Файл: Теоретические аспекты учета и анализа затрат на производство и реализацию продукции 5.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
1.2 Учета затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Методика анализа затрат на производство и реализацию продукции
2.1.Организационно-экономическая характеристика ГУП «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО»
2.2.Особенности калькулирования себестоимости продукции в организации
2.3. Анализ себестоимости продукции и мероприятия по ее оптимизации в ГУП «книжное издательство»
Рисунок 2.2. Долевое распределение заказов
В организации работает в общей сложности 41 человек. Средний возраст работающих составляет 34 года. Число увольнений за 2015 год составило 9 человек. Таким образом, коэффициент текучести кадров составляет 0,22.
Согласно учетной политике организации ГУП «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО» бухгалтерский учет ведется автоматизировано c использованием Плана счетов стандартной версии программы 1С « Бухгалтерия Предприятия» версия 8.2.
В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации разрабатываются и в случае необходимости пересматриваются и дополняются генеральным директором или бухгалтером под руководством генерального директора; указанные правила подлежат обязательному утверждению руководителем организации и оформляются дополнительными приложениями к учетной политике в течение отчетного года.
Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
При выбытии все группы материалов оцениваются по способу ФИФО.
Учетная политика организации направлена на возможное сближение бухгалтерского и налогового учета.
Годовая бухгалтерская отчетность - бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Рассмотрим в таблице 2.1.1 основные показатели деятельности ГУП «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО» за период 2013-2022 г.г.
Значение коэффициента рентабельности в 2020 г. составляет 3,94%, что меньше коэффициента за 2021 г. на 0,06%, а в 2022 г. составляет 2,55 % - это говорит о неблагополучном экономическом развитии предприятия, хотя само значение коэффициента очень мало. Предприятию необходимо снижать уровень себестоимости продукции, эффективно использовать производственные мощности. Это является главной проблемой предприятия на сегодняшнее время.
Из данных таблицы 2.1.1 видно, что на предприятии ГУП «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО» в период 2013-2022 г.г. произошло снижение всех экономических показателей. Ухудшение результата производственно-сбытовой деятельности предприятия было обусловлено резким снижением спроса на продукцию предприятия со стороны основных потребителей в связи с экономическим кризисом.
Таблица 2.1 Основные показатели деятельности ГУП «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО» за 2013-15 г.г.
Показатель | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Абс. откл. (+,-) | Темп роста, % | |||||
2021 г. к 2020 г. | 2022 г.к 2021 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2022 г.к 2021 г. | |||||||
1.Выручка, тыс.руб. | 75 086 | 37 614 | 12 369 | -37 472 | -25 245 | 50,1 | 32,9 | |||
2.Себестоимость продаж, тыс.руб. | (49 813) | (25 670) | (8 612) | 24 143 | 17 058 | 51,5 | 33,5 | |||
4.Прибыль от продаж, тыс. руб. | 3 480 | 2 903 | 377 | -577 | -2 526 | 83,4 | 13,0 | |||
5.Прибыль чистая, тыс. руб. | 3 029 | 2 278 | 260 | -751 | -2 018 | 75,2 | 11,4 | |||
6.Затраты на 1 руб. выручки, руб. | 0,66 | 0,68 | 0,70 | 0,02 | 0,02 | - | - | |||
7.Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. | 58 545 | 49 808 | 43 416 | -8 737 | -6 392 | 85,1 | 87,2 | |||
8.Среднесписочная численность работников, чел. | 41 | 42 | 34 | -1 | -5 | 90,9 | 50,0 | |||
10.Среднемесячная заработная плата, .руб. | 20500 | 21800 | 23 500 | 1300 | 1700 | 106,3 | 107,8 | |||
12.Экономическая рентабельность, % | 5,2 | 4,6 | 0,6 | -0,6 | -4,0 | 88,5 | 13,0 | |||
13.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, обороты | 1,3 | 0,8 | 0,3 | -0,5 | -0,5 | - | - | |||
14.Коэффициент текущей ликвидности | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 0,1 | 0 | - | - | |||
15.Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами | 0,12 | 0,14 | 0,17 | 0,02 | 0,03 | - | - |
Так, по итогам 2021 г. предприятием получена выручка от реализации продукции, работ, услуг в объеме 37 614 тыс.руб., что стало ниже показателя предыдущего года на 37 472 тыс.руб, или на 50,1%, а в 2022 г. выручка составила 12 369 тыс.руб. и стала ниже на 32,9% по сравнению с 2021 г.
Чистая прибыль в 2021 г. сократилась на 751 тыс.руб. по сравнению с 2020 г.; в 2022 г. чистая прибыли так же сократилась на 2 018 тыс.руб., темп роста составил 11,4%
В период 2013-2022 г.г. реализация продукции предприятия являлась рентабельной, так как уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции составлял 0,66 руб.; 0,68 руб.; 0,70 руб. соответственно, что, пусть и не значительно, но меньше 1 руб.
Экономическая рентабельность снизилась на 0,6% в 2021 г. и на 4% в 2022 г.
За анализируемый период значительно снизился коэффициент оборачиваемости оборотных активов, что связано с сильным падением объема оказания услуг.
Коэффициент текущей ликвидности немного ниже нормативного значения (1,5-2,5), возможны трудности в покрытии текущих обязательств.
В рассматриваемый период предприятие проводило политику снижения численности работников. Так, в 2020 г. среднесписочная численность работников составляла 11 человек, а в 2022 г. составила всего 5 человек.
2.2.Особенности калькулирования себестоимости продукции в организации
Типографии в своей практике чаще всего применяют именно позаказный метод калькулирования себестоимости выполняемых работ. Это не противоречит требованиям Методических рекомендаций, где отмечено, что «на полиграфических предприятиях калькулирование себестоимости работ (продукции, услуг) рекомендуется вести по операциям производственного процесса, объединенным в калькулируемые группы и имеющим общую технологическую трудоемкость» [17].
Согласно инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (утверждена приказом Мининформпечати РФ от 28.12.93 г. №259) в издательской деятельности должен применятся позаказный метод учета затрат.
В соответствии с этим объектом учета затрат и калькулирования является отдельный производственный заказ на каждое издание. (Табл. 2.2). Фактическая себестоимость тиража каждого изделия (заказа) определяется после его изготовления. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и непроизводственные расходы - полную издательскую себестоимость. Первичную документацию по всем статьям затрат составляют с обязательным указанием номера издания (заказа). Основой для расчета плановой себестоимости издания является тематический план выпуска литературы.
Для составления калькуляции по каждому договору в организации применяется позаказный метод калькулирования. Под объектом калькулирования понимается расчет себестоимости отдельных заказов на выполнение работ, оказание услуг согласно заключенным договорам с заказчиками. По договору с заказчиком, для которого ценообразование приведено в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Статьи калькуляции к типовому договору по установке баннера «под ключ»
Наименование статьи затрат | Сумма (руб) |
1 | 2 |
Заработная плата с начислениями | 18 500,00 |
Материальные затраты | 27 980,00 |
Монтаж баннера | 8 000,00 |
Транспортные расходы | 9 600,00 |
Прочие расходы | 7 600,00 |
Всего затрат | 71 680,00 |
При расчете себестоимости заказа (себестоимости выполнения работ по договору) статьи калькуляции можно разбить на две основные группы:
-
статьи, по которым можно определить плановую себестоимость на момент заключения договора; -
статьи, по которым сумма расходов может быть определена только по итогам месяца ( квартала, года).
В отличие от прямых затрат в соответствии с принятой в организации учетной политикой их учет ведут на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и относят в уменьшение доходов от реализации, того периода, в котором они образовались.
Косвенные расходы можно разделить на условно-переменные и условно-постоянные расходы. К условно-постоянным расходам относятся ежемесячные платежи по аренде помещения, коммунальным услугам, расходам на услуги связи и интернет и расходы на обновление программного обеспечения баз данных для установленного оборудования. Остальные расходы считаются условно-переменными, так как их величина связана с числом выполняемых работ (междугородние переговоры, расходы на доставку и командировочные расходы и т.п.)
Ниже приведены данные по наименованиям статей затрат бухгалтерского учета по счету 26 «Общехозяйственные расходы», на котором в организации учитываются расходы по хозяйственной деятельности. В данной главе покажем, как изменяется составляющая условно-постоянных и условно-переменных расходов в позаказной калькуляции в течение отчетного периода. Понятно, что при увеличении числа заказов на выполнение договоров доля условно-постоянных затрат, приходящаяся на каждый заказ уменьшается, но точные суммы этой доли можно определить только по итогам годовой бухгалтерской отчетности.
В таблице 2.3. приведены данные по изменению доли условно – постоянных и условно –переменных расходов, приходящейся на заказ в 2022 г. Данные расходы распределяются по объектам калькулирования равномерно, в равных долях.
Таблица 2.3. Расходы по выполнению заказа по изготовлению буклетов, руб.
Показатель | 2021 г. | 2022 г. |
Количество заказов (штук) | 117 | 124 |
Прямые материальные затраты | 5 020,00 | 6 424,00 |
Постоянные затраты | 1 189,00 | 1 579,00 |
Переменные затраты | 541,00 | 609,00 |
Средняя величина прямых затрат на ед. заказа | 295,29 | 267,67 |
Доля постоянных затрат на ед. заказа, % | 69,94 | 65,79 |
Доля переменных затрат на ед. заказа, % | 31,82 | 25,38 |