Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (1. Теоретические основы базовых функций менеджмента).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы базовых функций менеджмента
Глава 2. Исследование процесса мотивации на примере ресторана «Лесная поляна»
2.1. Общая характеристика и структура управления рестораном «Лесная поляна»
2.2. Оценка методов мотивации труда в ресторане «Лесная поляна»
3. Пути и методы совершенствования управления системой мотивации персонала ресторана
3.1 Стимулирование деятельности персонала путём совершенствования системы оплаты труда
Рациональное построение организации предусматривает разделение труда в управлении на общее, частное и единичное[13, с.31].
Общие признаки организации:
- в рамках организации происходит объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
- в организации сохраняется как предварительно запланированный порядок процесса, так и оперативный, зависящий от ситуации и реагирования работников и менеджера (незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте);
- организация определяется характером её кадров и менеджеров;
- для организации характерна определенная гибкость, которая зависит от процесса, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
- в организации имеет место единство рабочих процессов и процессов управления как результата разумного разделения труда[11, с.167].
Организация представляет собой единство состояния и процесса, она обеспечивает стабильные организационные решения, но сама по себе является относительно стабильной вследствие постоянного развития и динамики внешней и внутренней среды компании.
Структура управления организацией направлена на выполнение общих и конкретных функций управления, сохранение целесообразных вертикальных и горизонтальных связей и разделение элементов управления[3, с.103].
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями сотрудников предприятия.
Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным и отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано: изготавливаемые изделия; на подпроцессы промышленного производства; пространственные производственные условия[5, с.189].
Организационная структура непосредственно регулирует процесс разделения задач по отделениям и подразделениям, их компетентность в решении определенных проблем, а также общее взаимодействие этих элементов. Таким образом, компания создается как иерархическая структура[4, с.77].
Главные законы рациональной организации:
- приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности;
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
- обязательное распределение ответственности за «процесс»;
- баланс стабильности и гибкости;
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
- короткие пути управления;
- желательность стабильности циклически повторяемых действий[11, с.167].
Последовательность разработки организационной структуры:
- осуществление деления организации по горизонтали, соответствующее важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии;
- установление соотношения полномочий различных должностей;
- определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функции и поручение их выполнения конкретным сотрудникам[7, с.210].
Факторы, влияющие на организационную структуру: размеры предприятия; применяемая технология; внешняя окружающая среда.
1.3. Функция мотивации
Мотивация в менеджменте - это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей.
В рамках организации система мотивации рассматривается как постановка целей, соответствующих индивидуальным потребностям и желаниям. Соответственно система мотивации способствует поведению, которое необходимо для достижения организационных целей. С экономической точки зрения внедрение эффективной системы мотивации призвано способствовать сокращению разницы между количеством оплаченных часов и количеством продуктивно отработанных часов и таким образом направлено на сокращение издержек компании[6, с.261].
В основе системы мотивации находятся постоянные и переменные элементы оплаты труда, льготы и факторы нематериальной мотивации. В целом в системе мотивации должны быть отражены перспективы развития организации, так как мотивация подразумевает целенаправленное поведение и определяется им[11, с.170].
Система мотивации представляет собой совокупность методов мотивации. Основные методы мотивации:
- несправедливое вознаграждение в виде систем материального и нематериального стимулирования;
- солидарность - развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации с использованием убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятной производственной атмосферы;
- принуждение - основано на опасении подвергнуться взысканию, например, в виде штрафа, перевода на нижеоплачиваемую работу и т.п.;
- приспособление - воздействие на цели организации путем частичного их приспособления к целям менеджеров высшего и среднего управленческого звена[14, с.73].
Мотивация в организации и её модель рассматриваются с позиции системного и процессного подходов. Системный подход предполагает взгляд на мотивацию как на открытую социотехническую систему. Процессный подход представляет мотивацию как непрерывный процесс рождения мотивов.
В самом общем виде мотивацию трудовой деятельности можно представить в виде следующей модели (рис. 1).
Личность
Трудовая среда
Мотивы
Труд и его оценка
Рис. 1. Мотивация трудовой деятельности
Процесс мотивации, начинаясь с личности, ею и заканчивается. Таким образом, личность является объектом и субъектом мотивации. Личность имеет различные врожденные и приобретенные потребности[11, с.172].
Трудовая среда организации направлена на то, чтобы позволить сотруднику удовлетворить свои потребности путём эффективной работы по достижению целей организации. Эффективную мотивацию можно решить, лишь создав мощные мотивы трудовой деятельности человека[7, с.216].
Труд и его оценка является конечным элементом процесса мотивации и важнейшим звеном системы мотивации. Именно труд даёт оценку эффективности мотивации персонала организации. Личность работника с точки зрения мотивации характеризуется следующими основными элементами: ценностная структура; психологическая структура; потребности; интересы[11, с.173].
Основные элементы мотивации личности представлены на рис. 2.
Психологическая структура
Ценностная структура
Потребности
Интересы
Трудовая среда оценка
Рис. 2. Основные элементы мотивации личности
Характер потребностей определяется структурами личности: психологической и ценностной. Потребности указывают на то, что требуется человеку и в чём он испытывает нужду. Психологическая структура раскрывает его возможности, а ценностная структура определяет, есть ли необходимость в удовлетворении этих потребностей с точки зрения ценностей человека. Интересы объясняют, как, когда и где действовать человеку, чтобы удовлетворить имеющиеся потребности. Любая из потребностей порождает многообразие различных интересов[12, с.222].
Психологическая структура человека является врожденной, тогда как ценностная структура формируется в процессе воспитания и образования. Значимое влияние на структуру ценностей оказывает материальное обеспечение, возраст, жизненный опыт, социальное положение, национальность, вероисповедание, и здоровье человека[3, с.123].
Потребности - это забота личности о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосовершенствования, а также стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания. Основные виды потребностей представлены содержательными теориями мотивации[11, с.173].
Ряд потребностей имеет непосредственное отношение к проблемам мотивации труда и обладает конкретно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие:
- потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета);
- потребность в общежитии (установка на трудовую деятельность как условие и повод для человеческих контактов);
- потребности в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда) и др.
В процессе труда возникают так же процессные потребности: в справедливости, в удовлетворении ожиданий и др. [7, с.217]
Выделяют два основных вида интересов: нематериальные и материальные. Нематериальные интересы - это потребность в общении, знаниям, науке, тяга к культуре, искусству, общественно-политической деятельности и пр.
Человек реализует интересы и удовлетворяет свои потребности во внешней среде, в том числе и в трудовой. Организационная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива организации[5, с.129].
Материальные, так называемые экономические интересы - это интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. К ним относятся интерес работника к соответствующему уровню оплаты труда, определенному размеру премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда и пр. [11, с.173]
Основными элементами организационной культуры являются: базовые цели организации; миссия организации; кодекс поведения; доминирующие моральные нормы и ценности; ритуалы и др.
С одной стороны, организационная культура направлена на формирование делового кредо организации, а с другой - ориентирована на доведение его до каждого сотрудника, включение его в систему личной мотивации[8, с.69].
Благоприятные условия труда в организации, несомненно, способствуют мотивации работников на достижение целей этой организации.
Мотивация осуществляется в большей степени через стиль управления, принятый в организации.
1.4. Функция контроля
Эффективное управление предприятием невозможно без четко отлаженной системы контроля результата деятельности и за процессами, которые протекают внутри предприятия и во внешнем окружении. Контроль - одна из важнейших функции менеджмента[7, с.225].
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также может использоваться для стимулирования успешной деятельности[11, с.181].
Контроль является крайне важной и сложной функцией управления, играющей стабилизирующую роль. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель независимо от своего ранга должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему этого специально не поручал[7, с.225].
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль представляет собой базовый элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля: все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство становится более понятным после изучения трех основных видов контроля: предварительного, текущего и заключительного. По форме осуществления эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления[13, с.122].
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ и обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил в рамках организации. Предварительный контроль используется в трёх областях: по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам[11, с.182].
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
Заключительный контроль основан на обратной связи и осуществляется непосредственно после того, как работа закончена или истекло отведённое для неё время. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в её работу, изменяя и цели системы, и характер её работы[11, с.182].
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях.
На производстве, как правило, контролируют следующие факторы:
- производительность труда;
- запасы готовой продукции, комплектующих, сырья, материалов;
- объемы, номенклатуру и качество выпускаемой продукции;
- производственную дисциплину (режимы работы подразделений; загрузку оборудования, простои и т.д.);