Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
современному учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход - основной способ получения знаний.
Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников критическое мышление.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).
Первая фаза - фаза Вызова.
На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:
-самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда - путем формулировки вопроса высокого уровня. Или - путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.
Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.
Вторая фаза - фаза реализации смысла (или осмысления).
На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:
-организация активной работы с информацией.
Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели [15; 74].
Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.
Третья фаза - фаза рефлексии.
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
Для этого необходимо:
-самостоятельно систематизировать новый материал.
-определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).
Учащиеся с критическим мышлением:
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
-умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей [5; 13-76].
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, выделяют четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.
Однако, несмотря на то, что исследователи уделяли значительное внимание проблеме критического мышления, за рамками их исследований остались вопросы влияния структурных компонентов педагогических технологий обучения, сверстников, родительских отношений на развитие критического мышления. К наиболее спорным и малоизученным можно отнести вопросы о содержании критического мышления, его возрастной динамике. Анализ психолого-педагогической литературы
, изучение массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике ещё не накоплен достаточный материал по использованию технологии критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности младших школьников на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности технологии развития критического мышления.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
На уроках английского языка чаще всего используются различные тексты для чтения и дальнейшей рефлексии. Критическое мышление также можно развивать и через письмо, то есть, к примеру, после прочтения определенного текста, написать в виде эссе или сочинения свои размышления, либо пути решения. На уроках иностранного языка учитель развивает личность в ребенке в первую очередь, в результате чего происходит формирование критического мышления, что и является основной целью изучения иностранного языка [11; 200].
Таким образом, уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через обучение чтению (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование критического мышления, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
- информативный материал, способствующий развитию КМ;
- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Проблема формирования критического мышления у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение [27; 144].
Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников критическое мышление.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).
Первая фаза - фаза Вызова.
На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:
-самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда - путем формулировки вопроса высокого уровня. Или - путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.
Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.
Вторая фаза - фаза реализации смысла (или осмысления).
На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:
-организация активной работы с информацией.
Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели [15; 74].
Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.
Третья фаза - фаза рефлексии.
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
Для этого необходимо:
-самостоятельно систематизировать новый материал.
-определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).
Учащиеся с критическим мышлением:
-
решают проблемы; -
проявляют известную настойчивость в решении проблем; -
контролируют себя, свою импульсивность; -
открыты для других идей; -
решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; -
слушают собеседника; -
эмпатичны; -
терпимы к неопределенности; -
рассматривают проблемы с разных точек зрения; -
устанавливают множественные связи между явлениями; -
терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных; -
рассматривают несколько возможностей решения проблемы; -
часто задают вопросы: «Что, если …?»; -
умеют строить различные выводы; -
размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их; -
строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; -
применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; -
любознательны и часто задают «хорошие вопросы»; -
активно воспринимают информацию.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
-умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей [5; 13-76].
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, выделяют четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
-
оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности; -
предполагает смену ролевых позиций учащихся; -
настраивает на доверие участников группы друг к другу; -
выполняется приёмами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.
Однако, несмотря на то, что исследователи уделяли значительное внимание проблеме критического мышления, за рамками их исследований остались вопросы влияния структурных компонентов педагогических технологий обучения, сверстников, родительских отношений на развитие критического мышления. К наиболее спорным и малоизученным можно отнести вопросы о содержании критического мышления, его возрастной динамике. Анализ психолого-педагогической литературы
, изучение массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике ещё не накоплен достаточный материал по использованию технологии критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности младших школьников на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности технологии развития критического мышления.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
На уроках английского языка чаще всего используются различные тексты для чтения и дальнейшей рефлексии. Критическое мышление также можно развивать и через письмо, то есть, к примеру, после прочтения определенного текста, написать в виде эссе или сочинения свои размышления, либо пути решения. На уроках иностранного языка учитель развивает личность в ребенке в первую очередь, в результате чего происходит формирование критического мышления, что и является основной целью изучения иностранного языка [11; 200].
Таким образом, уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через обучение чтению (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование критического мышления, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
- информативный материал, способствующий развитию КМ;
- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Проблема формирования критического мышления у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение [27; 144].