Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование у дошкольников фонетических навыков
1.1 Психологические особенности развития дошкольников
1.2 Слухо-произношение как объект овладения в дошкольном возрасте
1.3 Современные подходы к формированию фонетических навыков у дошкольников
2. Методика формирования слухо-произносительных навыков
В итоге нами был разработан комплекс фонетических игр, который был использован в учебном процессе. Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. Результаты входного теста показали, что преобладает низкий уровень сформированности фонетических навыков у всей группы (100%), но на контрольном этапе результаты значительно изменились, после систематического использования фонетических игр на занятиях иностранного языка. По результатам эксперимента была отмечена положительная динамика у 10 человек из 11, то есть у 91% дошкольников. В среднем результаты улучшились на 5 баллов.
По данным исследовательской работы мы написали научную статью, представили ее на научно-практической конференции и опубликовали в журнале «Молодой ученый».
Итак, мы доказали, что систематическое применение фонетических игр на занятиях иностранного языка способствует эффективному формированию и совершенствованию фонетических навыков у дошкольников на раннем этапе обучения иностранному языку в детском саду.
С целью проверки гипотезы нашего исследования «формирование фонетических навыков окажется более эффективным, если систематически использовать фонетические игры на занятиях иностранного языка», был разработан комплекс фонетических игр, который состоит из 4 блоков:
-блок 1. Формирование и совершенствование произносительных навыков;
-блок 2. Формирование и совершенствование аудитивных (слуховых) навыков;
-блок 3. Формирование и совершенствование ритмико-интонационных навыков;
-блок 4. Обучение транскрипции (Не относятся к фонетическим навыкам, но игры, нацеленные на обучение транскрипции - графического способа фиксации звука, помогут дошкольникам научиться работать со словарем и находить информацию о звучании слов, что, в свою очередь, способствует формированию фонетических навыков).
Испытуемыми выступали дошкольники в количестве 11 человек.
Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. Результаты входного теста показали, что преобладает низкий уровень сформированности фонетических навыков у всей группы (100%), но на контрольном этапе результаты значительно изменились, после систематического использования фонетических игр на занятиях иностранного языка.
В итоге положительная динамика наблюдалась у 10 человек из 11. В среднем результаты улучшились на 8 баллов. По результатам эксперимента нами были сделаны следующие выводы: применение фонетических игр способствует развитию фонетических навыков; использование фонетических игр повышает
интерес дошкольников к иностранному языку; фонетические игры являются эффективным средством формирования и совершенствования фонетических навыков у дошкольников.
Библиографический список
-
Бозорова В.М., Максудова М.У. Игровые технологии обучения иностранным языкам. Фонетические игры. - 2015. -
Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 240 с. -
Гущина Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков - 2013. - 3 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy yazyk/library/2013/12/03/tekhnologiya-formirovaniya -
Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - 102 с. -
«Идеи для уроков английского языка». - 2014. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.ideas4el.ru/igry-i-uprazhneniya/skorogovorka/ -
Карташова А. Игры для изучения английского. - 2016. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.galau.com/ru/article/игры-для-изучения-английского-классификация-игр -
Коваленко Е.И. Фонетические игры для детей от 4 до 7 лет. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://tvoymalush.ru/igru-dlia-detei/411-fonetichiskie-igru-ot-4-do-7.html -
Кондрашова Г.Н. Фонетические игры для малышей «Песенки-чудесенки». - 2011. - 27 октября [Электронный ресурс]. URL: http:// http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/logopedu/foneticheskie_igry_dlja_malyshej_quot_pesenki_chudesenki_quot/146-1-0-1785 -
Коробова О.В. Обучение произношению английского языка / О.В. Коробова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 83-85. -
Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: учеб. пособие. М.: «Флинта», «Наука», 2005 - 160с. -
Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранному языку: Гл.
VII. Формирование произносительных навыков. - М.: Просвещение, 1990.
-
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с. -
Недорезова Н.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков. - Оренбург, 2014. - 7 с.
-
-
Паон М., Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех.- СПБ.: КАРО, 2013.- 160с. -
Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование произносительных навыков: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2012. - 40 с. -
Петрова А.С. Особенности формирования фонетических навыков на младшем этапе обучения английскому языку в средней детском саду: курсовая работа. - Орехово-зуево, 2012. - 63 с. -
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. с. 43 -
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с. -
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с. -
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 272 с. -
Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос" URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm -
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Минск: Народная асвета, 1988. - 288 с. -
Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2010. - 480 с.
Приложение 1
Уровни сформированности фонетических навыков
5 (excellent) 100 - 90 % | 4(good) 89 - 80 % | 3 (satisfactory) 79 - 60 % | 2 (poor) < 60 % |
Дошкольник | Дошкольник | Дошкольник | Имеет место |
правильно | правильно | правильно | сильное влияние |
произносит слова, | произносит слова, | произносит слова, | родного языка в |
применяет виды | применяет виды | применяет виды | речи. |
интонации. | интонации. | интонации. | Большинство слов |
Допустимо 1 - 2 | Допустимо 3 - 4 | Допустимо 5 - 6 | произнесено не |
ошибки в | ошибки в | ошибок в | верно. Не |
произношении слов. | произношении | произношении | правильная |
| слов. | слов. | интонация. |
Приложение 2
Входной контроль сформированности фонетических навыков у испытуемых на констатирующем этапе
1. Прослушайте звук и обведите правильный вариант.
1. a) [w] b) [v] с) [f]
2. a) М b) [f] c) [fc]
3. a) [p] b) [m] c) [n]
2. Прослушайте слова и запишите первый звук в этих словах.
1. [ ] 2. [ ] 3. [ ] 4. [ ] 5. [ ]
3. Прослушайте слова и обведите последний звук в этих словах.
1. a) [t] b) [d]
2. a) [p] b) [l]
3. a) [a] b) [э]
4. a) M b) [d] c) [t]
5. a) [t] b) [p]
4. Прослушайте слова и подчеркните слово short - если в слове только краткие гласные, long - если в слове есть долгая гласная.
1. a) short b) long
2. a) short b) long
3. a) short b) long
4. a) short b) long
5. a) short b) long
5. Соедините стрелочкой слова и соответствующие им транскрипции.
Ear (ух°) [М
Leave (оставлять) [^э]
Laugh (смеяться) [li:v]
Hair (волосы) [еэ]
Leaf (лист) [М]
Приложение 3
Фонетический конкурс как способ проверки уровня сформированности фонетических навыков
Подготовка: приготовить жетоны, которые будут получать дети за правильные и быстрые ответы.
Конкурс: детям предлагают выполнить задания, которые позволят определить уровень сформированности фонетических навыков у каждого из них. Присутствует соревновательный момент, который пробуждает в детях интерес и мотивацию.
Задания:
1. Кто лучше и быстрее проговорит скороговорку?
2. Кто быстрее подберет транскрипцию к словам?
a. Кто быстрее расставит правильно ударение в словах, согласно произнесенным на аудиозаписи словам?
b. Кто больше правильно услышит звуки, произнесенные педагогом или на аудиозаписи?
c. Кто правильно определит типы предложений, прослушав аудиозапись?
3. Кто интонационно правильно прочитает предложение?
a. Кто правильно расставит паузы в предложении, прослушав аудиозапись?
b. Кто правильно распределит звуки на глухие/звонкие, гласные/согласные, долгие/краткие гласные?
c. Кто больше насчитает в прослушанном тексте числительных, имен, названий городов, членов семьи и т.д.?
4. Кто больше отгадает загадок, связанных с артикуляцией звуков?
Приложение 4
Тест для проверки сформированности фонетических навыков у испытуемых на контрольном этапе
1. Прослушайте звук и обведите правильный вариант.
1. a) [w] b) [v] с) [f]
2. a) М b) [f] с) [ф]
3. a) [g] b) [m] c) [n]
2. Прослушайте слова и запишите первый звук в этих словах.
1. [ ] 2. [ ] 3. [ ] 4. [ ] 5. [ ]
3. Прослушайте слова и обведите последний звук в этих словах.
1. a) [t] b) [d]
2. a) [p] b) [l]
3. a) [a] b) [э]
4. a) M b) [d] c) [t]
5. a) [t] b) [p]
4. Прослушайте слова и подчеркните слово short - если в слове только краткие гласные, long - если в слове есть долгая гласная.
1. a) short b) long
2. a) short b) long
3. a) short b) long
4. a) short b) long
5. a) short b) long
5. Соедините стрелочкой слова и соответствующие им транскрипции.
Fair (светлый) №э]
Hair (волосы) №э]
Laugh (смеяться) [li:v]
Leave (оставлять) [М
Leaf (лист) [М
Love (любовь) [heo]
Hear (слышать) [li:f]
Fear (страх) [la:f]
6. Напишите звук в квадратные скобки, которому соответствует данное описание.
Этот звук вам подскажут плачущие маленькие детки. Этот звук есть только в английском языке, в русском его нет. Какой это звук? [ ]
7. Прослушайте слова и расставьте ударение.
Hockey [hoki], pupil [pju:pl], porridge [рэпф], August [o:gvst], history [histori],
8. Прослушайте предложения и определите их тип.
а) утвердительное b) вопросительное c) восклицательное
a) утвердительное b) вопросительное c) восклицательное
a) утвердительное b) вопросительное c) восклицательное
a) утвердительное b) вопросительное c) восклицательное
9. Прочитайте скороговорку,
Eleven benevolent elephants,