Файл: УМК Мырзахмет Ж.К.(ОЭТ 2010-2011 ЖМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2152

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

«______»___________________2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА ____________________________________

Список рекомендуемой основной литературы:

Список рекомендуемой дополнительной литературы:

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта (445-355 гг до н.э.), Платона, Аристотеля (384-322гг. до н.э.) и других мыслителей древности. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством, назвав искусство управления домашним хозяйством экономикой (греч. ойкос-дом, хозяйство; номос-закон). Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности: экономию и хремастику (хрема- имущество, владение; искусство наживать денежное богатство), он стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров (Борьба мнений существует и по сей день-соотношение роли трудовых затрат- стоимости и полезности в ценообразовании).

По мере возникновения централизованных государств появилась проблема общенационального государственного ведения хозяйства, значение «экономии» изменилось, оно превращается в «политическую экономию» (полис-государство, ойкос-домашнее хозяйство, номос- закон).. Сам термин «политическая экономия» впервые применил в своем труде «Трактат политической экономии для короля и королевы» (1615) французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622) Предмет экономической теории изменялся по мере развития общества. Первым экономическим учением стал меркантилизм (16-18 век).

Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем

Характерные черты рыночной экономики.

Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности

С убъекты собственности объекты собственности

Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.

Направления концентрации

Горизонтальная Вертикальная Диверсификация

Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке по ценам на данный момент времени. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Кривая предложения (S- supply) показывает количество товара или услуги, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного времени.

При построении кривой по вертикальной оси откладывается цена Р товара, по горизонтальной – величина предложения.

неценовые факторы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)

Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов

Совокупное предложение труда в обществе, по мнению П.Самуэльсона, определяется следующими показателями:

Тема 8. Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.

Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

Отличия дефлятора ВНП от ИПЦ

Тема 10. Экономический рост и его типы

Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.

Характеристика депрессии.

Характеристика оживления.

Характеристика бума.

Экономический рост характеризуется также увеличением свободного времени, улучшением распределения национального дохода (НД) среди различных слоев общества, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.

Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста

ЛЕКЦИЯ 14 Основные закономерности социальной и региональной политики государства.

Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности

Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.

Этапы становления и развития экономической теории.

Спрос и предложение.

Фирма в системе рыночных отношений.

Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

7. Каковы признаки оборотного капитала?

8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции

Δ ТFC

денежный знак, установленный в законодательном порядке;

Е) расходов на оборону.


Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий.

Виды хозяйственных товариществ: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочерних предприятий.

Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.

Ценные бумаги и их разновидности.

Ценная бумага- это документ, который удостоверяет право собственности на какой-либо вид капитала и приносит своему владельцу доход. Они могут выпускаться государством и корпорациями. Их называют фиктивным капиталом в отличие от реального, который вложен и функционирует в производстве.

Ценные бумаги делят на две группы:

1.свидетельства о собственности: акции, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, коносаменты и др.

2. свидетельства о займе: векселя, банкноты, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и т.п.

Акция- ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающая право ее владельцу на получение прибыли-дивиденда.

Они подразделяются на именные и предъявительские, простые и привилегированные, безголосые, одноголосые и многоголосые.

  • Именная акция выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в учетной книге АО. Достоинство в возможности их учета и контроля, недостаток- в их низкой «подвижности».т.к. смена владельца требует перерегистрации.

  • Акции на предъявителя свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

  • Простая акция дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы АО за год.

  • Привилегированная акция гарантирует доход независимо от результатов хозяйственной деятельности АО, владельцы такой акции не заинтересованы в увеличении прибыли АО и поэтому они не имеют права голоса на собрании.

  • Безголосые акции продаются широкой публике, что позволяет учредителям АО привлечь огромные денежные средства.

Первый раз акция выпускается в обращение по номинальной стоимости, т.е. той сумме денег, которая указана на акции при учреждении АО. При перепродаже акции устанавливается ее рыночная цена, или курс акции.


Курс акции = норма процента * 100%

Если курсовая стоимость акций превышает номинальную, то разница между суммой, полученной от продажи акций, и суммой действительно вложенного в АО капитала составит учредительскую прибыль, присваиваемую учредителями АО.



Основные разделы бизнес-план:

  1. титульный лист и оглавление

  2. резюме (краткое содержание сути предлагаемого проекта)

  3. общее описание отрасли, фирмы и ее продуктов и услуг

  4. план маркетинга, составленный на основе изучения рынка сбыта будущей продукции или услуг

  5. производственный план.

  6. управление и организация (организационный план)

  7. капитал и юридическая форма фирмы

  8. оценка рынка, финансовый план и предложения по уровню финансирования.

  9. приложения (таблицы, схемы, рисунки, фотографии и т.д.)



Производственный капитал- это выраженные в стоимостной форме факторы производства. В соответствии со способами переноса стоимости используемого производственного капитала на стоимость созданного товара различают: основной и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся здания, оборудования и т.п. Они многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям.

К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, рабочая сила. Они используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла.

Процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде называется амортизацией.

Физический износ основного капитала- это потеря им потребительной стоимости. Моральный износ-это потеря стоимости по двум причинам:

1.создание аналогичных, но более дешевых средств труда;

2.выпуск более производительных средств труда при той же цене.


Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.

В РК основа для становления и развития предпринимательства была заложена с 1992 года принятием ряда законов и других актов: «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992 г.), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» (1997 г.), «Об индивидуальном предпринимательстве» (1997 г.), «Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 гг.». Одним из приоритетов являлось развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в стране. Была утверждена программа финансовой поддержки МП на 2002-04годы, в которой были определены стратегические цели и задачи развития системы финансовой поддержки на среднесрочную перспективу.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

Фирма Акция

Предпринимательство Акционерное общество

Основной капитал Франчайзинг

Оборотный капитал бизнес-план

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Фирма в системе рыночных отношений.

Сущность, организационные формы предпринимательства и его характерные черты.

Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.

Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

Потребление и сбережения: взаимосвязь и различие.

Инвестиции и их функциональное назначение.

Макроэкономика исследует результаты и последствия экономической деятельности всех участников национального хозяйства, т.е. изучает экономические явления, присущие экономике в целом.

. СНС – международный стандарт оценки основных экономических показателей страны. К макроэкономическим показателям относят: ВНП, ВВП, ЧНП, национальный доход и личный доход.


Национальное богатство-это вся совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь период его истории. Оно охватывает: имущество (основные и оборотные фонды, домашнее имущество), природные богатства, невещественное богатство (потенциал здоровья нации, ее духовное богатство, научный потенциал).

ВНП (валовой национальный продукт)суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны за определенный период (за год).

Разделяют номинальный и реальный ВНП, потенциальный и фактический ВНП. Потенциальный ВНП-это объем производства при полной занятости. Фактический ВНП- это объем производства в условиях циклической безработицы. Номинальным называется ВНП, исчисленный в ценах того года, когда он был произведен. Реальный ВНП исчисляется в неизменных ценах (цены базового года).

Есть несколько способов исчисления ВНП:

1.По расходам: ВНП=С+G+I+Nx; где

C – расходы домохозяйств на товары и услуги,

G – государственные расходы, идущие на производство товаров и услуг (школы, больницы) и трансфертные платежи (выплата пенсий, пособий, стипендий и т.д.)

I – инвестиции на приобретение оборудования, зданий и т.п.

Nx – чистый экспорт, разница между объемами экспорта и импорта.

Здесь исключаем расходы других стран. Например, в Японии произвели автомобиль, который продается в США. Затраты, связанные с производством отнесем к Японии, а затраты на доставку и реализацию- к США.

2.По доходам: ВНП=W+R+I+P; а также косвенные налоги и амортизационные отчисления:

W – зарплата работающих,

R – рента, получаемая в результате сдачи в аренду земли, жилья и т.д.,

I – процент, т.е. плата за сберегаемый капитал (кредит, вклады в банк),

P – прибыль предприятий, фирм (хозяйствующих субъектов).

Главное требование при расчете ВНП по доходам- учесть товары и услуги, произведенные за год, только один раз. Это вызывает необходимость исчисления конечной и промежуточной продукции.

Конечная продукция- это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования.

Промежуточная продукция- это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю. Чтобы избежать повторного счета, в ВНП не включают: промежуточные товары (сырье, топливо, мука, дрожжи) и непроизводственные сделки, т.е.сделки, не способствующие росту количества произведенной продукции (трансфертные платежи, сделки по купле- продаже ценных бумаг, купля-продажа подержанных вещей).

3.По добавленной стоимости: ВНП равен сумме стоимостей, добавленных на каждом этапе производства во всех отраслях экономики.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называют дефлятором ВНП, который характеризует изменение цен не только потребительских, но и инвестиционных и некоторых других товаров:


Номинальный ВНП

Дефлятор ВНП = * 100%

Реальный ВНП

Наряду с дефлятором ВНП исчисляют ИПЦ (индекс потребительских цен) отражающий изменение цен товаров и услуг, включающиеся в потребительскую корзину:



Рт * Qб

ИПЦ =-----------------, где

Рб * Qб

Рт, Рб – цены текущего и базового года,

Qб – количество товаров, входящих в потребительскую корзину.

Отличия дефлятора ВНП от ИПЦ

  1. дефлятор ВНП включает цены всех товаров, произведенных в стране;

  2. дефлятор ВНП включает объем продукции, производимой капиталом данной страны;

  3. ИПЦ учитывает фиксированный объем товаров и услуг.

ВВП (валовой внутренний продукт)рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период. Если ВВП страны выше ВНП, это говорит о том, что на территории этой страны больше задействован иностранный капитал, чем отечественный. Например, если нефть РК используется в Венгрии, то стоимость этой нефти не включается в ВВП Венгрии. При подсчете ВВП следует учитывать добавленную стоимость.

Добавленная стоимость- это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и учитывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. зарплату, прибыль, амортизацию, процент за кредит, расходы на транспорт, рекламу.

ЧНП (чистый национальный продукт)=ВНП-А

где А –амортизация.

Национальный доход определяется:

НД = ЧНП – косвенные налоги (они устанавливаются центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров- акцизы, таможенные сборы)

или как сумма всех доходов

НД = зарплата + прибыль + % на капитал + земельная рента.

Для характеристики уровня жизни населения используются три показателя: личный доход, располагаемый доход и чистое экономическое благосостояние.

Личный доход (ЛД) = сумма всех доходов + трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия).

РД (располагаемый доход) =ЛД - налоги.

Макроэкономическое равновесие выражается через равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем выпуска.

График 9.1. Макроэкономическое равновесие.

Р

АD


Ре

АS

Qе Q

Рассмотрим варианты отклонения:

  1. Если АD > АS, в этом случае возможны 2 варианта:

  • не изменяя объема производства, повысить цены;

  • расширить выпуск продукции.

  1. Если АD < АS, в этом в случае:

  • сократить производство;

  • оставить выпуск без изменения, но понизить цены.


Где, Р – общий уровень цен, Q – общее количество товаров, Ре – равновесный уровень цен, Qе – равновесный объем выпуска.



Совокупный спрос (aqreqate demand, AD) показывает то количество товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы, правительства желали бы приобрести при данном уровне цен.

В соответствии с количественной теорией денег, совокупный спрос определяют как:

АД= М*V

Р

Значит, АД находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной- от совокупной цены.

График 9.2. Кривая совокупного спроса.

Р


Р1



Р2

АD1 АD2

АD


Q1 Q2 ВНП

На совокупный спрос влияют как ценовые, так и неценовые факторы. Влияние ценовых факторов ведет к изменению в объеме совокупного спроса и выражается в движении по кривой. Влияние неценовых факторов ведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево (увеличение АD2) или вправо (уменьшение АD1).

Факторы влияния на АD


Ценовые Неценовые


1 2 3 4 5 6 7

  1. Эффект богатства или эффект Пигу - при повышении цен стоимость таких элементов богатства, как акции, облигации падает, и население, владеющее ими, беднеет. Соответственно АD уменьшается.

  2. Повышение уровня процентной ставки (эффект Кейнса). Рост уровня цен заставляет производителей и потребителей брать деньги в долг, спрос на деньги увеличивается и процентная ставка будет расти, вследствие AD сокращается.

  3. Эффект обменного курса или эффект Манделла – Флеминга: цены падают, спрос на деньги уменьшаются - % ставка снижается, реальный обменный курс национальной валюты снижается, чистый экспорт растет и AD увеличивается.

  4. Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителя

  5. Изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства.

  6. Изменения в государственных расходах.

  7. Изменения в расходах на экспорт и импорт

Совокупное предложение (aqreqate supply, АS) – общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.

На совокупный спрос влияют неценовые факторы:

  1. Цены на ресурсы.

  2. Структура рынка.

  3. Производительность труда.

  4. Изменение правовых норм (налоги, субсидии).

График 9.3. Кривая совокупного предложения.

Р АS


3



1 2

Q

AS находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

1 – кейнсианский отрезок, краткосрочный период, когда производство растет при неизменяемом уровне цен; 2 – промежуточный период, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены; 3 – классический отрезок, долгосрочный период, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.