Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4159

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

компетентности руководителя (УКР} или группы руководителей. На рис. 1 приведен

общегрупповой психологический профиль УКР в сфере ЖКХ.

Таблица 1

Ваш результат Сильные стороны Ранг Обратный ранг Ограничения А Способность

управлять собой Неумение управлять собой В Четкие ценности Размытость

личных ценностей С Четкие личные цепи Смутные личные цели D Продолжающееся

саморазвитие Остановленное саморазвитие Е Хорошие навыки решения проблем

Недостаточность навыка решать проблемы F Творческий подход Недостаток

творческого подхода G Умение влиять на окружающих Неумение влиять на людей Н

Понимание особенностей управленческого труда Недостаточное понимание

особенностей управленческого труда I Способность руководить Недостаток

способности руководить J Умение обучать Неумение обучать К Умение наладить

групповую работу Низкая способность формировать коллектив Впишите номера 1, 2,

3 из столбца «Ранг» в колонку «Мои сильные стороны» таблицы 2. Впишите номера

1, 2, 3 из столбца «Обратный ранг» в колонку «Мои ограничения».

Таблица 2

Мои сильные стороны Мои ограничения 1 1 2 2 3 3 Профиль УКР в сфере ЖКХ

Творческий подход Влияние на людей


Интерпретация

Неумение управлять собой. Неспособность в полной мере использовать свое

время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной

жизни управленца.

Размытость личных ценностей. Отсутствие ясного понимания своих личных

ценностей; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и

частной жизни.

Смутные личные цели. Отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или

деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и

жизни.

Остановленное саморазвитие. Отсутствие настроенности и восприимчивости к

новым ситуациям и возможностям.

Недостаточное развитие навыка решать проблемы. Отсутствие стратегии,

необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.


Недостаток творческого подхода. Отсутствие способности генерировать

достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.

Неумение влиять на людей. Недостаточная способность обеспечивать участие и

помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. Недостаток

понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные

представления о роли руководителя.

Слабые навыки руководства. Отсутствие практических способностей добиваться

результата от работы подчиненных.

Неумение обучать. Отсутствие способности или желания помогать другим

развивать и расширять свои возможности.

Низкая способность формировать коллектив. Неспособность содействовать

развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.




6.4.4. Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя

Назначение. Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд

факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об

эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден

для оценки руководителей среднего звена управления.

Инструкция. Перед вами опросник, составленный по типу полярных профилей. Он

содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного

руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по

вашему мнению, подходит для данного руководителя.

Опросник

Факторы 7654321 Факторы 1. Наличие стратегического мышления 7654321 1.

Отсутствие стратегического мышлений 2. Наличие управленческих способностей

7654321 2. Недостаток управленческих способностей 3. Четкое понимание и

принятие организационных целей 7654321 3. Недостаточное понимание целей

организации 4. Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи

7654321 4. Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые

задачи 5. Умение принимать управленческие решения 7654321 5. Неумение принимать

управленческие решения 6. Наличие креативности как творческого импульса 7654321

6. Отсутствие креативности как творческого импульса 7. Наличие самоконтроля

7654321 7. Отсутствие самоконтроля В. Умение правильно организовать

деятельность пульса 7654321 К. Неумение организовать деятельность подчиненных 9.

Стремление к инновациям 7654321 9. Отсутствие стремления к инновациям 10.

Высокий уровень профессионализма 7654321 10. Недостаточно высокий уровень

профессионализма 1 1 . Стремление к получению новой информации 7654321 11.

Отсутствие стремления к получению новой информации 1 2. Применение эффективных

стратегий в решении управленческих задач 7654321 2. Применение недостаточно

эффективных стратегий в решении управленческих задач 13. Способность идти на

риск 7654321 3. Неспособность идти на риск 14. Проявление внимания к

исполнителям 7654321 4. Отсутствие внимания к исполнителям 1 5. Умение

положительно мотивировать работников 7654321 5. Неумение положительно

мотивировать работников 16. Наличие навыков делового общения 7654321 6.

Отсутствие навыков делового общения Продолжение

17. Умение создать нормальный психологический климат в малых группах 7654321 17.

Неумение создавать нормальный психологический климат в группах 18. Учет мнений

исполнителей 7654321 18. Невнимание к мнениям исполнителей 19. Умение культурно

вести себя 7654321 19. Неумение культурно вести себя 20. Умение правильно

осуществлять контроль за действиями персонала 7654321 20. Неумение правильно

осуществлять контроль за действиями персонала 21 . Умение влиять на других

людей 7654321 21 . Неумение влиять на других людей 22. Наличие положительных


социальных установок 7654321 22. Отсутствие достаточного количества

положительных социальных установок 23. Правильное отношение к критике в свой

адрес 7654321 23. Неправильное отношение к критике в свой адрес 24. Стремление

к личностному росту 7654321 24. Отсутствие стремления заниматься своим

личностным ростом 25. Применение эффективных стилей руководства людьми 7654321

25. Применение неэффективных стилей руководства людьми 26. Последовательность в

достижении целей 7654321 26. Непоследовательность в достижении целей 27.

Гуманное отношение к работникам 7654321 27. Безразличное отношение к работникам

28. Наличие эмпатии 7654321 28. Отсутствие эмпатии 29. Умение управлять группой

7654321 29. Неумение управлять группой 30. Умение пользоваться авторитетом и

властью 7654321 30. Отсутствие авторитета и неумение пользоваться властью

Обработка и интерпретация

Начальный этап обработки связан с определением суммарного результата. Затем

составляется графический профиль на данного исследуемого, позволяющий

визуализировать степень выраженности каждого из 30 ПВК руководителя.

Уровни эффективности управленческой деятельности приведены ниже.

30-48 баллов - руководитель не соответствует требованиям управленческой

деятельности;

49-60 баллов - руководитель имеет мало оснований быть полезным данной

организации;

61-90 баллов - эффективность работы руководителя слишком мала;

91-120 баллов - руководитель недостаточно эффективен;

121-150 баллов - эффективность руководителя еще недостаточна:

151-179 баллов - есть все возможности повысить свою эффективность;

180-210 баллов - эффективный руководитель.



6.4.5. Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности

Инструкция. Оцените частотность проявления каждого из 12 утверждений по

указанной в бланке ответов форме.

Бланк ответов

Никогда Редко Иногда Часто Всегда 1 Коллеги часто не знают, что от вас можно

ожидать. 1 2 3 4 5 2 Вы убеждены, что делаете не то, что нужно, 1 2 3 4

5 3

Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворить разноречивые требования

руководства. 1 2 3 4 5 4 Вы ощущаете перегрузку. 1 2 3 4 5 5 Вам не хватает

времени, чтобы сделать работу как следует. 1 2 3 4 5 6 Вы чувствуете, что

работа отражается на личной жизни. 1 2 3 4 5 7 Вы часто не знаете, что вам

поручат сделать. 1 2 3 4 5 8

Вы чувствуете, что для выполнения работы вам часто не хватает власти. 1 2 3 4

5 9

Вы чувствуете, что не можете "переварить» всю необходимую информацию. 1 .2 3 4

5 10 Вы не знаете, как вас оценивает руководство. 1 2 3 4 5 11

Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящих начальников. 1 ' 2 3 4 5 12

Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами

шефа. 1 2 3 4 5

Обработка и интерпретация результатов

Суммируйте баллы по четырем блокам:

1 - 3 характеризуют конфликтность рабочей обстановки;

4-6 оценивают степень перегрузки в процессе выполнения своих обязанностей;


7-9 отражают неопределенность положения в организации;

10-12 раскрывают взаимоотношения с руководством.

Если сумма баллов по каждому блоку составляет 12 и более, то это

свидетельствует о наличии препятствий, мешающих успешно решать проблемы.

Если общая сумма баллов превышает 36, то есть основания говорить о

несоответствии личностных особенностей требованиям данной профессии.


6.4.6. Экспресс-диагностикапрофессионально-деятельностных ограничений

руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)

Назначение, М. Вудюк и Д. Френсис предложили сокращенный тест, который может

помочь каждому разобраться в том, какие качества есть или отсутствуют у нега

как у руководителя.

Инструкция. В опроснике приведено 42 утверждения. Внимательно прочитав

утверждения и определив свой ответ, вы заносите его в бланк ответов. Если

утверждение справедливо по отношению к вам, то оно обводится кружочком, если не

свойственно вам, то не обводите.

Бланк ответов

Ограничения 1 2 3 4 5 6Суждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 17 38 39 40 41 42

Итого

Опросник

1.Я легко справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2.Я знаю, чего хочу добиться в жизни.

3.Я стараюсь не стоять на месте и всегда открыт для новой информации.

4.Я всегда охотно воспринимаю новые идеи.

5.К моим взглядам окружающие прислушиваются.

6.Я в состоянии быть наставником для окружающих.

7.Я внимателен к своему здоровью.

8.Я всегда четко могу описать, что я хочу 'изменить в своей жизни и чего хочу

добиться.

9.Я способен заниматься самообразованием.

10.Я нахожу удовольствие в переменах.

11.Я умею увлечь людей за собой.

12.Я вкладываю много сил в «натаскивание» своих подчиненных.

13.Я умею рационально планировать свое рабочее и личное время.

14.Мои личные цели во многом связаны с работой.

15.Я всегда внимателен к опыту других.

16.В находчивости и изобретательности мне не откажешь,

17.Обычно я всегда произвожу впечатление на окружающих.

18.Я всегда нахожу время для общения с подчиненными.

19.У меня всегда хватает времени на все необходимое.

20.Я тверд в достижении намеченного.

21.С удовольствием продолжу свое образование в системе повышения квалификации.

22.Согласен на риск ради испытания новой идеи.

23.Я достаточно уверен в себе.

24.Общаясь с сотрудниками, я чувствую, что обладаю педагогическими

способностями.

25.Работа не мешает мне жить полнокровной жизнью.

26.Моя работа придает осмысленность моей жизни.

27.Моя жизнь без элементов соперничества была бы неинтересной.

28.Я легко устанавливаю взаимоотношения с окружающими.

30.Я не упускаю возможности обучить чему-нибудь новому окружающих.

31.Я не из тех, кто приходит после работы домой как выжатый лимон.

32.Я редко выхожу из себя.

33.Раздвоенность и недовольство собой для меня не характерны.

34.Ценю людей, имеющих высокий уровень инновационных способностей.


35.Мне почти всегда удается повернуть собрание или дискуссию в нужное русло.

36.Окружающие охотно советуются со мной.

37.В интересах сохранения своего здоровья я обычно контролирую то, что пью и ем.


38.У меня всегда есть четкий план действий на ближайшее время.

39.Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

40.Иногда меня называют генератором новых идей.

41.Окружающие знают, что у меня слова редко расходятся с делом.

42.Мне приятно, когда мои сотрудники стараются быть похожими на меня.

Обработка и интерпретация результатов

Заполните строку «Итого» (по сумме кружочков). Затем проанализируйте

результаты в бланке ответов. После этого все показатели в строчке «Итого»

впишите в таблицу результатов ответов. Далее заполните столбец

«Ранг», придавая наивысшему результату ранг 1, второму -ранг 2 и т. д.

Наименьший результат получит ранг 6. В случае совпадения результатов они

получают одинаковый ранг. Заполните столбец «Обратный ранг», придавая

наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 6.

Результаты ответов

Ограничения Ваш результат Сильные стороны Ранг Обратный ранг Слабые стороны 1

Умение управлять собой Неумение управлять собой 2 Наличие четких личных

ценностей Размытость личных ценностей 3 Способность к саморазвитию

Остановки в саморазвитии 4 Способность творчески решать проблемы

Неразвитость творческого подхода 5 Умение влиять на людей Неумение влиять на

людей 6 Умение обучать Отсутствие качеств наставника Наконец, заполните

таблицу на основе результатов ответа. В столбец «Ваши сильные стороны» впишите

те области, в которых вы не испытываете трудностей. В столбец «Ваши слабые

стороны» впишите те области, которые требуют первоочередного развития. Для

этого выпишите номера 1, 2,3 из столбца «Ранг» и номера 1, 2,3 из столбца

«Обратный ранг» (или номера 1, 2).

.Ns Ваши сильные стороны Л» Ваши слабьте стороны 1 Умение управлять собой 1

Неразвитость творческого подхода 2 Наличие четких личных ценностей 2 Остановка

в саморазвитии 3 Умение влиять на людей 3 Отсутствие качеств наставника

6.4.7. Диагностика консервативности стиля организационного управления

Назначение. Методика позволяет определить, в какой мере организация

нуждается в развитии, то есть на каком этапе перехода от

консервативно-авторитарного управления к креативно-интегративному,

демократическому (гибкому) она находится. Для этого необходимо оценить 22

суждения, отмечая крестом один из вариантов ответа.

Инструкция. Вам предлагается опросник, содержащий 22 утверждения и четыре

варианта ответов: «нет», «скорее нет», «скорее да», «да». После прочтения

каждого утверждения вам необходимо верно выбрать подходящий для вашей

организации.

Опросник

Суждения (гипотетические ситуации) НетСкорее нет Скорее да Да1 . В случае