Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (Особенности Влияния кадровой стратегии на работу службы персонала «Северо-Западное пароходство»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии

1.1. Характеристика основных понятий

1.2. Цель, задачи, принципы современной кадровой стратегии

Глава 2. Особенности формирования кадровой стратегии организации

2.1. Основные элементы внутренних и внешних факторов формирования кадровой стратегии организации

2.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории кадровой стратегии

2.3. Мотивация профессиональной деятельности как элемент кадровой стратегии

Глава 3. Особенности Влияния кадровой стратегии на работу службы персонала «Северо-Западное пароходство»

3.1. Характеристика компании «Северо-Западное пароходство»

3.2. Состояние кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство»

3.3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях развития национальной экономики существенным и актуальным является конкурентоспособный персонал и эффективность социально-трудовых отношений, поскольку кадровая стратегия является важной составляющей корпоративной стратегии деятельности предприятия и основным его конкурентным преимуществом. Это связано с тем, что эффективная деятельность предприятия зависит не только от качественных и количественных характеристик работников, но и от результативности методов и механизмов управления ими.

Все это обусловливает актуальность и важность исследуемой темы. Однако, необходимо отметить, что вопросы, связанные с определением специфики кадровой стратегии как составляющей управления персоналом в условиях меняющейся конкурентной среды, остаются недостаточно исследованными.

Инновационный социально-ориентированный тип развития экономики выдвигает более жесткие требования к основному трудовому компоненту ресурсного потенциала – к уровню профессиональной компетентности кадров и в целом к ​​системе управления кадровой политикой. Острая кадровая проблема современных организаций требует принципиально новых подходов к решению проблем формирования и использования кадровых ресурсов.

Эти факторы обусловили значимость комплексного анализа аспектов формирования, использования и развития кадрового потенциала как особо важного направления совершенствования кадровой стратегии.

Кадровая стратегия предприятия освещалась в трудах отечественных и зарубежных ученых, а именно: Т.Ю. Базарова [2], Л.В. Балабановой [3], В.Г. Воронковой [7], Л.B. Иванкиной [12], А.С. Федонина [18] и др.

Т.Ю. Базаров определил типы и этапы проектирования кадровой стратегии, уделил внимание рассмотрению условий разработки кадровой стратегии, кадровых мероприятий и кадровой стратегии в организации [2].

Особое внимание к кадровой политике современных предприятий, уделено определению важных приоритетов современного этапа развития страны – необходимость модернизации экономики и технического обновления производственной сферы.

В этих условиях кадровая стратегия должна обеспечивать достижение конкурентоспособности кадрового потенциала и поддерживать стабильное социально-экономическое развитие определённых субъектов.

Цель – изучение теоретических основ и практических рекомендаций по влиянию кадровой стратегии на работу службы персонала как основного конкурентного преимущества организации.


Объект исследования – теоретические аспекты формирования кадровой стратегии организации: характеристика основных понятий .

Предмет исследования – особенности формирования кадровой стратегии компании «Северо-Западное пароходство» .

Задачи исследования:

- изучить и описать характеристику основных понятий;

- рассмотреть основные цели, задачи, принципы современной кадровой стратегии;

- проанализировать основные элементы внутренних и внешних факторов формирования кадровой стратегии организации;

- охарактеризовать трудовые ресурсы и трудовой потенциал как категории кадровой стратегии;

- рассмотреть особенности мотивация профессиональной деятельности как элемент кадровой стратегии;

- рассмотреть основные элементы деятельности компании «Северо-Западное пароходство» ;

- исследовать состояние кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство» ;

- составить рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии в компании «Северо-Западное пароходство».

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии

1.1. Характеристика основных понятий

Особое внимание к кадровой политике современных предприятий уделено, учитывая определение важных приоритетов современного этапа развития страны, – необходимости модернизации экономики и технического обновления производственной сферы. В этих условиях кадровая стратегия должна обеспечивать достижение конкурентоспособности кадрового потенциала и поддерживать стабильное социально-экономическое развитие субъектов хозяйствования.

Анализ профильной научной литературы показал, что недостаточно изучены теоретико-методологические и методические аспекты кадровой стратегии, несмотря на активизацию исследователей и их повышенный интерес к проблематике кадровой стратегии. Рассмотрев ряд информационных источников, можно сделать вывод, что нет единой точки зрения на определение понятия и сущности кадровой стратегии. С другой стороны, многообразие подходов к ее разработке создает возможности для ее просмотра, обоснования, развития и совершенствования.


Управление персоналом как система должна базироваться на кадровой политике, которая выступает составляющей системы стратегического управления организацией.

Важным моментом является четкое понимание соотношения и взаимосвязи таких понятий как «стратегия управления организацией», «стратегия управления персоналом» и «кадровая стратегия».

Исследователи имеют различные взгляды на определение термина «кадровая стратегия». К примеру, исследователь Е.П. Пархимчик считает, что «кадровая стратегия организации – это сформулированные (устно или письменно) принципы, приоритеты, нормы, правила работы с кадрами, которые есть обязательными для всех участников процесса управления персоналом, они направлены на достижение задач и стратегических целей организации, используются с учетом постоянных изменений в внутриорганизационных условий и требований внешней среды» [16, c. 5].

В. Г. Воронкова определяет кадровую политику как «систему приемов, навыков, способов, форм и методов кадровой работы, которые разрабатываются и применяются в практике государственных органов и отдельных организаций» [7, c. 120].

По мнению Л.В. Балабановой, «кадровая стратегия предприятия – это система принципов, идей, требований, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Кадровая стратегия определяет направление и основы работы с кадрами, общие и специфические требования к ним и разрабатывается собственниками предприятия, высшим руководством, кадровой службой» [3, c. 126].

Приведенные определения достаточно четко отражают суть термина «кадровая стратегия».

Сложно представить единое определение как общую характеристику содержания кадровой стратегии, ведь каждая организация имеет собственные методы для диагностики и решение проблем управления персоналом, учитывая цели и задачи предприятия.

Проанализировав известные определения термина «кадровая стратегия», можно сделать вывод и обобщить авторскую трактовку:

- кадровая стратегия предприятия – это направление кадровой деятельности организации, система принципов, методов, форм и организационного механизма определения целей и задач для создания, сохранения и развития кадрового потенциала;

- ценностные ориентиры, процедуры, способы оценки персонала, необходимые для достижения долгосрочных стратегических целей развития организации и реализации ее миссии в современных условиях развития экономики.

Объект кадровой стратегии организации – это персонал предприятия, субъектом кадровой стратегии является система управления персоналом организации, которая состоит из руководителей всех уровней и кадровой службы.


Современная кадровая стратегия – это продолжение миссии и стратегических целей организации, ориентированная на конкретные результаты деятельности и перспективы развития предприятия. Сегодня к кадровой политике современной фирмы предъявляются повышенные требования практичности, гибкости и адаптивности к внутренним факторам (стиль руководства организации, внутриорганизационная культура, цели и миссия предприятия) и внешней среды (развитие экономики страны и рынка труда, изменения законодательства, особенности осуществления деятельности в условиях кризиса и другие) [14; 15].

Кадровая стратегия – это определенное руководством организации приоритетное направление действий, учитывающее ее стратегические задачи и ресурсные возможности, которые необходимы для достижения долгосрочных целей по формированию высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива.

Любое предприятие, которое ориентировано на успешное существование и развитие, планирует свою деятельность не только на ближайший период времени, но и на перспективу. Очень важную роль в этом играет кадровая стратегия организации [11].

Основные черты:

- имеет долгосрочный характер (формирование системы мотивации, психологических установок, системы управления персоналом, структуры персонала требует много времени);

- связь со стратегией предприятия в целом (при изменении стратегии предприятия необходимо корректировать и кадровую политику: изменить структуру и численность персонала, его квалификацию и навыки, методы и стиль управления).

Процесс разработки и реализации кадровой стратегии является непрерывным. Это находит отражение в тесной взаимосвязи с решением стратегических задач предприятия как на краткосрочный и среднесрочный периоды, так и на длительную перспективу. Такого рода конкретизация кадровой стратегии воплощается в стратегическом плане, где содержатся задачи и конкретные мероприятия по ее выполнению, сроки выполнения, ответственные лица по каждой отдельно взятой задаче, объем ресурсов необходимых для реализации (финансовых, информационных и др.) [1].

Разрабатываемая стратегия должна способствовать:

- усилению возможностей предприятия противостоять конкурентам на рынке труда, максимально эффективно использовать свои сильные и слабые стороны во внешнем окружении;

- увеличению конкурентных преимуществ предприятия посредством создания условий для эффективного использования и развития трудового потенциала, формирования компетентного и квалифицированного персонала;


- раскрытию способностей работников к инновационному (см. также - инновационный менеджмент), творческому развитию, для достижения не только целей предприятия, но и личных целей сотрудников.

При разработки кадровой стратегии организации необходимо учитывать пять следующих факторов:

- экономический;

- социальный;

- политический;

- правовой;

- фактор внешней среды [15].

1.2. Цель, задачи, принципы современной кадровой стратегии

Изучение материалов, которые характеризуют опыт работы ведущих предприятий, свидетельствует о том, что их главным конкурентным преимуществом является уникальный кадровый потенциал. Достаточно высокий уровень корпоративной культуры делает предприятие привлекательным для талантливых работников, удерживает их в организации, а результаты их труда, в свою очередь, создают соответствующую репутацию фирмы, привлекают новых потребителей и высококвалифицированных сотрудников.

Главной задачей таких предприятий является содействие росту профессиональной компетенции работников и развитие их навыков и умений. Поэтому актуальным оказывается изучение особенностей формирования кадровой стратегии на отечественных предприятиях и разработка рекомендаций по ее эффективной реализации [1].

Кадровая стратегия определяет направление и основы работы с кадрами, общие и специфические требования к ним и разрабатывается собственниками предприятия, высшим руководством, кадровой службой.

Основной целью кадровой стратегии является своевременное обеспечение оптимального баланса процессов комплектования, сохранения персонала, его развития в соответствии с потребностями предприятия, требований действующего законодательства и состояние рынка труда [4].

Базой формирования кадровой стратегии предприятия выступает анализ структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозы развития предприятия и занятости персонала. Иногда это работа проводится с помощью специальных консалтинговых организаций, и хотя оплата их услуг очень высока, результат намного превышает.

Кадровая стратегия на предприятии будущего должна строиться на следующих принципах:

• полное доверие к работнику и предоставление ему максимальной самостоятельности;