Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование у дошкольников фонетических навыков
1.1 Психологические особенности развития дошкольников
1.2 Слухо-произношение как объект овладения в дошкольном возрасте
1.3 Современные подходы к формированию фонетических навыков у дошкольников
2. Методика формирования слухо-произносительных навыков
Сборник фонетических игр для формирования фонетических навыков на раннем этапе обучения иностранному языку
Блок 1. Формирование и совершенствование произносительных навыков.
- Название: кто больше?
Цель: формирование у дошкольников правильного произношения английских звуков.
Подготовка: таблица.
Ход игры: педагог делит группу на n-количество команд по 3-4 человека (в зависимости от количества дошкольников). Известно, что в английском языке 26 букв. В разных сочетаниях и положениях они обозначают 44 звука. Педагог чертит на доске таблицу и делит на n-количество ячеек (сколько звуков знакомо детям), нумерует их. Под каждым номером зашифрован звук английского алфавита. Более того, педагог выделяет цветом ячейки, классифицируя их по сложности, следовательно, за самые распространенные звуки - 1 балл, сложные - 2 балла. Задача дошкольников: каждая команда выбирает ячейку по степени сложности, узнает свой звук и называет в течение минуты слова, в которых есть данный звук. В итоге, команда получает соответствующий балл за выбранную ячейку и плюсом по 0,5 балла за каждое названное слово.
- Название: немой, как рыба.
Цель: формирование правильной артикуляции.
Материал: список звуков (слов).
Ход игры: 1. дошкольник выходит к доске, загадывает звук и произносит его беззвучно, только губами. Остальные ребята должны угадать. Этого дошкольника может сменить тот, который угадал. 2. Педагог загадывает слов (небольшое). Например, cool, и вызывает к себе 4 дошкольников, они встают в ряд и каждый произносит свою букву 1 - с, 2 - о, 3 - о, 4 - l. Остальные дошкольники должны догадаться, какие буквы произносятся, и сложить слово.
- Название: самый разговорчивый.
Цель: формирование навыков правильного и четкого произношения, отработка беглого темпа речи.
Материал: скороговорки.
Ход игры: педагог дает возможность детям проявить себя в чистом и быстром проговаривании скороговорок. Кто быстрее проговорит или кто проговорит больше раз - побеждает. Подборка скороговорок:
1. [æ] A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
2. [v], [w] Very well, very well, very well ...
3. [i:] The queen in green screamed.
4. [p], [b] Plain bun, plum bun, bun without plum.
5. [s], [w] Snow is so snowy, when it’s snowing.
6. [s], [/] Sunshine city, sunshine city, sunshine city, ...
7. [b], [w], [e] The batter with the butter is the batter that is better!
8. [tf], [f], [t] Cheap ship trip.
- Название: какой это звук?
Цель: формирование правильной артикуляции.
Материал: загадки.
Ход игры: педагог задает загадки про звуки английского языка, а дети должны отгадать. К примеру:
1. Это английский звук и его аналога нет в русском языке. Он звучит так, как будто у вас заложен нос. Какой это звук?[ц]
2. Этот звук есть и в английском, и в русском языках. Он звучит так, как будто сдувается воздушный шарик. Как он сдувается? [ssss]
3. Этот звук вам пригодится, если вы пойдете на прием к врачу с больным горлышком. Врач попросит вас открыть рот, и произнести какой звук? [a:]
4. Этот звук звучит так, как будто сильный ветер воет за окошком. Какой это звук? Как воет ветер? [и:]
5. Как произносится следующий звук, вам подскажут плачущие маленькие детки. Этот звук есть только в английском языке, в русском его нет. Какой это звук? [w]
6. Это звук произносят летающие пчелы. Какой это звук? [dз]
7. А этот звук вы не спутаете, гуляя летом на улице. Его произносят мухи. Какой это звук? [zzz]
8. Этот звук вы произносите, когда мама приготовила что-то вкусное на обед. Какой звук вы произносите? [mmm]
9. Этот английский звук очень важно не спутать с похожим русским звуком. Вы его произносите, когда вашим ручкам холодно, и вы пытаетесь их согреть, подышав на них. Какой это звук? [h]
10. А кто-нибудь из вас кидал в речку камушек, чтобы поплыли блинчики по речке? Какой звук издает камушек? [b]
11. А вы знаете, какой звук издают гуси? Он есть и в английском, и в русском языках. Какой это звук? [g]
12. При произнесении, какого звука нужно слегка прикусывать нижнюю губу? Какой это звук? [v]
13. Какой получится звук, если мы пальчиками зажмем щеки и попробуем произнести русский звук [р]? Какой это звук? [r]
14. При произнесении этих двух звуков язычок нужно слегка зажимать между зубами. Ваш язычок похож на мягкое тесто. Какие это звуки? [в], [д].
- Название: рифмы.
Цель: формирование и совершенствование навыков произношения.
Материал: список слов.
Ход игры: педагог предлагает детям почувствовать себя поэтами. Педагог называет слов, а дети должны подобрать к нему рифму. Кто больше подберет, тот победитель и поэт. За каждую рифму педагог может выдавать жетоны, чтобы в конце игры посчитать результаты. К примеру: dog - frog, mouse - house, lock - clock, cost - frost, bun - pun, lice - mice, night - fight, toss - loss, road - boat, bin - pin, hollow - follow, bed - red, cat - mat, write - bite, summer - hummer, coast - toast.
- Название: лучший чтец.
Цель: тренировка произносительных навыков.
Материал: стихотворение.
Подготовка: доска.
Ход игры: педагог на доске записывает небольшое стихотворение, затем объясняет значение и произношение новых или трудных слов, затем читает его сам, а дети повторяет, потом дети сами пытаются его прочитать хором, затем педагог дают 3-5 минут на самостоятельное прочтение, после чего устраивает конкурс лучшего чтеца. Дети по цепочке читают и выбирают победителя.
Блок 2. Формирование и совершенствование аудитивных (слуховых) навыков.
- Название: мальчики или девочки.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Материал: список слов с глухими, звонкими согласными в начале (в середине или в конце) слова.
Ход игры: педагог произносит слова, если в начале (в середине или в конце) слова звучит глухой звук, то встают мальчики, а если звонкий - девочки. К примеру: Boat, vet, good, zoo, moon, nice, red - встают девочки;
Kite, pet, salt, tea, fox, home, think - встают мальчики.
- Название: горячая картошка.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг, педагог занимает позицию в центре и держит в руках мяч. Затем педагог загадывает звук, например, [b] и бросает мяч одному из дошкольников, называя слово, которое начинается с этого звука, например, bet, в таком случае ребенок ловит мяч, если же педагог произносит слово, в котором нет данного звука, например, [pet], то ребенок должен отбросить его.
- Название: третий лишний.
Цель: формирование фонематического слуха.
Материал: список цепочек слов.
Ход игры: педагог произносит цепочку слов, с одним и тем же звуком в двух из трех слов. Дети должны услышать и назвать слово с иным звуком. К примеру: tall [о:], ball [о:], doll [о]; bat [w], pen [e], bad [w]; king [у], thin [n], bin[n]; vest [v], west [w], win [w]; sick [s], thing [в], think [в]; cut [A], dart [a:], nut [л.]; lip [i], peak [i:], tip [i]; zero [z], zoo [z], though [d]; frog [g], talk [t], dog [g]; big [b], pig [p], bog [b].
- Название: До последнего.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: все дошкольники встают около своей парты, педагог говорит любой звук, а дети по цепочке должны назвать слово, в котором есть данный звук, если ребенок не знает слово (повторяться нельзя), то он садится на место, а те, кто остались стоять играют до последнего победителя. Каждый круг новый звук.
- Название: большая разница.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Материал: список фонем.
Ход игры: дети садятся в круг и закрывают глаза, педагог произносит звук, если это английский звук, то дети хлопают в ладоши, если русский, то топают ногой, а если этот звук есть в обоих языках, то хлопают рукой о колено. К примеру: фонемы, существующие только в английском языке: [0], [б], [д], [w], [v], [h]; фонемы, существующие только в русском языке: [х], [й], [р], [ц], твердая [т] и т.д.; фонемы, совпадающие и в русском, и в английском языках: [p],[b],[m],[s],[f].
- Название: подбери слово.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Материал: список предложений с пропусками.
Ход игры: педагог раздает детям листочки, на которых написаны 10 предложений. Но в каждом из них одно слово пропущено. Педагог произносит каждое предложение целиком, а задача детей правильно услышать слово и выбрать из двух вариантов ответа единственный верный. К примеру:
1. I have a... .
1) dog
2) dock.
2. My mother cannot find the ...
1) card
2) cart
3. Today is a good ...
1) day
2) play
4. I saw a red ... in the forest.
1) box
2) fox
5. She gave me ...
1) mice
2) advice
6. There are . chairs in the room.
1) three
2) free
7. Where are my ... ?
1) classes
2) glasses
8. I don’t want to ... .
1) cook
2) hook
9. How much does it . .
1) lost
2) cost
10. Just leave me ...
1) alone
2) along
- Название: чей это звук?
Цель: формирование фонематического слуха.
Материал: карточки с транскрипционными значками.
Ход игры: педагог делит группу на n-количество команд. Каждая команда выбирает капитана, и они подходят к педагогу. Педагог как веер показывает детям карточки, под которыми транскрипционный знак, капитаны команд вытягивают одну карточку. Затем педагог произносит слова, если у команды тот звук, который звучит в слове, то они встают и получают балл, если команда встает, но звук не их, то минус балл.
- Название: сколько раз.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Материал: аудиозапись.
Ход игры: дети слушают небольшой текст и должны посчитать, сколько раз на пленке произнесут числительные (слова, начинающиеся на букву b; слова, с долгим или кратким звуком; имена и т.д.). К примеру, посчитайте количество употребленных в тексте числительных: Hello! My name is Kate. I am 6 years old. I have big family: mother, father, 2 sisters, 3 brothers, 5 cousins, 3 aunts, 6 uncles, 2 grannies and 2 grandpas. I also have 3 dogs and one cat with 2 kittens. I have 8 friends and I always spend my time with many of them.
- Название: маленькие танцоры.
Цель: формирование и совершенствование навыков фонематического слуха.
Материал: аудиозапись.
Ход игры: педагог предлагает детям потанцевать. Дети выходят к доске. Педагог включает запись песенки, дети должны понять какие движения выполнять. И так запись включает несколько раз, если ребенок ошибается и выполняет не то движение, то садится на место и так до победителя. К примеру: песня «head, shoulders, knees and toes» (слова в песне повторяются в быстром темпе). Есть видео- и аудиозапись в Интернете https://goo.gl/49Div8.
- Название: крокодил по-английски.
Цель: формирование и совершенствование навыков фонематического слуха.
Материал: карточки со словами.
Ход игры: педагог предлагает детям сыграть в зоопарк. Дошкольник выходит к доске, педагог пишет на листочке слово, которое он должен показать, и какой издавать звук. Остальные ребята отгадывают. К примеру: mouse [skwi:k] or [ttt], lion [rrr], sheep [ba:], tiger [grr], bee [bAzz], snake [hiss], pig [oiqk], bird [twi:t], dog [wolf], puppy [‘bau wau], chick [fi:p], duck [kwwk], rooster [ka:k э du:dl du:], frog [kwuk], horse [nei], cuckoo [kuku:], cat [mju:], crow [ko], owl [towu:].
- Название: я беру.
Цель: формирование фонематического слуха.
Материал: список слов.
Ход игры: педагог предлагает детям ситуацию, например, вы
собираетесь готовить обед (на необитаемый остров, устроить вечеринку). Затем, педагог произносит слова разного плана: apple, house, work, play, coat, dress, water, snake и т.д. Задача детей: услышать слово, понять значение и хлопнуть в ладоши, если эта вещь ему необходима (в зависимости от поставленной ситуации).
Блок 3. Формирование и совершенствование ритмико-интонационных навыков.
- Название: поставь ударение.
Цель: формирование ритмико-интонационных навыков (ударение).
Материал: список слов.
Подготовка: доска.
Ход игры: педагог делит группу на две команды, на доске заранее пишет два разных столбика слов (один столбик на команду). Из каждой команды по очереди выбегают по одному человеку к доске и ставят в слове ударение. Чья команда первая правильно расставит ударения - выигрывает.
- Название: повышение-понижение.
Цель: формирование ритмико-интонационных навыков (интонация).
Материал: аудиозапись.
Подготовка: доска.
Ход игры: педагог делит группу на две команды. По одному человеку из каждой команды выходят к доске и встают по разные ее стороны (за доской педагог заранее написаны предложения). Затем педагог включает запись, дети слушают и отмечают стрелочками повышение и понижение голоса. Когда все команды закончат, педагог открывает доски, каждый должен прочитать свое размеченное предложение. Итого: педагог дает пол балла за правильную разметку и еще пол балла за правильное произношение.
- Название: художник.
Цель: формирование фонематического слуха, навыков аудирования.
Материал: аудизапись.
Ход игры: Педагог включает запись описания комнаты (парка, магазина, зоопарка и т.д.) по предложениям. Задача детей: услышать и попытаться нарисовать. К примеру: I want to tell you about my room. My room is very nice and cozy. I can’t say it’s large enough but I have everything I need there. There isn’t much furniture, only necessary things. My bed is situated in the left corner of the room, and my desk is in the right. There is a big window in it. There are also some shelves with books in my room. I have a large collection of English books. There are some posters with my favorite singers and music bands on the walls. They set a special atmosphere in my room. I like my room a lot.