Файл: А втономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования Образовательный центр ПетроПроф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На рис. 92 по оси ординат отложена степень сжатия е, а
по оси абсцисс —приведенный расход воздуха Gn. Сплошные жирные линии рис. 92 соответствуют постоянной приведенной частоте вращения ротора,._ (п=const), а сплошные тонкие линии — постоянному кпд компрессора (tik=const ^
Характеристика начинается
при е=1 и Gn=0. С увеличением расхода растет степень Рис. 92. Универсальная характеристика сжатия. Точка Л соответствует ка компрессора расчетному режиму Gn=l; при
этом степень сжатия равна расчетной еРасч. а приведенная частота вращения я=1. Обычно компрессоры проектируют так, чтобы кпд на расчетном режиме был наибольшим.
С уменьшением расхода воздуха при постоянной степени сжатия изменяются углы натекания потока на лопатки компрессора.
При слишком большом изменении угла натекания поток отрывается от лопаток — возникает его «срыв», который захватывает сразу несколько лопаток. Зона срыва перемещается по окружности по рабочим лопаткам со скоростью 0,5—0,7 от окружной скорости ротора.. Наблюдаются также полные срывы потока, которые захватывают все лопатки. При этом работа компрессора может стать неустойчивой.
Если для каждой степени сжатия определить расход, при котором режим работы компрессора становится неустойчивым, то на универсальной характеристике можно построить кривую, которая называется границей помпажа. Эта кривая на рис. 92 дана пунктиром.
При неустойчивом режиме работы компрессора начинают резко изменяться давление и расход рабочего тела. Эти изменения происходят периодически, их частота определяется как характеристикой компрессора, так и особенностями сети, на которую он работает (трубопроводы, камеры сгорания, газовая турбина), и они оказываются самоподдерживающимися (так называемые автоколебания).
Автоколебательный процесс в тракте ГТУ, называемый помпа-жом, сопровождается характерным шумом. Работа ГТУ в режиме помпажа не разрешается, так как это может вызвать поломку лопаточного аппарата и другие последствия, приводящие к аварии. На рис. 92 зона Б помпажа располагается выше пунктирной линии. Чтобы вывести компрессор из помпажа, необходимо увеличить расход воздуха. Для этого служат специальные устройства, позволяющие сбрасывать воздух после компрессора в атмосферу или на его всас. Такими устройствами являются противопомпажные клапаны, которые устанавливают на выхлопном патрубке компрессора или за одной из промежуточных ступеней. При переходе ГТУ на режим работы, близкий к помпажу, либо возникновении помпажа эти клапаны открываются и воздух из компрессора выбрасывается в атмосферу или идет на всас. В результате резко увеличивается расход воздуха через компрессор и он входит в режиме устойчивой работы. Однако длительно работать с открытыми противопомпажными клапанами нельзя, так как при этом резко уменьшается кпд ГТУ.
Кроме того, для предупреждения помпажа используются поворотные направляющие лопатки, устанавливаемые перед первой ступенью компрессора. Эти лопатки позволяют изменять расход воздуха через компрессор без срыва потока на рабочих лопатках. Однако их применение увеличивает затраты на изготовление компрессора.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются рабочие процессы в ступенях компрессора и турбины?
2. Как определяют число ступеней и основные размеры проточной части компрессоров?
3. Как определить степень сжатия в компрессоре по заданным расходу воздуха и частоте вращения ротора?-
Глава пятая
Рабочий процесс в камере сгорания и определение основных параметров газотурбинных установок
§ 22. Топлива для ГТУ и их характеристики
В газотурбинных установках используют жидкие и газообразные органические топлива.
Жидкие топлива являются продуктами перегонки нефти. В нашей стране наибольшие запасы нефти расположены в Южно-Каспийском, Волго-Уральском, Краснодарском, Тймене-Печерском, Мангышлакском, Западно-Сибирском и Сахалинском месторождениях. После переработки нефти получают топлива разных составов. В газотурбинных установках используют легкое и тяжелое дистиллятное, а также остаточное топливо.
Легкое дистиллятное топливо, представляющее собой низкокипящую фракцию прямой перегонки, крекинга или риформинга - нефти, подразделяют на топливо для карбюраторных, реактивных . ' и дизельных двигателей. Некоторые виды дизельного топлива, непригодные для использования "в дизельных двигателях, могут использоваться в ГТУ.
Тяжелое дистиллятное газотурбинное топливо, являющееся дистиллятом нефти, сланца или остаточных нефтепродуктов, служит основным жидким топливом для стационарных и транспортных ГТУ.
- К остаточным относят моторные топлива, флотские и топочные мазуты, являющиеся тяжелыми вязкими остатками прямой перегонки и крекинга нефти, или их смеси с более легкими топливами. При использовании в ГТУ этих топлив необходимы их промывка и ввод присадок.
Газообразные топлива—это природный и искусственный газы.
Природный газ добывают на газовых месторождениях. Запасы природного газа в СССР наибольшие в "Бгаре. Крупнейшими месторождениями являются Тюменское и Уренгойское, а также на Северном Кавказе, Украине, Северном Урале, Волге и в Средней Азии. Кроме того, на нефтяных месторождениях добывают разновидность природного газа — попутный газ.
Искусственный газ является побочным продуктом доменного, коксового и других производств. Кроме того, его получают в специальных газогенераторных установках или в результате подземной газификации угля.
Основными характеристиками жидкого и газообразного топлива являются его состав, теплота сгорания, зольность, вязкость, температура вспышки и застывания, стабильность, совместимость с другими видами топлива, характер взаимодействия с водой.
Органическое топливо в основном состоит из сложных углеводородов. В относительно небольших количествах в нем содержатся азот, сера, кислород, щелочные металлы и другие элементы. Состав топлива принято представлять в виде процентного массового содержания углерода С, водорода Н, азота N, кислорода О, серы S, минеральной' негорючей части (золы) А и влаги W. Различают рабочую, сухую (без влаги), горючую (без влаги и золы) и органическую массы топлива.
Массу топлива в том виде, в котором оно поступает к потребителю, называют рабочей. Рабочая масса топлива может быть представлена в следующем виде: Ср+.Нр+№-Юр+£р+Ар+Шр== = 100%. Индекс «р» указывает на содержание данного компонента в рабочей массе топлива. По составу топлива рассчитывают тепловой и материальный балансы процесса горения. Рабочая и сухая массы некоторых видов топлива могут заметно отличаться друг от друга.
Топливо содержит горючие и негорючие части. Горючей частью топлива являются углерод, водород и частично сера. Азот и кислород— негорючие составляющие. Сера, входящая в состав топлива, подразделяется на органическую, колчеданную и сульфатную, из которых горючими являются органическая и колчеданная. В жидких топливах содержатся органические соединения серы. Наличие серы в топливе нежелательно. Продукты окисления серы — сернистый ангидрид SO2 и особенно серный ангидрид SO3 — вызывают интенсивную коррозию металлических поверхностей и загрязняют атмосферу.
Наличие влаги в топливе требует дополнительных затрат теплоты на ее нагрев, испарение и снижает температуру горения. При повышенной влажности усиливается коррозия деталей оборудования, а также из-за налипания топлива забиваются фильтры. В воде, кроме того, растворено основное количество соединений коррозионно-агрессивных щелочных металлов.
Одной из важных характеристик топлива является теплота сгорания. При горении в результате экзотермических реакций окисления происходит выделение теплоты, количество которой зависит прежде всего от состава топлива. Различают высшую QBp и низшую QhP теплоту сгорания. При охлаждении продуктов горения до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров •выделяется теплота конденсации. Количество теплоты, выделяющейся при сжигании единицы массы или объема топлива с учетом этой теплоты, называют высшей теплотой сгорания топлива Qbp. Низшей теплотой сгорания QyPназывают количество теплоты, в котором не учитывается возврат теплоты от конденсации водяных паров. Низшая и высшая теплота сгорания связана следующим соотношением:
QhP= QBp — QbP — 2,5UWP/100 + 9HtV100),
где Wp/100 — количество водяных паров, образующееся при испарении влаги из 1 кг топлива; 9НР/100— количество водяных паров, ' образующееся при сжигании водорода, содержащегося в 1 кг топлива; /-==2,51 МДж/кг — скрытая теплота парообразования; Овп —количество водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. Температура газов после камеры сгорания ГТУ высока, и конденсации водяных паров в проточной части газовой турбины и выхлопном тракте не происходит. Поэтому при расчете ГТУ используют низшую теплоту сгорания топлива Q^>.
v После завершения процесса горения топлива образуется зола — твердый негорючий остаток. При сгорании жидких топлив образуется зола, в которую входят соли, оксиды металлов и кремний, содержащиеся в топливе в свободном состоянии или в виде химических соединений. Соединения некоторых металлов (Na, Ca, Pb) попадают в топливо в процессе производства, перевозки и хранения. Кроме того, при сжигании жидких топлив могут образовываться легкоплавкие соединения ванадия, натрия, калия и свинца, которые при высоких температурах вызывают коррозию металлов. Соединения кальция образуют прочные отложения на металлических поверхностях. Золовьгё отложения оседают на внутренней поверхности жаровых труб, сопловых и рабочих лопатках. Содержание (мг/кг) отдельных элементов в жидком топливе не должно превышать: натрия и калия — 0,5—1 (суммарное); ванадия — 0,5; свинца — 1—2; кальция — 1—5. При большем их содержании необходима предварительная очистка топлива. Л При сжигании газообразного топлива зола образуется в основном из содержащихся в нем твердых частиц.
^ Вязкость топлива характеризует возникающее в нем при движении внутреннее трение. Вязкость газообразных топлив крайне мала. Различные сорта жидких топлив имеют разную вязкость. Чем легче топливо, тем меньше его вязкость. Для количественной оценки вязкости используют градусы условной вязкости (° ВУ), выражающие отношение времени вытекания через калиброванное отверстие 2 -10
4 м3 рассматриваемой жидкости к времени вытекания такого же объема воды при 20° С. Для качественного рас-пыливания форсунками и надежной транспортировки по трубопроводам вязкость жидкого топлива не должна превышать 2—3° ВУ. При нагревании до определенной температуры вязкость топлива сначала быстро уменьшается, а затем остается практически
__^постоянной. Вязкость тяжелого жидкого топлива (° ВУ*) при температуре tможно определить по формуле
°ВУ,=--=°ВУБО(50/0",
где ° ВУ5о — условная вязкость топлива при 50° С. ч
При изменении вязкости (°ВУ5о) от 2 до 20 показатель степени п изменяется от 1,8 до 2,85.
Температуру, при которой топливо теряет подвижность и не может перекачиваться по трубопроводам, называют температурой застывания.
Различные Жидкие топлива воспламеняются при разных температурах. От постороннего источника пламени воспламеняется не само топливо, а. смесь его паров и воздуха возле поверхности. Температурой вспышки называют наименьшую температуру топлива, при которой смесь его паров с воздухом у поверхности способна воспламениться от постороннего источника пламени.
При соприкосновении с воздухом жидкое топливо окисляется и со временем уплотняется. При этом образуются осадки, которые загрязняют оборудование и нарушают его нормальную работу. Чем меньше скорость окисления топлива, тем выше его стабильность. Осадки могут образовываться также при смешивании различных видов жидкого топлива. Если при смешивании нескольких видов топлива выпадает большое количество осадков, такие топлива называют несовместимыми.
Стабильность и совместимость жидких топлив повышают введением специальных присадок.
Вода отделяется от различных видов жидких топлив по-разному. В легких топливах она быстро отстаивается, а с тяжелыми может образовывать устойчивые эмульсии и выпадает в осадок через очень длительное время. Чтобы предупредить образование эмульсий и ускорить отделение воды от топлива, также применяют специальные присадки — деэмульгаторы.
§ 23. Общие сведения о процессе горения
Горение топлива в камере сгорания ГТУ происходит в смеси с воздухом. При этом протекает химическая реакция окисления горючих компонентов топлива. Окислителем служит кислород, которого в воздухе при нормальных условиях содержится примерно 21% по объему. При соединении кислорода с углеродом, водородом и серой топлива образуются соответственно углекислый газ, водяной пар и диоксид серы:
С-т-Оа = СО2; 2Н2 + Оа = 2НаО; S + О2- SO2.
Чтобы эти реакции прошли полностью, необходимо определенное количество кислорода. Так как топливо в камере сгорания ГТУ смешивается не с чистым кислородом, следует определить количество воздуха, в котором содержится требуемое количество кислорода. Необходимое для полного сжигания 1 кг топлива количество воздуха (кг/кг), называемое стехиометрическим количеством, определяют по формуле
Lo = (1 + 76,8/23,2) (0,01 ■ 2,67С + 0,01 • 8№ + 0,01 S* —0,010?).
При полном окислении всех компонентов и отсутствии потерь горение происходит при наибольшей для данного топлива температуре. Обычно действительная температура горения ниже максимальной, так как воздух в зону горения подается с небольшим избытком, не до конца сгорают отдельные компоненты и из-за процессов диссоциации небольшая часть теплоты не выделяется. С ростом температуры топлива и воздуха, поступающих в камеру сгорания, температура горения увеличивается.
Если топливо и окислитель находятся в газообразном состоянии и тщательно перемешаны, такую смесь называют гомогенной. '/
Если топливо и окислитель находятся в разных фазах (например, жидкость и газ), такую смесь называют гетерогенной. Горение гомогенной и гетерогенной смесей происходит по-разному. Все процессы горения, присущие гомогенной смеси, являются частью процессов, происходящих в гетерогенной.
Химическая реакция горения идет с вполне определенной скоростью. Скоростью гомогенной реакции называют количество вещества, реагирующего в единице объема в единицу времени. Так как обеспечить самопроизвольное горение смеси одновременно во всем объеме невозможно, то в камерах сгорания применяют воспламенение от постороннего источника.
Слой определенной толщины, в котором происходят процессы, предшествующие химической реакции горения и собственно химическая реакция горения, называют фронтом пламени. В неподвижной гомогенной смеси фронт пламени распространяется с определенной скоростью, которая, в основном, зависит от скорости химической реакции.
§ 24. Сжигание топлива в камере сгорания
Материалы, из которых изготавливают камеры сгорания стационарных ГТУ, должны быть дешевыми. Кроме того, камеры сгорания должны обеспечивать возможность работы -на разных топливах (газообразном и жидком, легком и тяжелом) и полной автоматизации ГТУ, а также быть экономичными и надежными. j/* Экономичность камер сгорания оценивается коэффициентом полезного действия т1кс, который зависит от гидравлических потерь и полноты сгорания топлива. Полнота сгорания топлива характеризуется термическим коэффициентом полезного действия камеры сгорания т]*кс» а гидравлические потери — гидравлическим кпд т)гкс-Эти кпд связаны между собой следующим соотношением:
Термический кпд, или коэффициент полноты сгорания,
W = (ft —V»Vft,
где qi— количество теплоты, выделяющееся в единицу времени при полном сгорании топлива без потерь;
Потери теплоты в камере сгорания складываются из потерь в окружающую среду и потерь, связанных с несовершенством процесса сгорания топлива. Для уменьшения первых-потерь камеры сгорания изолируют. Как правило, эти потери невелики. Вторые потери возникают из-за недожога и они складываются из потерь на физический и химический нёдожог:
,"' Любое топливо горит в газообразном состоянии (жидкое — после так называемой газификации, предшествующей собственно
реакции горения). Одной из причин физического недожога жидкого топлива является неправильно организованный процесс горения, при котором оно не успевает газифицироваться, перемешаться с окислителем и уносится из зоны горения. Другой причиной физического недожога является термическое разложение топлива при недостатке кислорода. В этом случае топливо разлагается на летучие фракции и углерод, образующий1 вместе с золой твердые частицы.
Физический недожог не только снижает экономичность камер сгорания, но и влияет на их надежность. Наличие твердых несгоревших частиц вызывает эрозию проточной части турбины. При этом липкая зола нарастает на лопатках турбины, в результате чего снижаются ее мощность и кпд, а также появляется небаланс ротора Возникающие иногда отложения в самой камере сгорания приводят к неравномерному нагреву пламенных труб, их короблению и растрескиванию, а отрывы наростов могут повредить проточную часть турбины.
Химический недожог связан с недостаточным временем пребывания газа в зоне горения, т. е. при этом не успевает произойти химическая реакция горения. Химический недожог возникает при недостаточной длине камеры сгорания и переохлаждении ее отдельных участков, а также при низкой температуре горения и др. " Полнота сгорания топлива зависит от температуры в зоне горения и давления в камере сгорания.
При определенной температуре термический кпд достигает максимального значения. Повышение температуры в камере сгорания увеличивает скорости испарения И'горения топлива и сокращает период его воспламенения. До определенной температуры термический кпд т)*кс растет. Дальнейшее повышение температуры снижает его, так как усиливаются процессы диссоциации СО2 и Н2О, при которых теплота поглощается. При увеличении давления в камере сгорания термический кпд растет, так как увеличивается скорость горения.
Гидравлический кпд камер сгорания оценивают по потерям полного давления/
где £нс=Ар*/Рв* — относительная потеря полного давления в камере сгорания; рв* и Ар*=/>„*— рг* — полное давление воздуха на входе в камеру сгорания и на выходе из нее.
Гидравлические потери ртобусловлены: трением потока о стенки камеры сгорания; турбулентными потерями; потерями на смешение потоков; потерями давления вследствие подвода теплоты. В среднем для современных камер сгорания |кс=1-т-3%..
Полный кпд камер сгорания колеблется в пределах 0,92—0,98.
Элементы, из которых собирают камеры сгорания, должны иметь достаточный срок службы. Наиболее слабым элементом камер сгорания являются пламенные трубы. Правильная организация процесса горения, выбор материалов и конструкции камер сгорания должны обеспечивать их надежность.
Для надежной работы лопаток газовых турбин распределение температур газа за камерой сгорания должно быть достаточно равномерным. Допускается относительная неравномерность
ЬТ = Tmax
Гш"1 <0,2-*-0,3,
где Ттах, Тт1пи ГСр — максимальная, минимальная и средняя температуры газа за камерой сгорания. г
Допускаемые значения 6 Г зависят от компоновки камер сгорания и газовых турбин. Так, при наличии длинных и изогнутых газоходов, выравнивающих поток между камерой сгорания и турбиной, неравномерность температур ЬТ может быть Достаточно большой. При непосредственном соединении газовой турбины с камерой сгорания неравномерность температур должна быть iia- лой.
Помимо высокой экономичности и надежности необходимо, чтобы камеры сгорания были небольших размеров. Габариты ка- мер сгорания зависят от теплонапряженности ее рабочего объема:
где <71=£Фнрт1*кс (В—расход топлива); VKc и рв — рабочий объем -камеры сгорания и давление на входе в нее.
г/ Процесс горения топлива можно разделить на несколько ста-
V дий. При сжигании газообразного топлива это образование смеси, разогрев ее и горение, получение рабочих газов. При сжигании жидкого топлива вначале происходят пирогенное разложение (без доступа кислорода) и испарение капель, а затем процесс горения идет так же, как при использовании газообразного топлива.
До подачи в камеру сгорания топливо соответствующим образом обрабатывают (очищают, подогревают и повышают его давление до необходимого). Затем жидкое топливо через форсунки, а газообразное через горелки подается в камеру сгорания. Время горения топлива определяется временем испарения, смешения,
, /разогрева и протекания химической реакции.
* Для эффективной работы камер сгорания необходимо: разделение пространства внутри пламенной трубы на зоны горения и смешения; оптимальное распределение топлива по ее сечению; турбулизация потока в зоне горения; стабилизация фронта пламени; организация охлаждения основных элементов.
— Температура рабочих газов, попадающих в турбину стационарных ГТУ,. гораздо ниже температуры горения топлива. Ни одно топливо не будет качественно гореть при низкой температуре из-за неустойчивости процесса горения. Для хорошего горения необходимо, чтобы температура в зоне горения была 1600—1-800° С. Поэтому рабочий объем камер сгорания условно делят на две зоны — зону горения, куда подаются первичный воздух и топливо, и зону смешения, куда подаются продукты сгорания и вторичный воздух.
На рис. 92 по оси ординат отложена степень сжатия е, а
по оси абсцисс —приведенный расход воздуха Gn. Сплошные жирные линии рис. 92 соответствуют постоянной приведенной частоте вращения ротора,._ (п=const), а сплошные тонкие линии — постоянному кпд компрессора (tik=const ^
Характеристика начинается
при е=1 и Gn=0. С увеличением расхода растет степень Рис. 92. Универсальная характеристика сжатия. Точка Л соответствует ка компрессора расчетному режиму Gn=l; при
этом степень сжатия равна расчетной еРасч. а приведенная частота вращения я=1. Обычно компрессоры проектируют так, чтобы кпд на расчетном режиме был наибольшим.
С уменьшением расхода воздуха при постоянной степени сжатия изменяются углы натекания потока на лопатки компрессора.
При слишком большом изменении угла натекания поток отрывается от лопаток — возникает его «срыв», который захватывает сразу несколько лопаток. Зона срыва перемещается по окружности по рабочим лопаткам со скоростью 0,5—0,7 от окружной скорости ротора.. Наблюдаются также полные срывы потока, которые захватывают все лопатки. При этом работа компрессора может стать неустойчивой.
Если для каждой степени сжатия определить расход, при котором режим работы компрессора становится неустойчивым, то на универсальной характеристике можно построить кривую, которая называется границей помпажа. Эта кривая на рис. 92 дана пунктиром.
При неустойчивом режиме работы компрессора начинают резко изменяться давление и расход рабочего тела. Эти изменения происходят периодически, их частота определяется как характеристикой компрессора, так и особенностями сети, на которую он работает (трубопроводы, камеры сгорания, газовая турбина), и они оказываются самоподдерживающимися (так называемые автоколебания).
Автоколебательный процесс в тракте ГТУ, называемый помпа-жом, сопровождается характерным шумом. Работа ГТУ в режиме помпажа не разрешается, так как это может вызвать поломку лопаточного аппарата и другие последствия, приводящие к аварии. На рис. 92 зона Б помпажа располагается выше пунктирной линии. Чтобы вывести компрессор из помпажа, необходимо увеличить расход воздуха. Для этого служат специальные устройства, позволяющие сбрасывать воздух после компрессора в атмосферу или на его всас. Такими устройствами являются противопомпажные клапаны, которые устанавливают на выхлопном патрубке компрессора или за одной из промежуточных ступеней. При переходе ГТУ на режим работы, близкий к помпажу, либо возникновении помпажа эти клапаны открываются и воздух из компрессора выбрасывается в атмосферу или идет на всас. В результате резко увеличивается расход воздуха через компрессор и он входит в режиме устойчивой работы. Однако длительно работать с открытыми противопомпажными клапанами нельзя, так как при этом резко уменьшается кпд ГТУ.
Кроме того, для предупреждения помпажа используются поворотные направляющие лопатки, устанавливаемые перед первой ступенью компрессора. Эти лопатки позволяют изменять расход воздуха через компрессор без срыва потока на рабочих лопатках. Однако их применение увеличивает затраты на изготовление компрессора.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются рабочие процессы в ступенях компрессора и турбины?
2. Как определяют число ступеней и основные размеры проточной части компрессоров?
3. Как определить степень сжатия в компрессоре по заданным расходу воздуха и частоте вращения ротора?-
Глава пятая
Рабочий процесс в камере сгорания и определение основных параметров газотурбинных установок
§ 22. Топлива для ГТУ и их характеристики
В газотурбинных установках используют жидкие и газообразные органические топлива.
Жидкие топлива являются продуктами перегонки нефти. В нашей стране наибольшие запасы нефти расположены в Южно-Каспийском, Волго-Уральском, Краснодарском, Тймене-Печерском, Мангышлакском, Западно-Сибирском и Сахалинском месторождениях. После переработки нефти получают топлива разных составов. В газотурбинных установках используют легкое и тяжелое дистиллятное, а также остаточное топливо.
Легкое дистиллятное топливо, представляющее собой низкокипящую фракцию прямой перегонки, крекинга или риформинга - нефти, подразделяют на топливо для карбюраторных, реактивных . ' и дизельных двигателей. Некоторые виды дизельного топлива, непригодные для использования "в дизельных двигателях, могут использоваться в ГТУ.
Тяжелое дистиллятное газотурбинное топливо, являющееся дистиллятом нефти, сланца или остаточных нефтепродуктов, служит основным жидким топливом для стационарных и транспортных ГТУ.
- К остаточным относят моторные топлива, флотские и топочные мазуты, являющиеся тяжелыми вязкими остатками прямой перегонки и крекинга нефти, или их смеси с более легкими топливами. При использовании в ГТУ этих топлив необходимы их промывка и ввод присадок.
Газообразные топлива—это природный и искусственный газы.
Природный газ добывают на газовых месторождениях. Запасы природного газа в СССР наибольшие в "Бгаре. Крупнейшими месторождениями являются Тюменское и Уренгойское, а также на Северном Кавказе, Украине, Северном Урале, Волге и в Средней Азии. Кроме того, на нефтяных месторождениях добывают разновидность природного газа — попутный газ.
Искусственный газ является побочным продуктом доменного, коксового и других производств. Кроме того, его получают в специальных газогенераторных установках или в результате подземной газификации угля.
Основными характеристиками жидкого и газообразного топлива являются его состав, теплота сгорания, зольность, вязкость, температура вспышки и застывания, стабильность, совместимость с другими видами топлива, характер взаимодействия с водой.
Органическое топливо в основном состоит из сложных углеводородов. В относительно небольших количествах в нем содержатся азот, сера, кислород, щелочные металлы и другие элементы. Состав топлива принято представлять в виде процентного массового содержания углерода С, водорода Н, азота N, кислорода О, серы S, минеральной' негорючей части (золы) А и влаги W. Различают рабочую, сухую (без влаги), горючую (без влаги и золы) и органическую массы топлива.
Массу топлива в том виде, в котором оно поступает к потребителю, называют рабочей. Рабочая масса топлива может быть представлена в следующем виде: Ср+.Нр+№-Юр+£р+Ар+Шр== = 100%. Индекс «р» указывает на содержание данного компонента в рабочей массе топлива. По составу топлива рассчитывают тепловой и материальный балансы процесса горения. Рабочая и сухая массы некоторых видов топлива могут заметно отличаться друг от друга.
Топливо содержит горючие и негорючие части. Горючей частью топлива являются углерод, водород и частично сера. Азот и кислород— негорючие составляющие. Сера, входящая в состав топлива, подразделяется на органическую, колчеданную и сульфатную, из которых горючими являются органическая и колчеданная. В жидких топливах содержатся органические соединения серы. Наличие серы в топливе нежелательно. Продукты окисления серы — сернистый ангидрид SO2 и особенно серный ангидрид SO3 — вызывают интенсивную коррозию металлических поверхностей и загрязняют атмосферу.
Наличие влаги в топливе требует дополнительных затрат теплоты на ее нагрев, испарение и снижает температуру горения. При повышенной влажности усиливается коррозия деталей оборудования, а также из-за налипания топлива забиваются фильтры. В воде, кроме того, растворено основное количество соединений коррозионно-агрессивных щелочных металлов.
Одной из важных характеристик топлива является теплота сгорания. При горении в результате экзотермических реакций окисления происходит выделение теплоты, количество которой зависит прежде всего от состава топлива. Различают высшую QBp и низшую QhP теплоту сгорания. При охлаждении продуктов горения до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров •выделяется теплота конденсации. Количество теплоты, выделяющейся при сжигании единицы массы или объема топлива с учетом этой теплоты, называют высшей теплотой сгорания топлива Qbp. Низшей теплотой сгорания QyPназывают количество теплоты, в котором не учитывается возврат теплоты от конденсации водяных паров. Низшая и высшая теплота сгорания связана следующим соотношением:
QhP= QBp — QbP — 2,5UWP/100 + 9HtV100),
где Wp/100 — количество водяных паров, образующееся при испарении влаги из 1 кг топлива; 9НР/100— количество водяных паров, ' образующееся при сжигании водорода, содержащегося в 1 кг топлива; /-==2,51 МДж/кг — скрытая теплота парообразования; Овп —количество водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. Температура газов после камеры сгорания ГТУ высока, и конденсации водяных паров в проточной части газовой турбины и выхлопном тракте не происходит. Поэтому при расчете ГТУ используют низшую теплоту сгорания топлива Q^>.
v После завершения процесса горения топлива образуется зола — твердый негорючий остаток. При сгорании жидких топлив образуется зола, в которую входят соли, оксиды металлов и кремний, содержащиеся в топливе в свободном состоянии или в виде химических соединений. Соединения некоторых металлов (Na, Ca, Pb) попадают в топливо в процессе производства, перевозки и хранения. Кроме того, при сжигании жидких топлив могут образовываться легкоплавкие соединения ванадия, натрия, калия и свинца, которые при высоких температурах вызывают коррозию металлов. Соединения кальция образуют прочные отложения на металлических поверхностях. Золовьгё отложения оседают на внутренней поверхности жаровых труб, сопловых и рабочих лопатках. Содержание (мг/кг) отдельных элементов в жидком топливе не должно превышать: натрия и калия — 0,5—1 (суммарное); ванадия — 0,5; свинца — 1—2; кальция — 1—5. При большем их содержании необходима предварительная очистка топлива. Л При сжигании газообразного топлива зола образуется в основном из содержащихся в нем твердых частиц.
^ Вязкость топлива характеризует возникающее в нем при движении внутреннее трение. Вязкость газообразных топлив крайне мала. Различные сорта жидких топлив имеют разную вязкость. Чем легче топливо, тем меньше его вязкость. Для количественной оценки вязкости используют градусы условной вязкости (° ВУ), выражающие отношение времени вытекания через калиброванное отверстие 2 -10
4 м3 рассматриваемой жидкости к времени вытекания такого же объема воды при 20° С. Для качественного рас-пыливания форсунками и надежной транспортировки по трубопроводам вязкость жидкого топлива не должна превышать 2—3° ВУ. При нагревании до определенной температуры вязкость топлива сначала быстро уменьшается, а затем остается практическигде Wp/100 — количество водяных паров, образующееся при испарении влаги из 1 кг топлива; 9НР/100— количество водяных паров, ' образующееся при сжигании водорода, содержащегося в 1 кг топлива; /-==2,51 МДж/кг — скрытая теплота парообразования; Овп —количество водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. Температура газов после камеры сгорания ГТУ высока, и конденсации водяных паров в проточной части газовой турбины и выхлопном тракте не происходит. Поэтому при расчете ГТУ используют низшую теплоту сгорания топлива Q^>.
v После завершения процесса горения топлива образуется зола — твердый негорючий остаток. При сгорании жидких топлив образуется зола, в которую входят соли, оксиды металлов и кремний, содержащиеся в топливе в свободном состоянии или в виде химических соединений. Соединения некоторых металлов (Na, Ca, Pb) попадают в топливо в процессе производства, перевозки и хранения. Кроме того, при сжигании жидких топлив могут образовываться легкоплавкие соединения ванадия, натрия, калия и свинца, которые при высоких температурах вызывают коррозию металлов. Соединения кальция образуют прочные отложения на металлических поверхностях. Золовьгё отложения оседают на внутренней поверхности жаровых труб, сопловых и рабочих лопатках. Содержание (мг/кг) отдельных элементов в жидком топливе не должно превышать: натрия и калия — 0,5—1 (суммарное); ванадия — 0,5; свинца — 1—2; кальция — 1—5. При большем их содержании необходима предварительная очистка топлива. Л При сжигании газообразного топлива зола образуется в основном из содержащихся в нем твердых частиц.
^ Вязкость топлива характеризует возникающее в нем при движении внутреннее трение. Вязкость газообразных топлив крайне мала. Различные сорта жидких топлив имеют разную вязкость. Чем легче топливо, тем меньше его вязкость. Для количественной оценки вязкости используют градусы условной вязкости (° ВУ), выражающие отношение времени вытекания через калиброванное отверстие 2 -10
__^постоянной. Вязкость тяжелого жидкого топлива (° ВУ*) при температуре tможно определить по формуле
°ВУ,=--=°ВУБО(50/0",
где ° ВУ5о — условная вязкость топлива при 50° С. ч
При изменении вязкости (°ВУ5о) от 2 до 20 показатель степени п изменяется от 1,8 до 2,85.
Температуру, при которой топливо теряет подвижность и не может перекачиваться по трубопроводам, называют температурой застывания.
Различные Жидкие топлива воспламеняются при разных температурах. От постороннего источника пламени воспламеняется не само топливо, а. смесь его паров и воздуха возле поверхности. Температурой вспышки называют наименьшую температуру топлива, при которой смесь его паров с воздухом у поверхности способна воспламениться от постороннего источника пламени.
При соприкосновении с воздухом жидкое топливо окисляется и со временем уплотняется. При этом образуются осадки, которые загрязняют оборудование и нарушают его нормальную работу. Чем меньше скорость окисления топлива, тем выше его стабильность. Осадки могут образовываться также при смешивании различных видов жидкого топлива. Если при смешивании нескольких видов топлива выпадает большое количество осадков, такие топлива называют несовместимыми.
Стабильность и совместимость жидких топлив повышают введением специальных присадок.
Вода отделяется от различных видов жидких топлив по-разному. В легких топливах она быстро отстаивается, а с тяжелыми может образовывать устойчивые эмульсии и выпадает в осадок через очень длительное время. Чтобы предупредить образование эмульсий и ускорить отделение воды от топлива, также применяют специальные присадки — деэмульгаторы.
§ 23. Общие сведения о процессе горения
Горение топлива в камере сгорания ГТУ происходит в смеси с воздухом. При этом протекает химическая реакция окисления горючих компонентов топлива. Окислителем служит кислород, которого в воздухе при нормальных условиях содержится примерно 21% по объему. При соединении кислорода с углеродом, водородом и серой топлива образуются соответственно углекислый газ, водяной пар и диоксид серы:
С-т-Оа = СО2; 2Н2 + Оа = 2НаО; S + О2- SO2.
Чтобы эти реакции прошли полностью, необходимо определенное количество кислорода. Так как топливо в камере сгорания ГТУ смешивается не с чистым кислородом, следует определить количество воздуха, в котором содержится требуемое количество кислорода. Необходимое для полного сжигания 1 кг топлива количество воздуха (кг/кг), называемое стехиометрическим количеством, определяют по формуле
Lo = (1 + 76,8/23,2) (0,01 ■ 2,67С + 0,01 • 8№ + 0,01 S* —0,010?).
При полном окислении всех компонентов и отсутствии потерь горение происходит при наибольшей для данного топлива температуре. Обычно действительная температура горения ниже максимальной, так как воздух в зону горения подается с небольшим избытком, не до конца сгорают отдельные компоненты и из-за процессов диссоциации небольшая часть теплоты не выделяется. С ростом температуры топлива и воздуха, поступающих в камеру сгорания, температура горения увеличивается.
Если топливо и окислитель находятся в газообразном состоянии и тщательно перемешаны, такую смесь называют гомогенной. '/
Если топливо и окислитель находятся в разных фазах (например, жидкость и газ), такую смесь называют гетерогенной. Горение гомогенной и гетерогенной смесей происходит по-разному. Все процессы горения, присущие гомогенной смеси, являются частью процессов, происходящих в гетерогенной.
Химическая реакция горения идет с вполне определенной скоростью. Скоростью гомогенной реакции называют количество вещества, реагирующего в единице объема в единицу времени. Так как обеспечить самопроизвольное горение смеси одновременно во всем объеме невозможно, то в камерах сгорания применяют воспламенение от постороннего источника.
Слой определенной толщины, в котором происходят процессы, предшествующие химической реакции горения и собственно химическая реакция горения, называют фронтом пламени. В неподвижной гомогенной смеси фронт пламени распространяется с определенной скоростью, которая, в основном, зависит от скорости химической реакции.
§ 24. Сжигание топлива в камере сгорания
Материалы, из которых изготавливают камеры сгорания стационарных ГТУ, должны быть дешевыми. Кроме того, камеры сгорания должны обеспечивать возможность работы -на разных топливах (газообразном и жидком, легком и тяжелом) и полной автоматизации ГТУ, а также быть экономичными и надежными. j/* Экономичность камер сгорания оценивается коэффициентом полезного действия т1кс, который зависит от гидравлических потерь и полноты сгорания топлива. Полнота сгорания топлива характеризуется термическим коэффициентом полезного действия камеры сгорания т]*кс» а гидравлические потери — гидравлическим кпд т)гкс-Эти кпд связаны между собой следующим соотношением:
Термический кпд, или коэффициент полноты сгорания,
W = (ft —V»Vft,
где qi— количество теплоты, выделяющееся в единицу времени при полном сгорании топлива без потерь;
Потери теплоты в камере сгорания складываются из потерь в окружающую среду и потерь, связанных с несовершенством процесса сгорания топлива. Для уменьшения первых-потерь камеры сгорания изолируют. Как правило, эти потери невелики. Вторые потери возникают из-за недожога и они складываются из потерь на физический и химический нёдожог:
,"' Любое топливо горит в газообразном состоянии (жидкое — после так называемой газификации, предшествующей собственно
реакции горения). Одной из причин физического недожога жидкого топлива является неправильно организованный процесс горения, при котором оно не успевает газифицироваться, перемешаться с окислителем и уносится из зоны горения. Другой причиной физического недожога является термическое разложение топлива при недостатке кислорода. В этом случае топливо разлагается на летучие фракции и углерод, образующий1 вместе с золой твердые частицы.
Физический недожог не только снижает экономичность камер сгорания, но и влияет на их надежность. Наличие твердых несгоревших частиц вызывает эрозию проточной части турбины. При этом липкая зола нарастает на лопатках турбины, в результате чего снижаются ее мощность и кпд, а также появляется небаланс ротора Возникающие иногда отложения в самой камере сгорания приводят к неравномерному нагреву пламенных труб, их короблению и растрескиванию, а отрывы наростов могут повредить проточную часть турбины.
Химический недожог связан с недостаточным временем пребывания газа в зоне горения, т. е. при этом не успевает произойти химическая реакция горения. Химический недожог возникает при недостаточной длине камеры сгорания и переохлаждении ее отдельных участков, а также при низкой температуре горения и др. " Полнота сгорания топлива зависит от температуры в зоне горения и давления в камере сгорания.
При определенной температуре термический кпд достигает максимального значения. Повышение температуры в камере сгорания увеличивает скорости испарения И'горения топлива и сокращает период его воспламенения. До определенной температуры термический кпд т)*кс растет. Дальнейшее повышение температуры снижает его, так как усиливаются процессы диссоциации СО2 и Н2О, при которых теплота поглощается. При увеличении давления в камере сгорания термический кпд растет, так как увеличивается скорость горения.
Гидравлический кпд камер сгорания оценивают по потерям полного давления/
где £нс=Ар*/Рв* — относительная потеря полного давления в камере сгорания; рв* и Ар*=/>„*— рг* — полное давление воздуха на входе в камеру сгорания и на выходе из нее.
Гидравлические потери ртобусловлены: трением потока о стенки камеры сгорания; турбулентными потерями; потерями на смешение потоков; потерями давления вследствие подвода теплоты. В среднем для современных камер сгорания |кс=1-т-3%..
Полный кпд камер сгорания колеблется в пределах 0,92—0,98.
Элементы, из которых собирают камеры сгорания, должны иметь достаточный срок службы. Наиболее слабым элементом камер сгорания являются пламенные трубы. Правильная организация процесса горения, выбор материалов и конструкции камер сгорания должны обеспечивать их надежность.
Для надежной работы лопаток газовых турбин распределение температур газа за камерой сгорания должно быть достаточно равномерным. Допускается относительная неравномерность
ЬТ =
Количество подаваемого в зону горения первичного воздуха больше, чем его стехиометрическое количество:
где Ql —величина, называемая коэффициентом избытка первичного воздуха.
В зависимости от вида топлива и конструкции камер сгорания
Oi= 1,4-7-1,6.
Вблизи от места подачи топлива в пламенную трубу его необходимо перемешивать с первичным воздухом. Для этого поток первичного воздуха делают турбулентным. Турбулизацию, позволяющую интенсифицировать процессы массо- и теплообмена, улучшить смесеобразование и увеличить скорость горения за счет перехода от ламинарного к турбулентному горению, осуществляют с помощью регистров, плохо обтекаемых тел (конусов), перфорированных пластин и др.
Так как в камере сгорания скорость движения потока значительно выше, чем скорости распространения пламени, то для удержания пламени в устойчивом положении необходимо иметь источник постоянного зажигания — стабилизатор фронта пламени. В камере сгорания его роль выполняют плохо обтекаемые тела фронтового устройства (завихрители) или дежурные горелки.
Две схемы образования обратных токов показаны на рис. 93, а, б. За конусом (рис. 93, а) создается зона разрежения, в которую из зоны горения подсасываются горячие продукты сгорания. Лопаточный завихритель (рис. 93, б) закручивает поток первичного воздуха вокруг оси камеры сгорания. Воздух при этом оттесняется к стенкам пламенной трубы, а вокруг оси камеры сгорания создается зона разрежения, в которую устремляются горячие продукты сгорания.
Топливо подается к внешней границе зоны обратных токов, так как вследствие высокой турбулентности воздушного потока здесь происходит наиболее быстрое перемешивание топлива с первичным воздухом. Горячие продукты сгорания подогревают и испаряют свежие порции топлива, а также постоянно поджигают смесь.
Рис. 93. Схемы образования вторичных токов в зоне, горения:
о —с помощью конуса, б — с помощью лопаточного завихрителя (регистра); / — корпус, 2 —
пламенная труба, 3 — регистр
§ 25. Охлаждение камер сгорания и продуктов горения. Определение расходов первичного и вторичного воздуха
Наиболее теплонапряженным элементом камер сгорания является пламенная труба, которая нагревается тепловым излучением горящего топлива и, кроме того, при непосредственном контакте с горячими продуктами сгорания.
Надежная работа камер сгорания в течение длительного времени без охлаждения пламенной трубы невозможна. В камерах сгорания стационарных ГТУ охладителем служит воздух после компрессора. Снаружи пламенная труба охлаждается вторичным воздухом, обычно часть его используется для создания на внутренней поверхности пламенной трубы охлаждающего слоя воздуха. Этот слой воздуха, охлаждая внутри нагреваемую излучением факела стенку пламенной трубы, одновременно препятствует непосредственному контакту с ней горячих газов. Для создания в камерах сгорания такого охлаждающего слоя применяют различные способы и используют как вторичный, так и первичный воз-
На рис. 27, 28, а—г были приведены конструкции пламенных труб. Двухстенная^ пламенная труба, показанная на рис. 94, имеет
.1
WfffiTo
п. .nn-nnnnnn.__■
Рис. 94. Пламенная труба' с экраном:
/ — корпус камеры -сгорания, 2 — стенка пламенной трубы, 3 — отверстия для прохода воздуха, 4 — экран, 5 —смеситель; / — первичный воздух, // — вторичный воздух
Рис. 95. Схема охлаждения пламенной трубы многогорелочной камеры сгорания:
/ — корпус камеры сгорания, 2 — регистр охлаждающего воздуха, 3 — стенка пламенной трубы
экран 4, который уменьшает поток теплоты излучением от нее на корпус 1 камеры сгорания. Отверстия 3 для прохода охлаждающего воздуха выполняются как в экране, так и в стенке пламенной трубы.
Можно также создать слой охлаждающего воздуха у стенки пламенной трубы подачей избыточного количества первичного воздуха (рис. 95). Для этого первичный воздух /,• поступая в специальный регистр J? фронтового устройства, закручивается в нем и равномерно распределяется по внутренней поверхности стенки 3 пламенной трубы.
80
Охлаждение пламенной трубы должно быть организовано так, чтобы температура по ее окружности была одинаковой и плавно изменялась, по длине. Если отдельные места стенки пламенной трубы перегреваются, она начинает коробиться, возможны прогары и разрушения. Как и в предыдущих случаях, снаружи пламенная труба охлаждается вторичным воздухом //.
1 При ремонтах нельзя делать на пламенных трубах дополнительные отверстия для прохода воздуха, так как это приводит к местным перегревам стенок и быстрому выходу их из строя. ,__
Для расчета размеров элементов ГТУ необходимо знать расходы воздуха и продуктов сгорания. Рассмотрим порядок определения их на примере расчета тепловой схемы ГТУ с одной камерой сгорания.
В этом случае должны быть заданы: полезная мощность установки ,Ne или Na; температура газа перед турбиной Тс; температура воздуха перед компрессором Та; степень сжатия в компрессоре е; степень расширения в турбине б; степень регенерации а; кпд турбины т]т, компрессора т|к, камеры сгорания т]Кс, электрического генератора х\эги механический кпд ГТУ т]м; состав топлива и его низшая теплота сгорания QHp.
Целью теплового расчета является определение: мощности турбины и компрессора; эффективного кпд ГТУ; расхода газа через турбину и камеру сгорания; расхода воздуха через компрессор и камеру сгорания; расхода топлива.
Вначале по результатам расчета теплового цикла для выбранной схемы ГТУ определим оптимальную степень сжатия в компрессоре е. По заданному составу топлива рассчитаем количество воздуха Z-o, необходимое для сжигания 1 кг топлива. Объемы (м3/кг) входящих в чистые продукты сгораниями получаемых при сгорании 1 кг топлива газов (при 20° С и давлении 0,1 МПа) можно рассчитать по следующим формулам.
Объем трехатомных газов — углекислого СО2 и сернистого газа SO2:
VR0, = 0,0185 (CP-f 0.37SP). Объем азота N2:
VNa = 0,615L0 + 0.008NP,
где Np — процентное содержание азота в топливе (по массе). Объем водяных паров:
VHao = 0,0124 (Нр + О? + WPHa0 + VBH°$),
где WHPO — процентное содержание влаги в топливе (по массе); V ^J =0,001 LodB— количество влаги, дополнительно вносимое воздухом при его влагосодержании dB, г/м3.
Объемные доли отдельных составляющих в чистых продуктах сгорания:
fROa — VrOj/^V; rNa = vNj/ZV ;
где EV=Vro2 +Vnj +Ун„о-
Зная объемные доли, определим молекулярную массу продуктов сгорания:
тпс - 4,401/-ro, + 28,15tn, + 18,02/-Нао.
В этой формуле RO2 — углекислый газ, так как содержание SO2 в продуктах сгорания мало.
Воздух, поступающий в камеру сгорания," разделяется на два потока. Первичный воздух GBiнаправляется в пламенную трубу через фронтовое устройство, ^ а вторичный GB2 — в зазор между пламенной трубой и корпусом камеры сгорания. Расход вторичного воздуха определяют по формуле
Отношение расхода воздуха через компрессор к расходу первичного воздуха GB, называют коэффициентом избытка воздуха:
« = GB/G
Bl.
Чистые продукты сгорания в конце пламенной трубы перемешиваются с большим количеством вторичного воздуха. Чтобы охладить их до заданной температуры Тс, нужно точно рассчитать количество вторичного воздуха, или коэффициент избытка воздуха а, который связан с долей чистых продуктов сгорания rnc в получившейся смеси:
где то — молекулярная масса воздуха.
Значение (тас/то)-Ьо/(\+Ц) не зависит от коэффициента избытка воздуха и определяется только свойствами продуктов сгорания данного топлива и окислителя (воздуха).
Зная Гпс, можно найти объемную долю воздуха в рабочих газах турбины:
'"в = * '"пс-
Однако для определения гпс необходимо рассчитать коэффициент избытка воздуха а.
Коэффициент избытка воздуха простой ГТУ без регенерации теплоты определяется двумя соотношениями
ОС t=
, QPHi1kc +
к.
Шт
. __ 1 I /Wnc— Щ__j \ Щ 1 + Lq
\ /лг — /л0 / /лпс Lit
82
где Ic = mTicи /B=motB — мольные энтальпии продуктов сгорания и воздуха после компрессора; тг—тПсГис + тогв— молекулярная масса газа перед турбиной.
Одним из способов решения системы уравнений для определения коэффициента избытка воздуха а является графический.
Определив коэффициент избытка воздуха а, можно найти истинные значения гпс и гв.
Эффективную мощность ГТУ с учетом механических потерь и потерь воздуха на охлаждение и утечки можно определить по формуле
GB(I
(I + Ь) Як
Коэффициенты, характеризующие потери воздуха на утечки 1у и охлаждение |0. обычно составляют 1—3%.
Остальные параметры ГТУ можно рассчитать пО приведенным ниже формулам.
Расход воздуха в камеру сгорания
Расход воздуха через компрессор
G.' = C?.(l + 6y)(l+5o). Расход топлива
ч В = GJ{aL0), или В = Gr/(1 +aL0). Мощность турбины
Мощность компрессора
Эффективный кпд газотурбинной установки
§ 26. Выбор температуры газа перед турбиной
Как уже отмечалось, чем выше температура газа Тсперед турбиной, тем больше кпд ГТУ. Однако максимальная температура газа ограничена, что обусловлено прочностью лопаток газовой турбины. Температуру Тсможно выбрать, приближенно оценив напряжения в рабочей лопатке.
Напряжения растяжения, возникающие при вращении в корне рабочей лопатки (рис. 96):
0= \(гп* -
где ra=rJrK (ra, rn, rK — относительный радиус периферии, радиусы периферии и корня рабочей лопатки); q — плотность материала лопатки; ык — окружная скорость корневого сечения лопатки; k— коэффициент разгрузки.
Значение коэффициента kзависит от изменения площади поперечного сечения лопатки по ее высоте и колеблется в пределах от 0,55 до 1.
Напряжения а в корневом сечении рабочей лопатки зависят от температуры газа Тсперед турбиной. Для определения этой зависимости необходимо связать окружную скорость корневого сечения ык с температурой газа перед турбиной. Окружную скорость икможно оценить приближенно по формуле
k
l
)sin «1
V.
Теплоперепад на первую ступень турбины можно приближенно оценить по формуле
ры []
Перед расчетом необходимо выбрать гп2, *iK, ctiK, Qk и <рк. Кроме того, должны быть заданы давление рв и температура вперед компрессором Г а также частота вращения ротора. Если она не задана, выполняют несколько расчетов для ряда ее значений.
Расход газа при заданной мощности iVrry определяют по формуле
Каждому выбранному значению температуры газа Тсперед турбиной соответствуют определенные степень расширения в турбине 6=6опт и "удельная работа И, т. е. свои расходы. Задаваясь
Рис. 96. Размеры рабочей лопатки
То
Рис. 97. Графический способ определения температуры газа перед турбиной
рядом значений Тс, получим зависимость икот нее, которая позволяет связать напряжения растяжения а в корне рабочей лопатки с температурой Тс(кривая 1 на рис. 97). Для выбора температуры Тснеобходимо сопоставить эти напряжения с допускаемыми которые, в свою очередь, зависят от температуры металла лопатки. Суммарные напряжения в корне рабочей лопатки ак складываются из напряжений растяжения а и изгибающих напря-* жений огиаг от воздействия потока газа:
сгк = о-Н-аизг.
Чтобы обеспечить надежную работу лопатки, ее нужно спроектировать так, чтобы напряжения ок были меньше допускаемых напряжений {ак]В условиях высоких температур прочность металла прежде всего определяется пределом длительной прочности одп. Действующие в корне лопатки напряжения не должны превышать предела длительной прочности адп с учетом коэффициента запаса п, т. е. [а]^аю/п.
Сумма допускаемых напряжений растяжения [а] и изгиба Е<Тиэг] должна быть равна допускаемым напряжениям в корне рабочей лопатки: [<т]+[аиэг]=(!сУк]. Из этого условия можно получить допускаемые напряжения растяжения
Допускаемые напряжения изгиба обычно ориентировочно известны.
Предел длительной прочности <тдп зависит от материала лопатки и ее температуры. Температура металла неохлаждаемой лопатки в корневом сечении непосредственно связана с температурой газа перед турбиной
Тси равна температуре торможения газа на поверхности лопатки Tiv>*:
т _т •_т c'ik ..!.. г w*i*
2со
2ся
где I— коэффициент восстановления, значение которого для рабочего тела газовой турбины немного меньше единицы.
Скорости ciK и Шщ можно выразить через окружную скорость ык, тогда
- ЛК - С Г о .
•*1К • ZCp
где р = 1 — I — ^д:21к+2^iK£OS сик-
Для выбранной температуры Гс находим температуру лопатки ^лк, по которой определим предел длительной прочности стда. Затем, рассчитав допускаемые напряжения растяжения [о], получим в итоге их зависимость от начальной температуры газа Тс. Эта зависимость показана на рис. 97 в виде кривой 2. В точке пересечения кривых 1 и 2 напряжения растяжения в корне рабочей лопатки равны допускаемым. Этой точке соответствует определенная температура газа перед турбиной Тс, которая выбирается в качестве рабочей.
§ 27. Тепловые диаграммы и их применение для расчета тепловых процессов в турбине и компрессоре
После определения температуры газа перед турбиной можно найти температуру воздуха за компрессором и турбиной, работающей' на реальном газе, для чего используют таблицы термодинамических свойств газов. При составлении этих таблиц предполагается, что газ подчиняется уравнению состояния для идеальных газов pv=RT, а его энтальпия (теплосодержание) и внутренняя энергия зависят от температуры.
Отношение давлений в конце р и начале р0изоэнтропийного процесса связано с энтропией s следующим выражением:
lS-L= s6 Рй2.301Я '
Обозначим s/(2,301 R)=\gn0. Значение яо зависит только от температуры и его можно заранее рассчитать для любого газа. Кроме того, можно рассчитать зависимость энтальпии / (кДж/моль) каждой составляющей газовой смеси и воздуха от температуры. Для газовой смеси значения энтальпии /см и (lgito) см определяют по правилу смешения:
4м =
= 2 О Об «b
где г и / — объемная доля и индекс компонента смеси.