ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2156
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
«______»___________________2010г.
1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА ____________________________________
Список рекомендуемой основной литературы:
Список рекомендуемой дополнительной литературы:
Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод
Характерные черты рыночной экономики.
Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности
С убъекты собственности объекты собственности
Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.
Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)
Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов
Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
Макроэкономические показатели.
Совокупный спрос и предложение.
Тема 10. Экономический рост и его типы
Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.
Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста
ЛЕКЦИЯ 14 Основные закономерности социальной и региональной политики государства.
Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности
Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.
Этапы становления и развития экономической теории.
Фирма в системе рыночных отношений.
Основной и оборотный капитал. Амортизация.
Макроэкономические показатели.
Совокупный спрос и предложение.
7. Каковы признаки оборотного капитала?
8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции
Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий.
Виды хозяйственных товариществ: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочерних предприятий.
Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.
Ценные бумаги и их разновидности.
Ценная бумага- это документ, который удостоверяет право собственности на какой-либо вид капитала и приносит своему владельцу доход. Они могут выпускаться государством и корпорациями. Их называют фиктивным капиталом в отличие от реального, который вложен и функционирует в производстве.
Ценные бумаги делят на две группы:
1.свидетельства о собственности: акции, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, коносаменты и др.
2. свидетельства о займе: векселя, банкноты, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и т.п.
Акция- ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающая право ее владельцу на получение прибыли-дивиденда.
Они подразделяются на именные и предъявительские, простые и привилегированные, безголосые, одноголосые и многоголосые.
-
Именная акция выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в учетной книге АО. Достоинство в возможности их учета и контроля, недостаток- в их низкой «подвижности».т.к. смена владельца требует перерегистрации.
-
Акции на предъявителя свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.
-
Простая акция дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы АО за год.
-
Привилегированная акция гарантирует доход независимо от результатов хозяйственной деятельности АО, владельцы такой акции не заинтересованы в увеличении прибыли АО и поэтому они не имеют права голоса на собрании.
-
Безголосые акции продаются широкой публике, что позволяет учредителям АО привлечь огромные денежные средства.
Первый раз акция выпускается в обращение по номинальной стоимости, т.е. той сумме денег, которая указана на акции при учреждении АО. При перепродаже акции устанавливается ее рыночная цена, или курс акции.
Курс акции = норма процента * 100%
Если курсовая стоимость акций превышает номинальную, то разница между суммой, полученной от продажи акций, и суммой действительно вложенного в АО капитала составит учредительскую прибыль, присваиваемую учредителями АО.
Основные разделы бизнес-план:
-
титульный лист и оглавление
-
резюме (краткое содержание сути предлагаемого проекта)
-
общее описание отрасли, фирмы и ее продуктов и услуг
-
план маркетинга, составленный на основе изучения рынка сбыта будущей продукции или услуг
-
производственный план.
-
управление и организация (организационный план)
-
капитал и юридическая форма фирмы
-
оценка рынка, финансовый план и предложения по уровню финансирования.
-
приложения (таблицы, схемы, рисунки, фотографии и т.д.)
Производственный капитал- это выраженные в стоимостной форме факторы производства. В соответствии со способами переноса стоимости используемого производственного капитала на стоимость созданного товара различают: основной и оборотный капитал.
К основному капиталу относятся здания, оборудования и т.п. Они многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям.
К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, рабочая сила. Они используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла.
Процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде называется амортизацией.
Физический износ основного капитала- это потеря им потребительной стоимости. Моральный износ-это потеря стоимости по двум причинам:
1.создание аналогичных, но более дешевых средств труда;
2.выпуск более производительных средств труда при той же цене.
Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.
В РК основа для становления и развития предпринимательства была заложена с 1992 года принятием ряда законов и других актов: «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992 г.), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» (1997 г.), «Об индивидуальном предпринимательстве» (1997 г.), «Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 гг.». Одним из приоритетов являлось развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в стране. Была утверждена программа финансовой поддержки МП на 2002-04годы, в которой были определены стратегические цели и задачи развития системы финансовой поддержки на среднесрочную перспективу.
Фирма Акция
Предпринимательство Акционерное общество
Основной капитал Франчайзинг
Оборотный капитал бизнес-план
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Фирма в системе рыночных отношений.
Сущность, организационные формы предпринимательства и его характерные черты.
Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.
Основной и оборотный капитал. Амортизация.
Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.
Макроэкономика. СНС.
Макроэкономические показатели.
Совокупный спрос и предложение.
Потребление и сбережения: взаимосвязь и различие.
Инвестиции и их функциональное назначение.
Макроэкономика исследует результаты и последствия экономической деятельности всех участников национального хозяйства, т.е. изучает экономические явления, присущие экономике в целом.
. СНС – международный стандарт оценки основных экономических показателей страны. К макроэкономическим показателям относят: ВНП, ВВП, ЧНП, национальный доход и личный доход.
Национальное богатство-это вся совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь период его истории. Оно охватывает: имущество (основные и оборотные фонды, домашнее имущество), природные богатства, невещественное богатство (потенциал здоровья нации, ее духовное богатство, научный потенциал).
ВНП (валовой национальный продукт) – суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны за определенный период (за год).
Разделяют номинальный и реальный ВНП, потенциальный и фактический ВНП. Потенциальный ВНП-это объем производства при полной занятости. Фактический ВНП- это объем производства в условиях циклической безработицы. Номинальным называется ВНП, исчисленный в ценах того года, когда он был произведен. Реальный ВНП исчисляется в неизменных ценах (цены базового года).
Есть несколько способов исчисления ВНП:
1.По расходам: ВНП=С+G+I+Nx; где
C – расходы домохозяйств на товары и услуги,
G – государственные расходы, идущие на производство товаров и услуг (школы, больницы) и трансфертные платежи (выплата пенсий, пособий, стипендий и т.д.)
I – инвестиции на приобретение оборудования, зданий и т.п.
Nx – чистый экспорт, разница между объемами экспорта и импорта.
Здесь исключаем расходы других стран. Например, в Японии произвели автомобиль, который продается в США. Затраты, связанные с производством отнесем к Японии, а затраты на доставку и реализацию- к США.
2.По доходам: ВНП=W+R+I+P; а также косвенные налоги и амортизационные отчисления:
W – зарплата работающих,
R – рента, получаемая в результате сдачи в аренду земли, жилья и т.д.,
I – процент, т.е. плата за сберегаемый капитал (кредит, вклады в банк),
P – прибыль предприятий, фирм (хозяйствующих субъектов).
Главное требование при расчете ВНП по доходам- учесть товары и услуги, произведенные за год, только один раз. Это вызывает необходимость исчисления конечной и промежуточной продукции.
Конечная продукция- это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования.
Промежуточная продукция- это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю. Чтобы избежать повторного счета, в ВНП не включают: промежуточные товары (сырье, топливо, мука, дрожжи) и непроизводственные сделки, т.е.сделки, не способствующие росту количества произведенной продукции (трансфертные платежи, сделки по купле- продаже ценных бумаг, купля-продажа подержанных вещей).
3.По добавленной стоимости: ВНП равен сумме стоимостей, добавленных на каждом этапе производства во всех отраслях экономики.
Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называют дефлятором ВНП, который характеризует изменение цен не только потребительских, но и инвестиционных и некоторых других товаров:
Номинальный ВНП
Дефлятор ВНП = * 100%
Реальный ВНП
Наряду с дефлятором ВНП исчисляют ИПЦ (индекс потребительских цен) отражающий изменение цен товаров и услуг, включающиеся в потребительскую корзину:
∑ Рт * Qб
ИПЦ =-----------------, где
∑ Рб * Qб
Рт, Рб – цены текущего и базового года,
Qб – количество товаров, входящих в потребительскую корзину.
Отличия дефлятора ВНП от ИПЦ
-
дефлятор ВНП включает цены всех товаров, произведенных в стране;
-
дефлятор ВНП включает объем продукции, производимой капиталом данной страны;
-
ИПЦ учитывает фиксированный объем товаров и услуг.
ВВП (валовой внутренний продукт) – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период. Если ВВП страны выше ВНП, это говорит о том, что на территории этой страны больше задействован иностранный капитал, чем отечественный. Например, если нефть РК используется в Венгрии, то стоимость этой нефти не включается в ВВП Венгрии. При подсчете ВВП следует учитывать добавленную стоимость.
Добавленная стоимость- это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и учитывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. зарплату, прибыль, амортизацию, процент за кредит, расходы на транспорт, рекламу.
ЧНП (чистый национальный продукт)=ВНП-А
где А –амортизация.
Национальный доход определяется:
НД = ЧНП – косвенные налоги (они устанавливаются центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров- акцизы, таможенные сборы)
или как сумма всех доходов
НД = зарплата + прибыль + % на капитал + земельная рента.
Для характеристики уровня жизни населения используются три показателя: личный доход, располагаемый доход и чистое экономическое благосостояние.
Личный доход (ЛД) = сумма всех доходов + трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия).
РД (располагаемый доход) =ЛД - налоги.
Макроэкономическое равновесие выражается через равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем выпуска.
График 9.1. Макроэкономическое равновесие.
Р
АD
Ре
АS Qе Q
|
Рассмотрим варианты отклонения:
|
Где, Р – общий уровень цен, Q – общее количество товаров, Ре – равновесный уровень цен, Qе – равновесный объем выпуска. |
Совокупный спрос (aqreqate demand, AD) показывает то количество товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы, правительства желали бы приобрести при данном уровне цен.
В соответствии с количественной теорией денег, совокупный спрос определяют как:
АД= М*V
Р
Значит, АД находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной- от совокупной цены.
График 9.2. Кривая совокупного спроса.
Р
Р1
Р2 АD1 АD2 АD
Q1 Q2 ВНП |
На совокупный спрос влияют как ценовые, так и неценовые факторы. Влияние ценовых факторов ведет к изменению в объеме совокупного спроса и выражается в движении по кривой. Влияние неценовых факторов ведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево (увеличение АD2) или вправо (уменьшение АD1). |
Факторы влияния на АD
Ценовые Неценовые
1 2 3 4 5 6 7
-
Эффект богатства или эффект Пигу - при повышении цен стоимость таких элементов богатства, как акции, облигации падает, и население, владеющее ими, беднеет. Соответственно АD уменьшается.
-
Повышение уровня процентной ставки (эффект Кейнса). Рост уровня цен заставляет производителей и потребителей брать деньги в долг, спрос на деньги увеличивается и процентная ставка будет расти, вследствие AD сокращается.
-
Эффект обменного курса или эффект Манделла – Флеминга: цены падают, спрос на деньги уменьшаются - % ставка снижается, реальный обменный курс национальной валюты снижается, чистый экспорт растет и AD увеличивается.
-
Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителя
-
Изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства.
-
Изменения в государственных расходах.
-
Изменения в расходах на экспорт и импорт
Совокупное предложение (aqreqate supply, АS) – общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.
На совокупный спрос влияют неценовые факторы:
-
Цены на ресурсы.
-
Структура рынка.
-
Производительность труда.
-
Изменение правовых норм (налоги, субсидии).
График 9.3. Кривая совокупного предложения. Р АS
3
1 2 Q
|
AS находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров. 1 – кейнсианский отрезок, краткосрочный период, когда производство растет при неизменяемом уровне цен; 2 – промежуточный период, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены; 3 – классический отрезок, долгосрочный период, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей. |