Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (Особенности Влияния кадровой стратегии на работу службы персонала «Северо-Западное пароходство»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии

1.1. Характеристика основных понятий

1.2. Цель, задачи, принципы современной кадровой стратегии

Глава 2. Особенности формирования кадровой стратегии организации

2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования кадровой стратегии организации

2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории кадровой стратегии

2.3. Мотивация профессиональной деятельности как элемент кадровой стратегии

Глава 3. Особенности Влияния кадровой стратегии на работу службы персонала «Северо-Западное пароходство»

3.1. Характеристика компании «Северо-Западное пароходство»

3.2. Состояние кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство»

3.3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство»

Заключение

Список использованной литературы

• в центре экономического управления должны быть не деньги, а человек и его инициатива;

• результат деятельности предприятия определяется степенью сплоченности коллектива;

• максимальное делегирование функций управления работникам;

• необходимость развития мотивации работников [5].

В процессе формирования кадровой стратегии предприятия должно происходить согласование следующих аспектов:

• разработка общих принципов кадровой стратегии, определение приоритетных целей;

• организационно-штатная стратегия – планирование потребности в персонале, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещения;

• информационная стратегия – создание и поддержка системы движения кадровой информации;

• финансовая стратегия – формулировка принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

• стратегия развития персонала – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

• оценка результатов деятельности – анализ в соответствии с кадровой политикой и стратегией предприятия, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала [6; 8].

Кадровая стратегия предприятия должна обеспечить:

• организационную интеграцию – высшее руководство и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в своей оперативной работе, тесно взаимодействуя с функциональными службами;

• высокий уровень ответственности всех работников, под которым понимают как идентификацию с базовыми ценностями предприятия, так и настойчивую реализацию определенных целей в практической работе;

• функциональность – вариантность функциональных задач, что предполагает отказ от традиционного, жесткого разграничения различных видов работ, а также использование различных форм трудовых контрактов (полная, частичная и временная занятость);

• структурность – адаптация к непрерывному обучению, организационным изменениям, гибкость организационно-кадрового потенциала, высокое качество работы и ее результатов, условий труда (рабочая среда, содержание работы, удовлетворенность работников) [9].

По своему составу кадровая стратегия имеет определенный круг проблем:

- целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных кадров, постоянное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;


- распределение и перераспределение рабочих по сферам занятости, регионам страны и видам профессиональной деятельности;

- рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных умений, формирование удовлетворенности труда, контроль за деятельностью кадров, формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами [10].

Основными задачами кадровой стратегии на предприятии являются:

- своевременное обеспечение организации персоналом определенного уровня и количества в соответствии со стратегией развития;

- создание условий для реализации, которые предусмотрены трудовым законодательством прав и обязанностей граждан;

- рациональное использование персонала;

- формирование и поддержание эффективной работы предприятия.

Исходными документами для формирования кадровой стратегии являются:

- общая декларация прав человека;

- Конституция (Основной Закон)

- Гражданский кодекс;

- Трудовой кодекс.

При формировании кадровой стратегии учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия:

- требования к производству, стратегия развития предприятия;

- финансовые возможности предприятия;

- количественные и качественные характеристики;

- ситуация на рынке;

- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов;

- влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;

- требования трудового законодательства, организационная культура работы с наемным персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1. Кадровая стратегия должна быть тесно связана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она является кадровым обеспечением реализации этой стратегии.

2. Кадровая стратегия должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.

3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая стратегия должна быть экономически выгодной, точнее исходить из реальных финансовых возможностей.


4. Кадровая стратегия предприятия должна обеспечивать индивидуальный подход к своим работникам.

Кадровая стратегия является составной частью всей управленческой деятельности и производственной стратегии организации. Она имеет цель, сущность которой состоит в создании сплоченной, высокоразвитой и высокопроизводительной рабочей силы.

Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно работать над увеличением в составе рабочей силы предприятия тех людей, кто имеет хорошие знания, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом подразделении.

Не менее важным является долгосрочное планирование кадровой стратегии фирмы.

Желательно проводить анализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что есть предложения по определенных профессиях для комплектования личного состава такими служащими, которых еще нет в штате организации.

Кроме этого, может быть разработана согласованная кадровая стратегия, включающая системы набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров, а также стратегия отношений между администрацией и работниками.

Наибольший успех хозяйствования достигается тогда, когда все функциональные подсистемы управления персоналом согласованы во времени и пространстве и применяются одновременно [11].

Глава 2. Особенности формирования кадровой стратегии организации

2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования кадровой стратегии организации

На формирование приоритетов кадровой стратегии влияют внутренние и внешние факторы, которые есть характерными для настоящего и будущего.

Факторы внешней среды организация как субъект хозяйствования не может изменить, но должна их учитывать, чтобы правильно определить потребности в персонале и найти оптимальные источники удовлетворения этой потребности.


К внешним факторам, которые определяют кадровую политику предприятия, относятся:

- тенденции экономического развития (стабильность экономических, политических факторов и законов, усиление позиций конкурентов, изменение спроса на товары и услуги организации);

- национальное трудовое законодательство и нормативно-правовая среда (законодательство в сфере охраны труда, занятости, социальные гарантии, программы социально-экономического развития страны);

- ситуация на рынке труда и перспективы его развития (демографические факторы, стратегия сферы образования, отношения с профсоюзами);

- особенности сферы бизнеса и научно-технический прогресс (инновационное влияние на потребности в особых специалистах, возможности переквалификации и развития персонала, культурные традиции и их особенности).

Внутренние факторы, которые определяют кадровую политику предприятия, – это факторы, на которые организация может влиять.

Перечислим их:

- цели и стратегии предприятия (на их основе формируется кадровая стратегия организации);

- стиль управления персоналом (централизованное управление или организация, которая руководствуется принципом децентрализации. В обоих случаях существует потребность в разных специалистах);

- финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом);

кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации и целесообразным распределением обязанностей для повышения эффективности работы и обеспечения стабильности);

- условия работы, уровень оплаты труда и система мотивации персонала;

- стиль руководства, имидж предприятия, территориальное размещение и технология производства.

Учет внутренних и внешних факторов влияния на формирование кадровой стратегии способствует определению и использованию акцентов в процессе разработки особенностей кадровой стратегии организации, влияет на эффективность работы организации в целом, обеспечению конкурентоспособности и увеличению доходов предприятия.

Проведя анализ научной литературы, посвященной исследованию кадровой стратегии, наблюдаемое значение и важность изучения этого вопроса. Ведь особенность современного этапа экономического развития – это понимание руководства большинства организаций значение кадрового ресурса предприятия [12; 14].


2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории кадровой стратегии

Главным условием эффективного функционирования предприятий в современных условиях хозяйствования является их умение своевременно адаптироваться в динамической рыночной среде. Поэтому одной из первоочередных задач предприятия является формирование и оценка его потенциальных возможностей.

Важную роль в эффективном функционировании предприятия играет кадровая составляющая его потенциала, которая влияет не только на конечные показатели хозяйственной деятельности предприятия и достижения им конкурентных преимуществ, но и на возможность обеспечения устойчивого и конкурентоспособного развития в долгосрочном периоде.

Известный специалист в области стратегического управления А.С. Виханский отмечает, что основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Причем человек является не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности предприятия и являются одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ [6].

Из всех элементов потенциала предприятия только кадровая составляющая способна к активному и самостоятельному реагированию на динамические изменения внешней среды.

Для того, чтобы выяснить сущность понятия «кадровый потенциал предприятия», необходимо определиться с такими категориями, как «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая по своему физическому развитию, умственным способностям и знаниям способна работать в народном хозяйстве.

А.С. Федонин, И.М. Репина и А.И. Олексюк считают, что трудовые ресурсы – это экономически активная, трудоспособная часть населения определённого региона, территории, которая обладает физическими и культурно-образовательными возможностями для участия в экономической деятельности предприятия [18].

А.Я. Кибанов определяет трудовые ресурсы как работоспособную часть населения страны, которая, несмотря на психофизиологические и интеллектуальные качества, способна изготавливать материальные блага или услуги.

Таким образом, трудовые ресурсы – это обобщенное понятие, которое охватывает трудоспособное население страны, которое может принимать участие в деятельности любого предприятия [13].

В экономической литературе существует ряд подходов к определению понятия «трудовой потенциал».