Файл: А втономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования Образовательный центр ПетроПроф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее распространенной причиной разрушения топливопроводов является вибрация. Чтобы ее ликвидировать, устанавливают топливопроводы на дополнительные опоры. Кроме того, топливопроводы подвержены коррозии. Особенно опасна коррозия их внутренних поверхностей. Ржавчина забивает фильтры и выводит их из строя. Чтобы избежать коррозии, топливопроводы после монтажа очищают, пассивируют и постоянно держат заполненными жидким топливом.
IВ системах топливоснабжения, работающих на газе, наиболее тяжелые последствия вызывают образование и воспламенение взрывоопасной смеси. Чтобы избежать этого, газопроводы перед пуском и после останова тщательно продувают воздухом.
Содержание жидкой горючей фазы в газе также может служить причиной аварии ГТУ. Жидкость скапливается в нижних точках газопроводов и при избытке выносится в камеру сгорания, что вызывает срыв пламени и перенос его в проточную часть турбины. Если в газе содержатся взрывоопасные или ядовитые (H2S, СО, меркаптаны) примеси, чтобы избежать утечек, особое внимание уделяют плотности соединений элементов системы топливо-гподачи.
/ Неполадки систем автоматического регулирования и" защиты схожи, хотя неполадки системы защиты наиболее опасны, так как ее несрабатывание приводит почти всегда к авариям. Неполадки могут возникать в датчиках, усилительных звеньях и исполнительных механизмах.;
Так, заедание бойка автомата безопасности может служить причиной разрушения ротора из-за недопустимого увеличения частоты вращения. Сгорание или разрушение термопар, измеряющих температуру за камерой сгорания, не позволяет отключить ГТУ при недопустимом увеличении температуры газа. Засорение датчиков давления перед компрессором или за ним делает невозможным контроль за режимом его работы, вследствие чего появляется опасность возникновения помпажа.
В системах механического и гидравлического усиления возможны заедания золотников и сервомоторов, увеличение зазоров в сочленениях тяг и рычагов или их разрушение. Это ведет к выходу из строя системы регулирования и защиты.
Наиболее распространенным недостатком исполнительных механизмов является заедание штоков стопорных, топливных и противопомпажных клапанов. Чтобы предотвратить заедания при работе, штоки клапанов «расхаживают», т. е. приводят их в течение некоторого времени с помощью специальных устройств в возвратно-поступательное движение, которое не сказывается на работе ГТУ.
§ 47. Противоаварийная учеба обслуживающего персонала
Работа обслуживающего персонала на станции очень специфична: При нормально действующем оборудовании работа носит монотонный характер и имеет медленный ритм. Однако при возникновении неполадок ритм резко ускоряется, приходится быстро принимать решения и производить действия, направленные на ликвидацию, ненормального режима работы оборудования. Для принятия правильных решений персонал должен в совершенстве знать признаки и причины неполадок и аварий, а также порядок действий при их ликвидации.
136
В, Правилах технической эксплуатации электрических станций и в местных инструкциях по эксплуатации подробно изложены все необходимые сведения. Однако механического заучивания этих сведений недостаточно. Противоаварийная учеба должна обязательно состоять из двух этапов:
разбора причин возникновения неполадок и аварийных ситуаций, изучения размещения приборов, датчиков, органов управления и порядка действий персонала;
имитации неполадок на действующем оборудовании и обработки всех действий персонала на месте.
Особенно важно на втором этапе обучения добиться правильного распознавания характера неполадок и аварий по вторичным признакам — показаниям приборов, состоянию оборудования.
В результате противоаварийной учебы персонал должен приобрести навыки ликвидации неполадок и предупреждения аварий, доведенные до автоматизма, но основанные на глубоком понимании причин и последствий возникшего состояния оборудования, Необходимо учитывать, что от правильности действий обслуживающего персонала при возникновении неполадок и аварий зависит не только сохранность оборудования, но и безопасность людей.
Большое внимание при противоаварийной учебе уделяют мерам обеспечения пожарной безопасности. Хранилища топлива, топливопроводы, топливная арматура являются источниками повышенной пожарной .опасности. Особенно эта опасность увеличивается при использовании в качестве топлива газа. Газопроводы и арматура должны быть герметичными, а утечки газа недопустимы, так как их появление может привести не только к взрыву и пожару, но и к отравлению людей.
Специальные меры пожарной безопасности принимаются также, когда потребителем энергии, вырабатываемой ГТУ, является компрессор газоперекачивающей станции. В этом случае персонал должен быть обучен обращению с противопожарной техникой и четко знать устройство, расположение и принцип действия систем автоматического пожаротушения.
Особое внимание уделяется мерам пожарной безопасности при пусках и остановах ГТУ, когда возможно поступление избыточного количества газообразного или жидкого топлива либо загорание остатков жидкого топлива.
В соответствии с действующими 'нормами определяются обязанности каждого работника при возникновении пожара.
Контрольные вопросы
1. По каким причинам возникают аварии и неполадки ГТУ?
2. Что вызывает разрушение лопаток газовых турбин?
3. Каковы последствия работы компрессора в режиме помпажа?
4. Какие причины вызывают повышенную вибрацию ГТУ?
5. Что приводит к появлению отложений в камерах сгорания?
на
■
Глава одиннадцатая
: Эксплуатация газотурбинных установок
§ 48. Оценка качества работы ГТУ
Газотурбинные установки работают по определенному графику, называемому диспетчерским и устанавливающему вырабатываемую мощность и время, когда эта мощность должна быть, выработана. Чтобы обеспечивать работу в таком режиме,. ГТУ должны быть надежны. Вместе с тем заданная мощность должна вырабатываться с наименьшими затратами, т. е. ГТУ должны быть экономичными.
Надежной считается установка, способная без перерывов, вызванных неполадками и авариями, устойчиво работать в течение межремонтного периода на заданных режимах.
Для планирования выработки мощности необходимо иметь количественную оценку надежности. Одной из таких оценок является коэффициент готовности Кг.
Газотурбинные установки не все календарное время находятся в работе. Часть времени х\ они стоят в резерве. Кроме того, обязательно выделяется время Тг, необходимое для плановых обслуживания, среднего и капитального ремонтов. От надежности установки зависит время t3 вынужденного простоя в результате аварий и неполадок.
Коэффициент готовности — это отношение времени тр, в течение которого ГТУ находится в работе, к сумме времени tj.h т3:
Таким образом, коэффициент готовности представляет собой вероятность работоспособности ГТУ в периоды между остановами на плановые ремонты и обслуживание.
Отношение времени нахождения ГТУ в резерве тр к количеству отказов а называют средней наработкой на отказ.
Отношение времени работы ГТУ к сумме времени ть тг и тз называют коэффициентом технического использования:
Коэффициент технического использования представляет собой вероятность работоспособности ГТУ в течение заданного календарного времени.
Количество вынужденных простоев оценивают коэффициентом вынужденных простоев
Квп= xJ
■3'V
Коэффициенты готовности и вынужденных простоев связаны следующим соотношением:
Ква=(МКт)-\. 138
Наиболее часто условия эксплуатации ГТУ оцениваются коэффициентами рабочего времени и использования установленной мощности:
где Рэ — количество выработанной электроэнергии за время *; AWta — номинальная мощность.
При эксплуатации важно знать, что ГТУ можно запустить в нужный момент. На практике не все запуски бывают удачными. Надежность ГТУ при пусках характеризуют два показателя: коэффициент безотказности пусков и наработка на запуск.
Коэффициент безотказности пусков определяет долю удачных пусков в их общем числе:
где Ь и с — количество удачных и неудачных пусков.
Наработка на запуск равна среднему времени работы на один удачный пуск. Эти показатели используются для количественной оценки эксплуатационных качеств базовых ГТУ.
Пиковые ГТУ значительную часть времени находятся в резерве. В течение этого времени могут быть выполнены.многие работы по их обслуживанию и ремонту, т. е. время их нахождения в резерве и время вынужденного простоя частично перекрываются. Поэтому для оценки надежности пиковых ГТУ используют условный коэффициент готовности
Установлены нормы на коэффициенты, определяющие надежность ГТУ. Так, коэффициенты готовности и технического использования энергетических ГТУ соответственно составляют 0,98 и 0,92, а наработка на отказ — около 3000 ч. Коэффициент готовности пиковых ГТУ равен 0,97—0,98.
Почти три четверти неполадок ГТУ возникает вследствие дефектов оборудования. Вместе с тем доля неполадок, возникающих в результате нарушения режимов эксплуатации, также велика и составляет от 10 до 25%. Причинами этого являются ошибки при управлении ГТУ и ее техническом обслуживании.
Экономичность ГТУ тесно связана с надежностью, хотя прежде всего она определяется условиями эксплуатации. Ряд факторов, влияющих на экономичность ГТУ, не зависит от обслуживающего персонала (уровень вырабатываемой1 мощности, количество и частота пусков, используемое топливо, параметры и состояние окружающей среды). В то же время персонал может влиять на
-Экономичность, поддерживая номинальные температуру и давление газа перед турбиной, экономно используя топливо, увеличивая скорость пуска, а также совершенствуя качество эксплуатации и технического обслуживания.
Своевременная очистка проточной части компрессоров и турбин, а также трактов теплообменных аппаратов позволяет поддерживать их кпд на заданном уровне и уменьшить потери. Утечки воздуха и газа, топлива, масла и воды обнаруживают при внешнем осмотре ГТУ и принимают срочные меры по устранению неплотностей.
§ 49. Обслуживание ГТУ при устойчивой работе на номинальных и частичных нагрузках