Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (1. Теоретические основы базовых функций менеджмента).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы базовых функций менеджмента
Глава 2. Исследование процесса мотивации на примере ресторана «Лесная поляна»
2.1. Общая характеристика и структура управления рестораном «Лесная поляна»
2.2. Оценка методов мотивации труда в ресторане «Лесная поляна»
3. Пути и методы совершенствования управления системой мотивации персонала ресторана
3.1 Стимулирование деятельности персонала путём совершенствования системы оплаты труда
- технологические процессы изготовления продукции (технологическую дисциплину);
- финансовую дисциплину (соблюдение договорных обязательств, выполнение планов поставок и реализации продукции, использование финансовых средств, кредитов, сроков и условий платежей и т.д.);
- квалификацию и рост кадров;
- трудовую дисциплину;
- сбытовую деятельность;
- снабженческую деятельность[10, с.139].
По степени охвата объекта контроль может быть сплошным или выборочным, происходить в нормальном или усиленном режиме.
Основными задачами контроля является изучение положения дел на предприятии, отслеживание главных тенденций его развития, выявление возникающих нарушений и ошибок[7, с.226].
Контроль осуществляется в соответствии с определёнными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, т.е. держать в поле зрения основные сферы деятельности предприятия[14, с.92].
Важнейшая цель контроля - предотвращение ошибок. Поэтому контроль - неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях. Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он будет постоянно опаздывать и окажется на практике бесполезным[13, с.123].
Выводы по главе.
Таким образом, менеджмент можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней независимо от специфики управленческой деятельности. К этим функциям относят: планирование; организация; мотивация; контроль.
Планирование представляет собой начальный этап управления, так как без чёткого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру компании. Поэтому функция организации - это ещё и процесс разработки организационной структуры предприятия.
Мотивация, как функция менеджмента, активизирует деятельность персонала и побуждает его к результативному и эффективному труду для достижения целей организации. Функция контроля - это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Глава 2. Исследование процесса мотивации на примере ресторана «Лесная поляна»
2.1. Общая характеристика и структура управления рестораном «Лесная поляна»
Ресторан «Лесная поляна» зарегистрирован в 2012 году как предприятие, работающее в сфере общественного питания[15].
Ресторан расположен по адресу: Московская область, Раменское, Королева ул., 27а. Время работы с 12.00 до 2.00. Имеется парковка. Зал на 65 и 18 мест.
Ресторан «Лесная поляна» предлагает эксклюзивное меню Европейской и Восточной кухни, Для самых маленьких гостей в ресторане есть детское меню.
В ресторане «Лесная поляна» существует служба доставки.
Доставка бесплатная, сумма минимального заказа – 700 рублей. Время доставки заказа – в течение 90 минут. Заказы принимаются до 23:00.
Организационно-правовая форма предприятия: индивидуальное частное предприятие. Деятельность ИЧП «Лесная поляна» реализуется без образования юридического лица для упрощения финансовой отчетности. В соответствии с действующим законодательством имеет право располагать счётом в банке, печатью, штампом, товарным знаком и средствами коммуникации. Данным предприятием получены все необходимые разрешения санитарно-эпидемиологической службы, экологической экспертизы, городского комитета архитектуры и строительства[15].
Общее количество рабочих мест, включая руководителя – владельца предприятия – 63 чел.
Основные требования к персоналу – наличие необходимой профессиональной квалификации. При приёме на работу учитывалось образование, а также был установлен испытательный срок – один месяц.
Состав персонала по возрасту сотрудников «Лесная поляна» иллюстрирует диаграмма на рисунке 3.
Рис. 3. Состав персонала по возрасту сотрудников ООО «Лесная поляна»
«Лесная поляна» - это идеальное место для наслаждения разнообразными блюдами европейской и восточной кухни и предназначено для отдыха посетителей, поэтому большое значение имеет оформление торгового зала декоративными элементами, под освещение, цветовое решение. Микроклимат поддерживается системой приточно-вытяжной вентиляции. Мебель применяется стандартная облегченных конструкций, столы имеют полиэфирное покрытие. Из столовой посуды применяется: металлическая из нержавеющей стали, полуфарфоровая фаянсовая, сортовая стеклянная[16].
В ресторане кроме торговых залов имеется вестибюль, гардероб, туалетные комнаты для посетителей.
Ресторан «Лесная поляна» предоставляет потребителям следующие услуги:
- питание;
- изготовление кулинарной и кондитерской продукции;
- организация потребления и обслуживания;
- организация досуга;
- прочие услуги[14].
В ресторане «Лесная поляна» существует четкое разделение управленческих отношений, что показано на рис. 4: одни люди управляют и руководят, другие – подчиняются и исполняют. Если рассматривать модель управления рестораном как некую иерархическую лестницу, то можно выделить основные её ступени, занятые профессиональными менеджерами - управленцами. В ресторане «Лесная поляна» действует следующая организационная структура[17].
Директор
Главный
бухгалтер
Менеджер
по персоналу
Менеджер по производственным вопросам
Уборщики, охрана, дворники, гардеробщики
Обслуживающий персонал: официанты, бармены, повара, кухонные рабочие
Рис. 4. Организационная структура
По этой схеме каждый руководитель службы, с одной стороны, решает все профессиональные вопросы самостоятельно или с первым лицом и, с другой стороны, взаимодействует с коллегами параллельных служб самостоятельно, не пересекаясь в решении одних и тех же вопросов.
2.2. Оценка методов мотивации труда в ресторане «Лесная поляна»
Объектами политики мотивации, поддерживающими и обеспечивающими нормальное функционирование и развитие ресторана «Лесная поляна», являются:
- трудоспособность персонала;
- профессиональные характеристики и свойства работников;
- удовлетворенность трудом;
- корпоративное поведение и другие.
Рассмотрим эти направления и содержание мотивационной деятельности подробнее.
Трудоспособность персонала ресторана «Лесная поляна» является необходимым условием достижения результатов труда. Составляющими трудоспособности являются физические и психофизиологические ресурсы личности, расходуемые в трудовой деятельности. Человек устаёт от физических и эмоциональных нагрузок, связанных с исполнением рабочих функций, следовательно, его работоспособность в процессе труда снижается. Для поддержания её на необходимом уровне в ресторане «Лесная поляна» применяют следующие меры:
- денежная компенсация нормативных и сверхнормативных усилий работника: основная заработная плата, доплаты, премии;
- неденежные формы компенсаций: медицинское обслуживание, питание, организация отдыха в течение рабочего дня и в период отпуска и т.д.;
- нормирование труда на основе оптимальных трудозатрат;
- условия труда, способствующие сохранению здоровья работников;
- режим труда и отдыха, позволяющие восстановить трудоспособность и другие[15].
Профессиональные характеристики работников ресторана «Лесная поляна». Целью регулирования в этом направлении является обеспечение эффективности трудовой деятельности персонала за счёт развития квалификационных свойств сотрудников, необходимых для достижения заданных количественных и качественных результатов труда, а также поддержания деловой активности сотрудников.
Одним из направлений здесь является развитие компетенций сотрудников, как совокупности знаний, умений, навыков и особенностей делового поведения, обеспечивающих наилучшее исполнение работы, является главным условием гибкости трудового потенциала предприятия, создающим базу для проведения изменений, обусловленных интересами организационного развития. Мерами, способствующими реализации данного направления, являются:
- стимулирование познавательной активности персонала посредством организованного обучения и саморазвития;
- активизация творческой составляющей трудового потенциала сотрудников путем поддержки инновационной активности;
- развитие деловых и личностных характеристик работников в контексте организационных целей, ценностей и норм, изменяющихся в перспективе.
Удовлетворенность трудом, как главное условие результативности и эффективности персонала ресторана «Лесная поляна», формируется под влиянием совокупности факторов, создаваемых в системе мотивации и реализуемых в виде мер, обеспечивающих:
- гарантированный заработок на уровне, вызывающем заинтересованность работника;
- справедливое вознаграждение за результаты, превышающие нормативные;
- условия труда, создающие комфорт на рабочем месте и не наносящие вреда здоровью сотрудника;
- конструктивность межличностных отношений;
- содержательность выполняемой работы и др. [16]
Корпоративное поведение становится объектом мотивационной деятельности в компаниях, стремящихся к долгосрочным отношениям с работниками, создающим основу эффективности организации на длительную перспективу. Главными направлениями политики мотивации в сфере корпоративного поведения в ресторане «Лесная поляна» являются:
- формирование системы ценностей и норм, обеспечивающих организационную и социальную целостность компании;
- реализация управленческих подходов, основанных на нравственных и этических ценностях, являющихся приоритетными для организации (например, забота о клиентах, как элемент конкурентной стратегии и т.д.).
Понимая, что мотивирование персонала - важный компонент в управлении персоналом на предприятии и в организации, а так же прямой путь повышения производительности труда, руководство ресторана разработало систему мотивации и стимулирования персонала. Её цели и инструменты представлены в таб. 1 (приложение 1).
Материальная мотивация - это денежное вознаграждение сотрудников за выполненный в определенные сроки план или за успешную работу в целом. К системе материальной мотивации в ресторане относятся:
- заработная плата, соответствующая нормальной оплате труда на рынке занятости. В ресторане «Лесная поляна» сотрудники получают «белую» заработную плату, что для многих из них является существенным при выборе работодателя;
- премии и бонусы (ежемесячные или разовые). В ресторане «Лесная поляна» сотрудники получают разовые премии за хорошие результаты труда;
- бесплатное питание сотрудников ресторане «Лесная поляна» на рабочих местах.
- подарки по случаю календарного праздника (23 февраля, 8 Марта, юбилей сотрудника ресторана «Лесная поляна»)[15].
К нематериальной мотивации в ресторане «Лесная поляна» можно отнести:
- благодарность;
- почетные грамоты;
- присвоение звания «Лучший работник».
Для изучения факторов, влияющих на мотивацию и позволяющий выявить параметры удовлетворяющие или не удовлетворяющие сотрудников организации условиями работы, организацией руководства и отношениями в рабочем коллективе в ресторане «Лесная поляна» было проведено тестирование сотрудников.