Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 3

1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6

1.1 Психологические особенности развития дошкольников 6

1.2 Слухо-произношение как объект овладения в дошкольном возрасте 14

1.3 Современные подходы к формированию фонетических навыков у дошкольников 23

2. Методика формирования слухо-произносительных навыков 35

2.1 Анализ учебных программ 35

Сравнительный анализ образовательных программ согласно ФГОС 35

2.2 Технологии формирования фонетических навыков 41

2.3 Эксперименты и упражнения 47

Заключение 65

Библиографический список 68

Приложение 1 71



Введение


Актуальность исследования. Знать иностранный язык уже не просто одно, а необходимо в развивающемся современном обществе. И как следствие, иностранный язык давно является неотъемлемой частью начального этапа обучения в детском саду (ДОУ). На сегодняшний день, целью обучения является формирование всех составляющих коммуникативной компетенции, в развитии которой немаловажную роль играют языковые навыки, способствующие речевой деятельности. Одной из самых трудных и важных задач для педагогов остается формирование правильного английского произношения, поэтому обучение иностранному языку нужно начинать с изучения фонетической системы языка. Ведь корректное произнесение звуков способствует как правильной передаче мыслей, так и правильному пониманию речи.

Обучение фонетике, как одному из главных разделов изучения иностранного языка, эффективнее происходит на практике. Таким образом, фонетическая игра является одним из действенных способов для закрепления и совершенствования фонетических навыков. К примеру, педагогический феномен игры дошкольников истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бэллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Бесценный вклад в развитие фонетики внесли такие ученые, как Л.А. Вербицкая, Н.С. Трубецкой, Л.В. Щерба, Р.О. Якобсон, E. Fischer-Jorgensen, D.B. Fry, M. C. Templin, B.L. Wellman, R.H. Weir и др.

Актуальность исследования также заключается в том, что правильное произношение и восприятие речи на слух должно формироваться именно на раннем этапе изучения иностранного языка. Если были проигнорированы какие-либо неправильные привычки произнесения определенных звуков, то в большинстве случаев их невозможно будет исправить на последующих этапах обучения. К сожалению, в ДОУ педагоги часто
допускают послабления в произношении дошкольников, как результат слабого уровня владения языком у самого педагога, либо из-за нехватки урочного времени на формирование фонетических навыков у дошкольников.

Чтобы устная речь была правильной и красивой необходимо довести произношение до автоматизма, но процесс выполнения различных упражнений довольно скучный. Следовательно, для создания благоприятных условий для оптимального режима занятия, способствующего формированию фонетических навыков у дошкольников, устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка, а также для создания процесса обучения более интересным и запоминающимся был разработан комплекс фонетических игр. Данные игры способствуют развитию мышления, памяти, восприятия и внимания ребенка. Основная цель их использования на занятиях иностранного языка - это закрепление и совершенствование произносительных навыков. Кроме того, игры направлены на развитие слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки.

В связи с этим возникает проблема: какова роль использования фонетических игр в формировании фонетических навыков у дошкольников на раннем этапе в детском саду?

Таким образом, объектом исследования данной работы является формирование фонетических навыков у дошкольников с помощью фонетических игр на раннем этапе в детском саду.

Предметом исследования является фонетическая игра как средство формирования фонетических навыков у дошкольников на раннем этапе в детском саду.

Цель работы – рассмотреть ранее развитие и овладение фонетическими навыками в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования - формирование фонетических навыков окажется более эффективным, если систематически использовать фонетические игры на занятиях иностранного языка.

Поставленная цель настоящей работы определяет решение ряда задач:

-изучить и проанализировать формирование у дошкольников фонетических навыков;

-определить методику формирования слухо-произносительных навыков.

Методологической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова, Н.И. Верещагина, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И. Рубинштейн, Л.С. Выготский, E. Fischer-Jorgensen, D.B. Fry, M. C. Templin, B.L. Wellman, R.H. Weir и др.



В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

-теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике

преподавания иностранных языков;

-экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент;

-эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.

Практическая значимость заключается в создании комплекса фонетических игр, способствующих эффективному формированию фонетических навыков на занятиях английского языка в учебных заведениях (ДОУ и школах).

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

1. Формирование у дошкольников фонетических навыков

1.1 Психологические особенности развития дошкольников



Психологическое развитие ребенка 5-6 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психологические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе.

С поступлением в первый класс связанны некоторые новые особенности поведения. Теперь главный вид деятельности детей - учеба. С этого момента начинается совершенствование речи. Она становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: школьник быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным, важным – как в школе, так и в семье.

Для детей важно принимать участие во всех важных семейных событиях. Кроме того, 6 лет - время очередного возрастного психологического кризиса [3, c. 13].

В 5-6 лет психологическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.

Главные особенности восприятия детей 5-6 лет:

-осмысленный процесс;

-познаются более сложные вещи, понятия.

Восприятие становится незаменимым психологическим механизмом для обучения. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.

Возрастное психологическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад ребенку было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.

Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.

Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель обучения - наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.


Не менее важный психологический процесс - воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель - создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.

Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.

Психологическое развитие в возрасте 5-6 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни ребенка много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях. Допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности для детей переплетаются, нельзя [7, c. 79].

Особенности возраста 5-6 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психологическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.

Стремится скорее стать взрослым, избавиться от своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).

Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).

Хочет самостоятельно принимать решения (ребенок борется за возможность выбора).

Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.

Ищет похвалу взрослых. Ему необходимо знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.

Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности

Нормальное психологическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 5-6 лет дети нуждаются в получении новых знаний. Детский сад, общение со сверстниками, игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития. Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их личность, характер, психику.

В возрасте 5-6 лет у детей отмечаются некоторые особенности мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:

-мотивация;

-регуляция (возможность планирования, воля);

-операционный компонент (сформированный план действий, занятий).