Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Социальные сети - это где подростки высказывают свои мнения, страхи и проблемы. Так же подростки бояться, что они попадут в нелепую ситуацию или опозорятся. Непонимание родителей, проблемы с учебой, несчастная любовь, одиночество, проблемы со сверстниками.
Подросток каждый день сталкивается с проблемами. В жизни подросток испытывает множество проблем. Иногда у подростка не хватает времени сделать уроки и из этого сразу выходит много проблем.
Родителям для развития подростков нужно создавать необходимые условия и делать это необходимо так же заботливо, как в детстве. Следует уважать достоинство подростков, и при необходимости давать им полезные советы – это будет способствовать становлению их социальной и личностной зрелости.
Родителям подростка нужно понимать:
- внезапные перемены настроения ребенка;
- странные увлечения;
- эксцентричное поведение;
- новый лексикон;
- иногда заведомо неудачные начинания.
Родителям и подросткам для того чтобы успешно пережить подростковый возраст, необходимо хорошо представлять, как разрешать проблемы и критические ситуации этого возраста.
Невозможно без труда разрешить проблемы подросткового возраста. В данный период каждый человек в семье окружающих начинает видеть по-новому, поэтому все должны друг с другом заново познакомиться. Как пройдет этот этап в жизни зависит от того, что именно преобладает в семье – страх или любовь.
Все родители с тревогой ожидают приближающийся подростковый возраст у своих детей. Их волнение вызывают и воспоминания о собственном периоде подросткового возраста, и страшные истории о наркомании, алкоголизме, сексуальных извращениях, злостном хулиганстве в этом возрасте [31, 84].
Разрешение пустяковых и серьезных проблем зависит от того, знаем ли мы алгоритмы решений этих проблем. Если знаем выход из сложившейся ситуации - уже сделана половина дела.
1. Взрыв энергии.
Изменения, которые происходят в организме ребенка подросткового возраста, связаны со взрывом энергии. С данной энергией необходимо осторожно обращаться, она требует здоровых, надежных путей выражения. Очень полезно для этого делать физические упражнения, то есть заниматься спортом. Подростки полны вдохновения. Они не злодеи, они обыкновенные люди, которые пытаются научиться жить во взрослом мире, но при этом они не уверенны в собственных силах.
Взрослых наверное больше всего настораживают энергичность и активность подростков. Встревоженные и напуганные родители окружают собственных детей различными запретами. Но в данном случае необходимо обратное. Подросткам следует показать пути для того чтобы разумно претворять в жизнь их энергию. Вместе с тем для них важно понимание и любовь родителей.
Только тогда, когда к человеку относятся как к индивидуальности и ценят его, только тогда, можно ожидать реальных перемен.
Чтобы заложить основы для будущих перемен в отношениях с подростком, можно предложить следующее [1, 45]:
Вы родитель.
1. Для того чтобы подросток вас понял, вы четко должны высказать ему свои опасения и страхи.
2. Вы должны показать то, что вы всегда готовы слушать и понимать. Но понимать не означает прощать. Понимание может создать твердую основу, на этой основе уже можно будет в дальнейшем строить отношения с подростком.
3. Вы должны понимать, что подросток совсем не обязательно должен следовать вашим советам.
Вы подросток.
1. Вы должны все честно рассказать о происходящем с вами, и сделать это так, чтобы поверили вам.
2. Вы должны также рассказать о своих страхах и знать, что вас без осуждения и критики выслушают.
3. Вы должны родителям объяснить, что вы хотите, чтобы вас выслушали, но при этом не давали советов, пока сами вы их об этом не попросите.
Многие взрослые в отношениях с подростком пытаются «блефовать», т. е. они показывают, что хорошо разбираются в этом вопросе, а на самом деле этого нет. Не нужно поступать данным образом, так как в большинстве случаев подростки чувствуют даже самую маленькую фальшь.
Родители должны честно признаваться в своей некомпетентности и невежестве, и доверительные отношения с подростком могут возникнуть только в этом случае.
Подростки и родители могут осуществлять сотрудничество на основе общих интересов.
Приведем пример. Мальчик не посещал школу. Родители безуспешно уговаривали его, и даже запугивали. У самих родителей нет законченного образования, и они хотели сделать все, что угодно, но чтобы сын получил его. То есть они хотели ему дать то, чего сами не получили. С ними проводилась психотерапевтическая работа, в процессе которой между сыном и родителями возникло доверие. Выяснилось, что у всех одна цель - мальчик должен получить образование. И опасения родителей стали сыну понятны, он стал им доверять и направил на учебу все усилия, но не потому, что его заставили, а потому, что он сам хотел учиться [16, 7].
2. Правила игры.
Взрослея, подростки ожидают от родителей мудрых советов
, но для этого необходимо взаимное доверие. Ребенок не будет доверять тем, которые с ним неискренни. Искренность и честность больше всего ценятся. Взрослым не позволительно переступать в отношениях с детьми определенные границы. Каждому должно быть известно свое место. Кроме этого все должны уважать нормы человеческого общения. У каждого из нас должно быть право на собственную личную жизнь.
Взрослые, чтобы заслужить у подростков уважение, должны выполнять свои обещания. Подросток предпочитает общество своих сверстников. Это естественно и совсем не означает, что он отвергает или бросает свою семью.
Сверстники в этот период играют большую роль в жизни подростка, чем родители. Поэтому мать и отец с друзьями своих детей должны найти общий язык, и перестать постоянно контролировать своего ребенка. Родители должны быть для ребенка мудрыми наставниками, которые всегда готовы прийти ему на помощь. И в этом случае можно сохранить уважение и теплые отношения друг к другу.
Если подросток доверяет, то сделает все зависящее. Но если отношения не сложились, то своими требованиями родитель не сможет ничего достигнуть, а только между ними появиться непробиваемая стена отчуждения и непонимания.
Как подростки относятся к своим проблемам [26, 98].
«Мне нужен тот, кто без всякой критики может спокойно выслушать и помочь мне разобраться в себе самом. Мне нужны любящие руки, которые бы успокоили меня. Мне необходимо место, где бы я мог поплакать. И мне нужен человек, который будет всегда рядом. Кроме этого мне нужен тот, кто ясно и громко скажет «Остановись!». Но люди не должны напоминать мне о моих глупостях и читать нотации. Я сам о них знаю и чувствую вину».
1. Гиперсексуальность.
В советские времена редкая литература на эту тему объявляла мастурбацию крайней степенью отклонения, которая может привести к слепоте и слабоумию. Для адекватного взрослого – полный бред, но у ребенка такая информация может вызвать серьезные психические проблемы, ведь это и так всегда считалось «стыдное» поведение. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, об самоудовлетворении говорят открыто и чуть ли не превозносят его, а широкий доступ через интернет к порнографическому контенту только усугубляет ситуацию. Правда, как всегда, лежит посередине.
С одной стороны в подростковой мастурбации или, как говорят в быту – онанизме, нет ничего предосудительного. Но с другой стороны проблема может лежать в другой плоскости – дурной привычке, когда человек привыкнет к такой сексуальной стимуляции и будет обходиться долгое время только ею. А также в значительной потери энергии при частых повторениях, когда самоудовлетворение становится самоцелью и подменяет собой другие стремления. Здесь, конечно, выходом является просветительская деятельность и правильное освещение вопроса. Вообще в вопросах связанных с сексом всегда лучше, когда информацию ребенку предоставят родители, а не улица или порно-сайты. Это касается и стремления лишиться любой ценой девственности, и подмена любви простым половым влечением, когда юным людям кажется, что они Ромео и Джульетта, а как только страсть удовлетворена, то розовые очки спадают, но последствия уже могут быть далекоидущие. Итогом могут быть: ранняя беременность, венерические заболевания, беспорядочные половые контакты.
2. Отгораживание от окружающих.
Может быть вызвано предрасположенностью характера. Но обычно провоцируется непониманием со стороны взрослых и сверстников, несчастной любовью, различными комплексами или увлечением искусственной реальностью, когда ребенок переносит все свои цели и помыслы в несуществующий мир. Как итог может проявляться в неустойчивости психики, фобиях, истериках, отсутствии реальных друзей. Здесь родителям надо всегда держать руку на пульсе, искать причину такого поведения и устранять её. Ведь подобное поведение имеет тенденцию усугубляться, плохое настроение перерастает в субдепрессию, затем может наступить депрессия и мысли о суициде. В некоторых случая периоды депрессии могут сменять временами активности, так называемый циклоидный тип подросткового характера [36, 113].
3. Эмансипация.
С ней связано большинство сложностей подросткового периода. Сами по себе попытки самоутверждения и взросления не являются проблемой, сложностями являются методы. Когда подросток занимается спортом, увлекается наукой, искусством, интересным хобби и через это самоутверждается – это прекрасно. Но когда эмансипация заключается в агрессии против взрослых, ярому неповиновению, уходу из дома, асоциальному поведению – это конечно деструктивно и требует немедленной корректировки. Часто ситуация заходит так далеко, что родители уже не могут сами на неё влиять, в этом случае потребуется помощь профессионалов. Но если вовремя повлиять на ребенка, установить с ним контакт, быть честным, пояснить свою позицию, попытаться вникнуть в мотивы поведения и направить его в положительное русло, то вполне можно обойтись и своими силами.
4. Стадный инстинкт.
Часто подростки попадают под влияние более сильных товарищей, которые втягивают их в неприятности. И более слабый в психологическом плане ребенок стремиться к групповой «крутости». За компанию может совершать хулиганские поступки, кражи, приём наркотиков, алкоголя, осуществлять развратные действия. В данном случае необходимо следить за приоритетами подростка, быть с ним в эмоциональном контакте и стараться мягко корректировать поведение.
Необходимо проводить вместе больше времени, заниматься совместными делами: прибираться вместе, готовить что-нибудь вкусненькое, ходить за покупками, гулять, разговаривать. Важно давать выражать подростку свое личное мнение, а также принимать участие в решении его проблем. Это очень сближает.