Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (1. Теоретические основы базовых функций менеджмента).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы базовых функций менеджмента
Глава 2. Исследование процесса мотивации на примере ресторана «Лесная поляна»
2.1. Общая характеристика и структура управления рестораном «Лесная поляна»
2.2. Оценка методов мотивации труда в ресторане «Лесная поляна»
3. Пути и методы совершенствования управления системой мотивации персонала ресторана
3.1 Стимулирование деятельности персонала путём совершенствования системы оплаты труда
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «менеджмент» берёт свои истоки от английского слова «management». Менеджмент подразумевает управление, руководство, администрирование, причём не только государством, предприятием, организацией, но и, персоналом. Такое значение мы придаем слову «менеджмент» в современном мире, хотя принцип менеджмента исторически зародился ещё в далёкие времена, так как издавна люди стремились к созданию структур управления разнообразного рода деятельности и управления обществом.
Сегодня самыми главными функциями менеджмента называют планирование, организацию, мотивацию, контроль. Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности[8, с.63].
Актуальность выбранной темы видится в том, что каждая из четырех функций менеджмента является жизненно важной для организации. В тоже время планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Поэтому процесс управления является общей суммой всех основных функций менеджмента.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные функции менеджмента.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить теоретические основы базовых функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля;
2.Провести исследование процесса мотивации на примере ресторана «Лесная поляна»;
3. Предложить пути и методы совершенствования управления системой мотивации персонала ресторана.
Предметом исследования курсовой работы являются функции менеджмента. Объектом исследования являются основные функции управления, такие как планирование, организации, мотивации и контроль.
При написании курсовой работы были использованы следующая учебная литература.
Учебник Басовского Л.Е. «Менеджмент» описан весь комплекс механизмов и методов, элементов управленческой деятельности на предприятии, в организации и предпринимательской деятельности. Показаны в отдельных главах мотивация и контроль[1].
Блинов А.О. «Теория менеджмента». В учебнике раскрываются природа и сущность организации, её специфика как системы, закономерности и принципы формирования и функционирования организаций различных типов. Даются представления об организации как о сложной открытой системе, её основных внутренних факторах переменных, влияющих на успех функционирования организации, а также о характеристиках окружающей среды. В главе теории организации раздел посвящен основным функциям менеджмента [2].
В учебнике Веснина В.Р. «Основы менеджмента» излагаемый материал изложен логично, систематизировано, содержательно. Отдельные главы посвящены изучению планирования, управления, мотивации, контроля[3].
В учебнике Виханского О. С., Наумова А. И. В. «Менеджмент» освещается широкий круг вопросов менеджмента в организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. В учебнике отдельно глава посвящена функции мотивации[4].
В учебнике Зельдовича Б. З. «Менеджмент» раскрыты основные аспекты менеджмента, показана роль информации и методы разработки эффективных управленческих решений, перечислены требования к менеджеру. Отдельная глава посвящена основным функциям менеджмента[5].
В книге Кабушкина Н Л. «Основы менеджмента» в сжатой и доступной форме изложены основные вопросы учебного курса по менеджменту. Особое внимание уделено проблемам организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений, разрешения конфликтов, а также общения и ведения деловых переговоров. Одна из глав учебного пособия посвящена функциям менеджмента[6].
Учебник Короткова Э. М. «Менеджмент» отражает современный взгляд на менеджмент, делает акценты на тех положениях, которые являются наиболее актуальными сегодня и в практике, и в науке менеджмента. Большое внимание уделяется функциям менеджмента, таким как организация, планирование, Мотивация и контроль[7].
В учебнике Масловой Е. Л. «Менеджмент» рассматриваются теоретико-методологические основы менеджмента, его функции. Широко освещаются вопросы организации, планирования, мотивации и контроля в менеджменте[8].
Учебник «Менеджмент» под общей редакцией И. Н. Шапкина содержит ключевые понятия и даёт представление об основных направлениях менеджмента организации, состоит из введения к каждой главе, лекционного материала, резюме по главам, вопросов для закрепления материала, заданий и вопросов для обсуждения, ситуаций для анализа и рекомендуемой литературы. Подробно раскрыты основные функции менеджмента[9].
В учебнике Михненко П.А. «Теория менеджмента» рассматривается система основополагающих научных положений и общих методов менеджмента. В учебнике рассмотрена история управленческой мысли, а также даются основы менеджмента, в том числе и рассматриваются функции менеджмента[10].
В учебнике Семенова А. К. «Теория менеджмента» рассматриваются исторические, теоретические и методологические основы современного менеджмента. Освещаются вопросы планирования организации, мотивации, контроля, координации [11].
В учебном пособии Удалова Ф.Е., Алёхиной О.Ф., Гапоновой О.С. «Основы менеджмента» освещаются методологические основы и особенности управленческой деятельности организаций, функционирующих в рыночных условиях. Отдельные разделы пособия посвящены основным функциям менеджмента, таки как планирование, организация, мотивация и контроль[12].
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы базовых функций менеджмента
1.1.Функция планирования
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование - это вид деятельности, связанный с составлением планов[11, с.155] .
Назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение определенных этапов:
1.Постановка целей и задач.
2.Составление программы действий.
3.Выявление необходимых ресурсов и их источников.
4.Доведение планов до их непосредственных исполнителей[7, с.202].
Функцию планирования классифицируют по следующим критериям[11, с.155]:
- степень охвата (общее и частичное планирование);
- содержание с позиции предпринимательской деятельности (стратегическое планирование - поиск новых возможностей и продуктов; тактическое планирование - предпосылки для известных возможностей и продуктов; оперативное планирование - реализация данной возможности);
- предмет (объект) планирования (целевое, планирование средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное - планирование действий);
- сфера функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
- охват (контурное, глобальное, макровеличин, детальное планирование);
- сроки (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование);
- жесткое и гибкое планирование[10, с.91].
Принципы планирования:
- полнота (требуется учесть все детали);
- детализация (глубина её определяется целью планирования);
- точность;
- простота и ясность;
- непрерывность;
- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учёт множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
- выравнивание при планировании (учёт «проблемных мест»);
- экономичность (полезность планирования и затраты на него) [11, с.156].
С позиции менеджмента планирование реализовывается через постановку критериев и задач планирования, определение средств планирования, методы согласования планов, направлений и инструменты планирования.
При планировании необходимо четко определить следующие структурные единицы:
- объект планирования (что планируется);
- субъект планирования (кто планирует);
- период (горизонт) планирования (на какой срок);
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
- методику планирования (как планировать);
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях) [9, с.81].
Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовывать индивидуальные усилия членов организации и их подразделений для достижения поставленных целей. Такое единение можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, это функциональное распределение обязанностей между подразделениями и отдельными членами организации, определение их основных задач в соответствии с общеорганизационными целями. Это так называемое планирование по содержанию. В данном случае решается вопрос о том, что именно будут делать исполнители. С другой стороны, это хронологическое распределение задач подразделений и отдельных сотрудников во временном интервале, а также определение эффективной последовательности их выполнения для достижения цели. Это - планирование по времени, так называемое процессуальное планирование. В данном случае устанавливается, когда именно начнется исполнение работы и в какой последовательности[11, с.156].
Совместная деятельность исполнительских звеньев организации (отдельных сотрудников и структурных подразделений) становится содержательной и приобретает временную упорядоченность, их совокупные усилия синхронизируются, а деятельность организации приобретает единый и скоординированный характер. Таким образом, функция планирования обеспечивает основополагающую задачу управления - организационную и соответственно составляет суть управления в целом[7, с.204].
Функционально процесс планирования включает в себя следующие элементы:
- прогнозирование, которое определяет будущее состояние социально-экономических процессов системы производства, а также вероятность возникновения некоторых положительных и отрицательных ситуаций;
- моделирование - научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов производства, средств и методов их достижения;
- программирование - конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку[14, с.66].
В состав функции управления входят три основных компонента:
- взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями, а также организация работы этих подразделений;
- деятельность специализированных подразделений, служб и (при необходимости) консультантов по планированию;
- индивидуальная деятельность руководителя по планированию.
Планирование представляет собой неотъемлемую часть управления. При этом осуществление планов и контроль над их выполнением являются правомерными и равнозначными компонентами управления[8, с.65].
1.2. Функция организации
Организация как процесс представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений людей, которые выполняют эти задачи. Организация как функция менеджмента обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности любого предприятия. Функция организации нацелена на регламентацию деятельности менеджеров и исполнителей. Организация предусматривает наличие ответственности и полномочий, а также возможности их делегировать[7, с.208].
Под ответственностью понимают обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное или несвоевременное выполнение.
Под полномочиями понимают право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных её сотрудников на выполнение тех или иных задач[12, с.192].
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определённых задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку[7, с.209].
Важный аспект организации как функции менеджмента - построение организации, что предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.