Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
Учащимся также предлагается постоянно систематизировать получаемые страноведческие знания и культуроведческие умения, в том числе и с опорой на опыт изучения других учебных предметов.
Каждый раздел (Unit) открывается разворотом, который содержит информацию о том, что будет происходить в разделе, какую тему учащиеся будут обсуждать, какой пройденный ранее лексический материал они смогут использовать и какой новый грамматический материал им понадобится.
Рубрика You will need these words and expressions предполагает осознанное использование ранее изученных слов, выражений или отдельных структур в новой речевой ситуации. Ранее изученный лексический материал сгруппирован по темам таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на преемственность и повторяемость лексического материала курса, а также на возможности его использования в новых речевых ситуациях, снабдить необходимым справочным материалом, который учащиеся смогут использовать в случае возникновения проблем с переводом и узнаванием ранее изученной ими лексики. Это позволяет реально повысить уровень автономности учащихся.
Особое значение для развития навыков говорения имеет характер отбираемой лексики и система работы с ней. Избыток предъявляемой лексики в данном УМК дает возможность учащемуся самостоятельно выбирать или не выбирать те или иные слова, речевые структуры с использованием этих слов, идиомы, которые нужны для формулирования не стандартных, высказываний, а именно тех идей, которые им хотелось бы выразить [14; 14-80].
Введение рубрики Идиомы объясняется тем, что английский язык идиоматичен, а неправильное и неуместное использование идиом, как правило, становится впоследствии серьезной проблемой при общении. Незнание наиболее частотных идиом может замедлить и развитие навыков аудирования, особенно в ситуациях реального языкового общения.
Авторы предлагают примерное распределение лексики на активную и пассивную, но данное деление является условным и учитель может сам определить реальные потребности и возможности учащихся, не завышая, но и не занижая их.
Рубрика New grammar for you информирует учащихся о новом грамматическом материале, который им понадобится для выполнения задач каждого конкретного раздела. Реализуя принцип сознательности, данная рубрика также нацеливает учащихся на то, что и с какой целью они будут изучать.
Рубрика Ask Mr Help изначально разрабатывалась как рубрика как рубрика «глупых» вопросов, которые учащимся не всегда удобно задать вслух.
В 7 классе данная рубрика частично сохранила свое назначение, однако в ней произошли некоторые изменения. Поскольку языковой материал значительно усложнился, продолжительность его объяснения иногда увеличивается, необходимо периодически убеждаться в том, что учащиеся внимательно следят за ходом объяснения и правильно понимают суть излагаемого материала. В данном случае эта рубрика призвана обеспечить быструю обратную связь между учителем и учащимися, дать возможность внести необходимые коррективы по ходу объяснения нового материала, привлечь учащихся к ключевым и наиболее проблемным аспектам нового материала [14; 14-80].
В 7 классе учащимся также предлагается использовать стихи и песни (авторские, построены только на знакомой учащимся лексике и грамматике, обобщают в лаконичной форме суть нового материала) как для более легкого запоминания лексического и грамматического материала, так и для заучивания и правильной интерпретации определенной информации, понятий, правил.
Стихотворный материал отличается значительным разнообразием. Используются как традиционные рифмованные стихи, так и сонеты, лимерики, баллады. Стихи положены на музыку в стиле техно, рэп, латино и т.д.
В 7 классе сохраняется принцип подачи грамматического материала через уже известные учащимся образы. Новые образы и новые грамматические явления накладываются на уже знакомые. При этом всегда сохраняется узнать «знакомые» места и персонажи, а самое главное, в любой момент можно вернуться в начало путешествия и зрительно восстановить систему понятий.
В процессе ознакомления с новым грамматическим материалом учащимся предлагается не просто пассивно воспринимать объяснения учителя или авторов УМК, но и самостоятельно дописывать, вписывать нужную информацию в специально отведенные для этого графы таблицы. Грамматика изучается в связном тематически и ситуативно обусловленном контексте [14; 14-80].
Большое внимание уделяется повторению и отработке ранее усвоенных грамматических моделей наряду с отработкой нового грамматического материала осуществляется с помощью индуктивного метода, когда учащиеся сами формулируют ранее изученные правила с опорой на наглядность, мобилизуя разные виды памяти: образную, ассоциативную, двигательную.
В УМК большое внимание уделяется игре как виду деятельности, формирующему необходимые коммуникативные навыки и правильную самооценку, устанавливающему доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающему самостоятельной работе. Навыки, полученные в познавательны, речевых, лингвистических и грамматических играх, переносятся затем на другие виды деятельности.
Педагогический эксперимент разделяется на 3 этапа: констатирующий, формирующий, постэкспериментальный.
Основной метод: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме.
Цели:
-создать условия для развития самостоятельной, творчески мыслящей личности; активизировать речемыслительную деятельность;
-развивать все виды речевой деятельности через технологию критического мышления,
-воспитывать мыслительные отношения;
-формировать умение работать в команде, помогать друг другу; умение анализировать и критически оценивать информацию, применять полученные результаты к различным ситуациям;
-рефлексия – учить оценивать достижения свои и своих товарищей;
Задачи:
-совершенствовать умения и навыки практического владения английским языком по данной теме по разным видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию и письму;
-учить выражать в устной монологической и диалогической речи различные виды оценки, сообщения, доказательства.
Познавательный аспект:
-познакомить учащихся с исследованиями о влиянии на людей классической музыки;
-знакомиться с музыкальной жизнью страны изучаемого языка.
Развивающий аспект:
-учить работать самостоятельно, развивать критическое мышление;
-готовить к решению усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных, поисковых усилий.
Воспитательный аспект:
-воспитание уважительного, толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.
Осознание значения музыки в жизни человека.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень сформированности критического мышления учащихся.
Констатирующий этап педагогического эксперимента основывался на утверждениях, высказанных нами ранее, а именно, в структуре критического мышления школьников можно выделить три компонента: мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Эти компоненты были выделены в качестве критериев развития критического мышления. Кроме того, были выявлены показатели их сформированности, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Критическое мышление
Компоненты критического мышления | Показатели критического мышления |
Мотивационный компонент | -сформированность учебно-познавательной мотивации |
Деятельностный компонент | -скорость протекания реакций; -сформированность понятийного мышления; -способность к классификации; |
Рефлексивно оценочный компонент | умение анализировать и отстаивать свою точку зрения; -умение критически осмысливать учебную информацию; |
На этапе констатирующего эксперимента стояла следующая задача: выявить уровень сформированности мотивационного компонента критического мышления через чтение и письмо. Для решения задачи, а именно, сформированности мотивационного компонента, нами исследовалась учебная мотивация школьников. Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности школьников. Для изучения мотивации школьников использовалась анкета (Приложение 1). Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования
Группа | Высокий | Средний | Низкий |
7 «А» | 42% | 46% | 12% |
7 «Б» | 39% | 48% | 13% |
Анализ полученных результатов показал, что в 7 «А» классе преобладает средний уровень учебной мотивации - 12 человек (46%), высокий уровень показали 11 человек (42%) и всего лишь трое учащихся (12%) продемонстрировали низкую учебную мотивацию. Результаты 7 «Б» класса показывают, что в классе так же преобладает средний показатель - 11 человек (48%), а высокий уровень немного ниже, по сравнению с 7 «А» классом - 9 учащихся (39%) и незначительно выше низкий показатель - 3 человека (13%).
Из полученных результатов видно, что в целом оба класса имеют среднюю учебно-познавательную мотивацию. Что может служить хорошей базой для развития познавательных способностей и как следствие развитие критического мышления.
Описание формирующего этапа (Приложение 2).
Задачи формирующего этапа:
-
Провести экспериментальную проверку эффективности развития критического мышления через обучение чтению. -
Сделать выводы по результатам текущего исследования. -
Выявить плюсы и минусы комплекса упражнений.
По окончании экспериментального обучения было проведено экспериментальное исследование, которое показало следующие результаты (см. таблицу 4, 5, 6 в Приложении 3).
Итак, уровень развития критического мышления через обучение чтению в экспериментальной группе повысился, а в контрольной остался почти таким же. Учащиеся экспериментальной группы стали более логично высказывать свои мысли, появилась смысловая связь, стали наиболее полно развивать тему, а так же уменьшились грамматические ошибки в речи. Большинство учащихся стали правильно и внятно произносить слова.
Отсюда можно сделать вывод, что данный комплекс упражнений является достаточно эффективным для развития критического мышления через обучение чтению у учащихся среднего звена, так как результаты экспериментального исследования показывают, что уровень развития критического мышления через обучение чтению у детей экспериментальной группы повысился. Так же повысилась мотивация к изучению иностранного языка. Учащимся было очень интересно присутствовать на таких уроках. Кроме этого все ребята работали в полную силу и с удовольствием.
Описание постэкспериментального этапа.
Целью постэкспериментального исследования является проверка того, что эффективность критического мышления может значительно повысится, если в процессе обучения чтению будут использоваться музыкальные композиции на английском языке, выполняющие на занятиях коммуникативную, развивающую, стимулирующую и контролирующую функции. В постэкспериментальном исследовании был применен тест по пройденной теме.
Результаты постэкспериментального исследования представлены в таблице 7 в Приложении 3.
При анализе таблицы 7 становится очевидным, что прослушивание музыкальных композиций положительно сказалось на уровне развития критического мышления через обучение чтению учащихся. При анализе контрольных работ и ответов учащихся мы выявили, что большая часть класса перестала бояться трудностей при работе с музыкальными композициями: 10 человек стали более логичны и последовательны в своих высказываниях. Кроме этого смысловая связь стала более заметной, 8 человек стали более полно развивать тему, 5 человек начали говорить грамматически более правильно, и почти у всей подгруппы заметно улучшилось произношение.
Учащиеся экспериментальной подгруппы стали увереннее чувствовать себя на уроках, появилась заинтересованность в изучении иностранных языков. Но, все же, следует больше времени уделять грамматике, так как грамматические ошибки встречаются у каждого ученика. Большее количество ошибок получаются из-за невнимательности. Но при интересной организации урока, а именно при введении в процесс обучения критического мышления использования музыкальных композиций на английском языке, можно привлечь внимание учащихся и предостеречь от таких ошибок. Так же для устранения данной проблемы необходимо развивать память детей и давать дополнительную лексику по теме, как это было сделано во время проведения эксперимента.