Файл: УМК Мырзахмет Ж.К.(ОЭТ 2010-2011 ЖМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2155

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

«______»___________________2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА ____________________________________

Список рекомендуемой основной литературы:

Список рекомендуемой дополнительной литературы:

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта (445-355 гг до н.э.), Платона, Аристотеля (384-322гг. до н.э.) и других мыслителей древности. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством, назвав искусство управления домашним хозяйством экономикой (греч. ойкос-дом, хозяйство; номос-закон). Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности: экономию и хремастику (хрема- имущество, владение; искусство наживать денежное богатство), он стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров (Борьба мнений существует и по сей день-соотношение роли трудовых затрат- стоимости и полезности в ценообразовании).

По мере возникновения централизованных государств появилась проблема общенационального государственного ведения хозяйства, значение «экономии» изменилось, оно превращается в «политическую экономию» (полис-государство, ойкос-домашнее хозяйство, номос- закон).. Сам термин «политическая экономия» впервые применил в своем труде «Трактат политической экономии для короля и королевы» (1615) французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622) Предмет экономической теории изменялся по мере развития общества. Первым экономическим учением стал меркантилизм (16-18 век).

Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем

Характерные черты рыночной экономики.

Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности

С убъекты собственности объекты собственности

Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.

Направления концентрации

Горизонтальная Вертикальная Диверсификация

Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке по ценам на данный момент времени. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Кривая предложения (S- supply) показывает количество товара или услуги, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного времени.

При построении кривой по вертикальной оси откладывается цена Р товара, по горизонтальной – величина предложения.

неценовые факторы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)

Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов

Совокупное предложение труда в обществе, по мнению П.Самуэльсона, определяется следующими показателями:

Тема 8. Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.

Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

Отличия дефлятора ВНП от ИПЦ

Тема 10. Экономический рост и его типы

Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.

Характеристика депрессии.

Характеристика оживления.

Характеристика бума.

Экономический рост характеризуется также увеличением свободного времени, улучшением распределения национального дохода (НД) среди различных слоев общества, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.

Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста

ЛЕКЦИЯ 14 Основные закономерности социальной и региональной политики государства.

Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности

Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.

Этапы становления и развития экономической теории.

Спрос и предложение.

Фирма в системе рыночных отношений.

Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

7. Каковы признаки оборотного капитала?

8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции

Δ ТFC

денежный знак, установленный в законодательном порядке;

Е) расходов на оборону.

Изменение величины спроса, вызванное изменением дохода называется эластичностью спроса по доходу. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12%. Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:

Процент изменения величины спроса ∆ Q%

ЕID = --------------------------------------------------------------

Процент изменения величины дохода ∆ I%

где ЕID - эластичность спроса по доходу;

Q% - изменение величины спроса; ∆I% - изменение дохода. ЕiЕi

Если ЕID < 0, то товар является низкокачественным и потребитель став богаче заменит этот товар другим качественным;

ЕID > 0 – товар нормальный. Спрос увеличивается с ростом дохода;

Если 0 < ЕID <1 – то это товары первой необходимости. Темп роста спроса меньше темпа роста дохода;

Если ЕID > 1 спрос на этот товар не имеет насыщения, что характерно для предметов роскоши.

Для большинства товаров ЕID - положительна, но в определенных ситуациях она может быть и отрицательной, когда увеличение дохода сопровождается уменьшением купленного количества благ.

Изменение величины спроса на один товар при изменении цены на другой товар называется перекрестной эластичностью и рассчитывается следующим образом:

QX%

ЕхуD = ───────

где ЕхуD – перекрестная эластичность,

QX% – относительное изменение спроса на товар Х,

Если коэффициент перекрестной эластичности положительный ЕхуD > 0, то товары Х и У – взаимозаменяемые (масло и маргарин), если ЕхуD = 1, то товары Х и У – независимы друг от друга (хлеб и цемент), в случае отрицательного значения коэффициента ЕхуD <0, то товары Х и У – взаимно дополняемые (авто и бензин).

  1. (при его росте) (при его падении)Н еценовые факторы спроса

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке по ценам на данный момент времени. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Кривая предложения (S- supply) показывает количество товара или услуги, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного времени.


График 4.3. Кривая предложения.

График 4.4. Движения кривой предложения.

Р

S

Р1 A

B

Р2

Q2 Q1 Q


Р S1



S0



S2





Q



Изменение величины предложения при изменении цены выражается в движении по кривой предложения.

Влияние неценовых факторов приводит к изменению предложения, что выражается в смещении кривой или вправо – вниз (увеличение), или влево – вверх (уменьшение).


График 4.4. Движения кривой предложения.


Эластичность предложения.

Относительное изменение Q%

ЕPS = -----------------------------------------

где ЕPS - эластичность предложения; ∆ Q% - относительное изменение величины предложения;

Предложение неэластично (меньше 1) Если ЕРS <1, Если ЕРS <1,, если изменение цены не вызывает изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до 0, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше 0.

В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

График 4.11. Эластичное предложение.

График 4.12. Неэластичное предложение.


Р


S


Р1


Р2


Q2 Q1 Q



Р


Р1 S





Р2



Q2 Q1 Q


Если ЕРS>1, то предложение эластичное.>>

Если ЕРS <1, то предложение неэластичное.








График 4.13. Единичная эластичность.

Если ЕРS =1, то эластичность предложения единичная




Р

S

Р1



Р2



Q2 Q1 Q


График 4.14. Совершенно неэластичное предложение

График 4.15. Совершенно эластичное предложение




Р S


Р1

Р2




Q



Р

S

P



Q1 Q2 Q


. ЕРS =0.

ЕРS = ∞.

неценовые факторы:

  1. Цены на ресурсы.

  2. Технология.

  3. Цены на другие товары.

  4. Уровень конкуренции.

  5. Налоги и дотации.


Равновесие на рынке достигается при равенстве спроса предложению. При этом достигается равновесная цена и равновесный объем. Равновесная цена – цена, которая уравнивает спрос и предложение, образуется при пересечении кривых спроса и предложения. Пересечение этих графиков называют крестом Маршалла. Рассмотрим график: Е – точка пересечения кривых спроса и предложения, точка равновесия.

РЕ –равновесная цена,

QЕ – равновесный объем.

Если рыночная цена ниже равновесной Р1 на рынке возникает дефицит товара, т.е. объем спроса превышает объем предложения. Если же рыночная цена Р2 больше равновесной, то возникает избыток, т.е. объем предложения превышает объем спроса на товар. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.


График 4.5. Равновесие на рынке.




Р S







Р2

Е

PЕ

Р1 D



QЕ Q

Где, Е – точка пересечения кривых спроса и предложения, точка равновесия.

РЕ –равновесная цена,

QЕ – равновесный объем.

Если рыночная цена ниже равновесной Р1 на рынке возникает дефицит товара, т.е. объем спроса превышает объем предложения. Если же рыночная цена Р2 больше равновесной, то возникает избыток, т.е. объем предложения превышает объем спроса на товар.






Потребительское поведение- это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Оно рассматривается с кардиналистской и ординалистской точки зрения.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.


Закон предложения

Закон спроса

Кривая предложения

Кривая спроса

Перекрестная эластичность

Предложение

Спрос

Эластичность

Эластичность

Эластичность предложения

Эластичность спроса по цене


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.


1.Спрос: понятие, закон и кривая спроса.

  1. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

  2. Предложение: понятие, закон и кривая.

  3. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

  4. Эластичность спроса по цене и по доходу.

  5. Эластичность предложения.

  6. Равновесие на рынке.


ТЕСТЫ:

  1. Какой из факторов не воздействует на спрос:

  1. доходы покупателей, их вкусы и предпочтения

  2. число продавцов на рынке

  3. реклама

  4. цены на запрашиваемые товары

  5. число покупателей на рынке

  1. Указать на фактор, не влияющий на предложение:

  1. налоги

  2. совершенствование технологии

  3. доходы потребителей

  4. цены на ресурсы

  5. цены на другие товары

  1. Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке, это -

  1. кривая Лоренца

  2. кривая Филлипса

  3. кривая спроса

  4. кривая предложения

  5. линия производственных возможностей



  1. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос –

  1. неэластичный

  2. эластичный

  3. единичной эластичности

  4. абсолютно неэластичный

  5. абсолютно эластичный

  1. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

  1. вертикальную линию

  2. горизонтальную линию

  3. кривую линию

  4. прямую линию с отрицательным наклоном

  5. прямую линию с положительным наклоном

  1. В экономике спрос – это …

  1. количество товаров, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам

  2. количество товара, которое люди хотят иметь независимо от того, могут ли они купить его или нет

  3. связь между количеством товара, которое потребители готовы купить, и ценой этого товара

  4. количество товара, на приобретение которого у покупателей есть средства

  1. Увеличение дохода потребителя графически выражается в …

  1. изменении наклона бюджетной линии

  2. параллельном сдвиге бюджетной линии вправо

  3. параллельном сдвиге бюджетной линии влево

  4. уменьшении наклона бюджетной линии

  5. увеличении наклона бюджетной линии

  1. Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую полезность:

  1. кривая спроса

  2. кривая предложения

  3. кривая Лоренца

  4. кривая безразличия

  5. кривая Филлипса

  1. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:

  1. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара

  2. прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара

  3. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара

  4. связь между доходом и предложением

  5. связь между спросом и предложением

  1. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

  1. вниз и влево

  2. по вращению часовой стрелки

  3. вверх и вправо

  4. против часовой стрелки


Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)


Издержки: сущность, структура, классификация.

Показатели эффективности фирмы.

Эффект масштаба. Равновесие фирмы.




Издержки- главный фактор, влияющий на объем предложения. Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько произвести, фирма должна проанализировать издержки.

Издержки – это оплата приобретенных факторов производства.

Термин «издержки» (соsts)- это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявших на рынке стоимостную форму.



Классификация издержек производства:

  1. От метода оценки затрат



Альтернативные издержки- это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования ресурсов.





Внешние (явные) издержки- это затраты на приобретение сырья, материалов со «стороны». Эти издержки отражаются в бухгалтерской отчетности.


Внутренние (неявные) издержки- это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Они представляют собой потерю дохода, который мог бы быть получен при продаже ресурсов фирмы.






Б ухгалтерские издержки- это фактический расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.





В сумме экономические издержки



Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

ПРИБЫЛЬ ТR-ТС

Бухгалтерская прибыль= совокупный доход- явные затраты.

Экономическая прибыль= совокупный доход – альтернативные издержки (явные+ неявные)

  1. В зависимости от влияния изменения объема производства



Постоянные (FС -fixed cost)-их изменение не зависит от объема производства (амортизация зданий, рентные платежи, административно-управленческие расходы)

Переменные (VС-variable cost) их величина изменяется в зависимости от объема производимой продукции (затраты на сырье, материалы, зарплата и др.)



FC + VC = TC (total cost)

TC-общие (валовые) издержки.











3. Для измерения издержек на производство единицы продукции различают средние издержки: средние постоянные FС-averaqe fixed cost), средние переменные (AVC- averaqe variable cost) и средние общие издержки (АТС- averaqe total cost).

  1. ATC = TC/Q; где AТC- средние общие издержки.

  2. AFC= FC/Q; где AFC -средние постоянные издержки.

  3. AVC=VC/Q; где AVC- средние переменные издержки.

  4. ATC = AFC+AVC ; где- АТС – средние общие издержки.



Здесь можно определить прибыльность фирмы:

  1. Если цена товара на рынке меньше средних издержек, т.е. Р<АТС, то фирма несет убытки и может обанкротиться.

  2. Если цена больше средних издержек (Р>АТС), то фирма имеет прибыль в размере этой разницы

  3. Если цена равна средним общим издержкам, т.е. Р = АТС, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует. Такая фирма называется предельной.



  1. Для определения максимального выпуска продукции рассчитывают предельные издержки МС (marqinal cost) – дополнительные издержки производства каждой следующей единицы. Или это та сумма, на которую возрастают общие издержки (ТС) при увеличении выпуска продукции на одну единицу. С помощью МС определяют границы прибыльности объема выпуска продукции. Для этого их сравнивают со средними издержками и рыночной ценой товара. Необходимость измерять МС исходит из действия закона убывающей отдачи, суть которого заключается в том, что начиная с некоторого момента каждая добавочная единица переменного фактора приносит меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая. Т.о., с некоторого момента рост издержек начинает опережать рост объемов производства.