барьеры для вхождения в отрасль |
Отсутствует |
Отсутствует |
Возможны отдельные препятствия при входе |
Вхождение заблокировано |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Существенна, упор на рекламу |
Типична при дифференциации товара |
Нет нужды в ней |
примеры |
Рынки с/х продукции, ценных бумаг. |
Рынки легкой и пищевой промышленности |
Стандартизир. товаров- сталь; дифференц/ых-автомобили, сигареты, кофе |
Народные промыслы, городские коммуникации |
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка.
Монополия (греч. монос- один, полео-продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:
1.Естественная монополия – возникает в результате владение редким и невоспроизводимым фактором производства: природная основана на уникальности природного ресурса (залежи алмазов в Якутии делают Республику Соха монополистом в рамках России) и технологическая основана на уникальном открытии, изобретении, уникальном техническом сооружении (РК- монополист Байконура).
2.Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.
3.Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей.
Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.
Направления концентрации
Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
Поглощение или слияние компаний, занятых в одной отрасли. |
Объединение фирм разных отраслей, связанных общностью технологий. |
Объединение фирм разных отраслей, технологически несвязанных между собой |
Организационные формы монополий:
1.Картель – соглашение о ценах на товары и услуги об объемах производства. Его участники договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.
2.Синдикат – объединение в целях совместного сбыта продукции.
3.Трест – объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом одного вида товара.
4.Концерн – объединение многопрофильных фирм с единым финансовым центром (концерн «ДЭУ», производящий товары от батареек до автомобилей, имеющий заводы от Южной Кореи до Узбекистана).
5.Холдинг- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность.
6.Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.
-Монопсония- рынок, на котором оперирует один крупный покупатель какого-то товара и он контролирует цену.
-Олигопсония- рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.
-Дуополия- имеются только два поставщика определенного товара.
-Двусторонняя монополия- на рынке один крупный производитель-монополист сталкивается с одним крупным покупателем.
Основные типы барьеров (ограничителей) для входа на рынок:
-
Лицензия- право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на рынке;
-
Товарный знак- особый символ, позволяющий узнавать товар, фирму;
-
Авторское право- обеспечивает создателям новых продуктов исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений;
-
Патент- свидетельство, подтверждающее право автора на распоряжение созданным им благом.
Антимонопольное законодательство- комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий. Оно основано на законах РК «Об естественных монополиях», «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности».
Закон РК от 9 июня 1998г. «О недобросовестной конкуренции» определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм ее предотвращения. Законом различаются следующие виды недобросовестной конкуренции в РК:
Деньги
Конкуренция
Монополия
Олигополия
Предложение
Рынок
Спрос
Товар
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Тесты:
-
Конкурентный рыночный механизм – это способ:
-
согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства
-
синхронизации этих решений
-
согласования и синхронизации этих решений
-
ни синхронизации, ни согласования этих решений
-
Что включается в инфраструктуру рынка:
-
банки
-
ярмарки
-
консалтинговые фирмы
-
налоговые и таможенные органы
-
все ответы верны
-
Рынок – это:
-
совокупность актов купли-продажи
-
взаимодействие спроса и предложения
-
взаимоотношения между продавцами и покупателями
-
экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара
-
Какая из функции денег названа неверно:
-
мера стоимости
-
средство обращения
-
мера дохода
-
средство платежа
-
мировые деньги
-
Деньги – это:
-
всеобщий эквивалент
-
простое орудие счета
-
товар, обладающий всеобщей обмениваемостью
-
Какая черта не характерна для товарного производства?
-
косвенные, опосредованные рынком связи
-
общественное разделение труда
-
характерен универсальный труд
-
продукты создаются для продажи
-
специализация на производстве одного продукта
-
Товар – это:
-
вещь, способная удовлетворять человеческие потребности
-
вещь, в которой воплощен общественный труд
-
благо, удовлетворяющее человеческую потребность и предназначенное для обмена
-
вещь, обладающая какой-либо ценностью
-
Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда?
-
появление денег, необходимых для обмена
-
появление капитала
-
взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве
-
все ответы верны
-
Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?
-
диффузия экономической власти
-
большое число продавцов
-
наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары
-
относительно легкое вхождение производителей в данный рынок
-
правильного ответа нет
-
Натуральное хозяйство характеризуется тем, что:
-
продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей
-
естественной формой богатства является натуральный продукт
-
характерен универсальный труд
-
осуществляется прямые экономические связи
-
совокупность перечисленного
-
Причины закрепления за благородными металлами функции всеобщего эквивалента:
-
однородность и сохраняемость
-
делимость и ковкость
-
высокая стоимость при небольшом объеме
-
портативность
-
совокупность перечисленного
Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.
График 4.1. Кривая спроса. |
График 4.2. Движения кривой спроса. |
РР1 AB Р2 D Q1 Q2 Q Ро В D Q 1 Qо Q |
Р
D1
D Do Q |
Изменение величины спроса под влиянием изменения цены выражается в движении по кривой спроса. |
Влияние неценовых факторов приводит к изменению спроса, что выражается в смещении кривой или вправо – вверх (увеличение), или влево – вниз (уменьшение). |
Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях. Но для простоты анализа К рассматривается как положительная величина.
График 4.6. Эластичный спрос. |
График 4.7. Неэластичный спрос. |
|
||
Р Р1 Р2 D
Q1 Q2 Q |
Р Р1
Р2 D Q1 Q2 Q |
|
||
ЕPD > 1, при снижении цены возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается. |
ЕPD < 1, при снижении цены объем продаж меняется незначительно, общая выручка снижается. |
|
||
|
График 4.8. Единичная эластичность. |
График 4.9. Совершенно эластичный спрос. |
||
|
Р Р1
Р2
D Q1 Q2 Q
|
Р
P D
Q1 Q2 Q |
||
|
ЕPD = 1, снижение цены компенсируется ростом спроса, общая выручка остается неизменной. |
ЕPD = ∞, бесконечно малое изменение цены, вызывает значительное увеличение спроса. |
||
|
|
|
||
График 4.10 Совершенно эластичный спрос. |
||||
Р D Р1
Р2
Q Q |
||||
|
|