Файл: А втономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования Образовательный центр ПетроПроф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Уровень технической эксплуатации ГТУ зависит от квалификации оперативного и ремонтного персонала, который должен своевременно и аккуратно проводить проверочные и регулировочные работы, обнаруживать и устранять неполадки, постоянно следить за качеством топлива, масла, воздуха, охлаждающей воды.
В обязанности оперативного персонала входят прежде всего осмотр и прослушивание ГТУ, а также наблюдение за показаниями приборов. Анализ показаний приборов позволяет регулярно оценивать состояние ГТУ: соответствие ее мощности, а также неравномерности температур газа перед турбиной, давления топлива, воздуха и газа, вибрации' оборудования установленным нормам; запас устойчивости компрессора по помпажу; степень загрязнения проточных частей турбины и компрессора, теплообменников.
Недопустимое повышение температуры газа перед турбиной может быть признаком повреждения как самой турбины, так и теплообменных аппаратов, возникновения в компрессоре срывов или уменьшения расходов воздуха.
Каждой исправной ГТУ свойствен нормальный шум. Если при эксплуатации ГТУ характер шума изменяется, появляются посторонние звуки, пульсации шума и удары, то это означает, чт* компрессор попал в помпаж или работает на его границе.
Удары, стук, скрежет свидетельствуют прежде всего о поломках лопаточного аппарата или задеваниях. Чтобы правильно определить характер и причину неполадок, необходимо привыкнуть к шуму нормально работающей ГТУ. Для точного определения состояния оборудования его прослушивают, применяя стетоскопы — «слухачи>.
Важным показателем нормального состояния оборудования ГТУ является уровень его вибрации. Необходимо не только знать, укладывается ли амплитуда вибрации в установленные нормы, н» и как она изменяется со временем и какова ее частота. Эти данные помогают определить характер и место возникновения неполадок. Так, частота колебаний, меньшая частоты вращения ротора, возникает в результате его неустойчивости на масляной пленке
подшипников; частота, равная частоте вращения ротора, — при его разбалансировке и задеваниях, а равная двойной частоте вращения,— при прогибе вала и расцентровке муфт.
Под постоянным контролем должно находиться взаимное расположение ротора и статора. Чрезмерное осевое перемещение ро-' тора может привести к задеваниям и свидетельствует о срабатывании колодок упорного подшипника. Кроме того, контролируется состояние самих подшипников: по температуре масла и баббитовой заливки, а также по качеству масла, его расходу.
О нормальной работе камер сгорания судят прежде всего по неравномерности температур газа перед турбиной, а также по давлению топлива и характеру дыма. Уменьшение давления топлива при постоянной нагрузке турбины связано с износом форсунок, а увеличение — с их загрязнением. Изменение интенсивности дымления, появление беглого или темного дыма может быть признаком повреждения пламенных труб и трактов отработавшего газа. В темном дыме содержится большое количество сажи, а в белом — несгоревшего топлива. Белый дым может появиться в результате погасания одной или нескольких камер сгорания. . Для обеспечения надежной работы ГТУ не реже чем один раз в 4 месяца проверяют автомат безопасности без увеличения частоты вращения и защиту от недопустимого повышения температуры газа перед турбиной.
Оперативный! персонал, должен постоянно следить за работой воздухозаборных устройств. Для уменьшения запыленности возду1 ха площадки перед воздухозаборниками поливают. Содержание пыли в воздухе после фильтров на входе в компрессор должно быть не более 0,3 мг/м3; при этом размеры пылинок должны быть не более 15 мкм. При каждом останове ГТУ фильтры очищают, а сборные короба освобождают от пыли и шлака. О нормальной работе фильтров можно судить по отсутствию выноса масла и нормальному перепаду давлений на них. Если фильтры засорены и давление перед компрессором недопустимо уменьшилось, должен автоматически открыться подвод воздуха помимо них (байпас).
Масляная система обеспечивает надежную работу ГТУ и вспомогательного оборудования. Основным условием надежной работы ГТУ является постоянное снабжение оборудования маслом. Чтобы не произошло случайного закрытия задвижек и вентилей системы маслоснабжения, все их маховики пломбируются в рабочем положении. Это прежде всего относится к маховикам задвижек и вентилей до и после маслоохладителей, на всасе и напоре резервных и аварийных маслонасосов, до и после фильтров, а также на аварийном сливе из маслобака.
Пиковые ГТУ большую часть времени не работают. Однако и они должны постоянно обслуживаться оперативным персоналом. Даже если ГТУ не работает, один раз в смену следует проверять исправность оборудования и систем и один раз в неделю запускать и нагружать ГТУ, чтобы убедиться в ее работоспособности.
§50. Пуск ГТУ
Пуск ГТУ — ответственная операция, которую надо проводить, соблюдая правила технической эксплуатации и безопасности
Перед пуском ГТУ следует убедиться в исправности ее основного и вспомогательного оборудования, систем регулирования и защиты. Кроме того, необходимо удостовериться, что монтажные, ремонтные работы и техническое обслуживание закончены, посторонние лица около ГТУ и внутри нее отсутствуют. Предварительно должно быть проверено качество топлива и масла. Если оно не удовлетворяет установленным нормам, пуск ГТУ запрещается. Нельзя запускать ГТУ, если неисправна или отключена какая-либо защита или система регулирования, неисправен один из маслонасосов или не работает система их автоматического включения при недопустимом уменьшении давления масла в системе смазки. Пуск ГТУ проводится автоматически. Действиями обслуживающего персонала руководит начальник смены. После капитально-.fo или текущего ремонта пуск ГТУ ведется под руководством начальника цеха или его заместителя. Собственно пуск ГТУ можно разделить на несколько этапов (рис. 145).
На нервом этапе ротор газотурбинной установки раскручивают пусковым двигателем, так как она не может запуститься самостоятельно. Мощность пускового устройства составляет 1—6% от мощности ГТУ. Этому этапу соответствует участок 1 — 2. При частоте вращения 20—35% от номинальной количества воздуха, подаваемого компрессором, достаточно для устойчивого горения топлива в камере сгорания.
Затем в камеру сгорания подается и зажигается топливо, и практически мгновенно температура и давление в ней резко возрастают (точка 3). Расход рабочего газа при этом немного уменьшается. Частота вращения ротора за это время практически не успевает измениться и можно считать, что участок 2—3 соответствует постоянной частоте вращения. При зажигании топлива система регулирования должна обеспечить такое его количество, чтобы компрессор не попал в помпаж (точка 3 находится правее границы помпажа— —пунктирная линия).
Следующий этап — увеличение частоты вращения ротора. Раскручивать ротор нужно по возможности быстрее, не допуская опять-таки помпажа. Система регулирования должна обеспечивать такой режим раскрутки, при котором гарантируется неко-
Рис. 145. Характерные этапы пуска ГТУ:
1 — запуск пускового двигателя,2 — зажигание топлива в камере сгора-вия,
3 — выход на режим работы вблизи границы помпажа, 4 — выход на режим работы с предельной температурой газа перед турбиной, б — работа при постоянном расходе топлива, равном расходу на холостом ходу, 6 — работа на холостом ходу
торый запас по отношению к границе помпажа (участок 3—4). При пониженных частотах с этой целью через антипомпажный клапан может сбрасываться до 30% воздуха, проходящего через компрессор.
При определенной частоте вращения турбина начинает вырабатывать такую мощность, что далее может вращать ротор ГТУ самостоятельно. Такой режим называют режимом самоходности (расход Gc и степень сжатия ес). Пусковое устройство при; этом отключается.
Вследствие сжигания в камере сгорания все большего количества топлива увеличивается частота вращения ротора и растет температура газа перед турбиной, которая, наконец, достигает предельного значения (точка 4). Так как больше увеличивать температуру газа нельзя, система регулирования автоматически ограничивает увеличение расхода топлива, но он продолжает расти, так как нужно увеличивать частоту вращения ротора и, следовательно, вырабатываемую турбиной мощность. Однако система регулирования подает столько топлива, чтобы температура рабочего газа перед турбиной сохранялась постоянной (участок 4—5).
Наконец, расход топлива становится таким, каким он должен* быть на холостом ходу (точка 5). Для плавного выхода на холостой ход без резкого увеличения частоты вращения (заброса) система регулирования сохраняет расход топлива постоянным (участок 5—6) до тех пор, пока частота вращения ротора не станет равной его частоте вращения на холостом ходу.
После того как ГТУ начнет устойчиво работать на" холостом ходу, ее можно нагружать, увеличивая расход топлива. Если потребителем мощности является электрический генератор, его следует предварительно включить в сеть. Для этого надо так плавно регулировать частоту вращения ротора ГТУ, чтобы совпали не только частоты эдс на шинах электрического генератора и сети, но и их фазы. Эта процедура называется синхронизацией генератора. В момент совпадения частоты и фазы генератор подключается к сети.
Если не провести синхронизацию, то в момент включения генератора в сеть возникает толчок, поворачивающий ротор генератора по окружности настолько, чтобы фазы тока сети и эдс генератора совпали.
Если в результате отказа при зажигании топлива в камере сгорания или по другим причинам пуск ГТУ не состоялся, нельзя без вентиляции трактов подавать, топливо в камеру сгорания и поджигать его. Это необходимо, чтобы удалить топливо, оставшееся в тракте после неудачного пуска. В ином случае возможно взрывообразное возгорание этого топлива (хлопок).
При нарушении установленной последовательности пусковых операций пуск ГТУ прекращается персоналом или защитами, которые срабатывают при повышении температуры газа выше предельной, недопустимом увеличении нагрузки пускового устройства или снижении частоты вращения ротора после отключения пускового устройства, помпаже и в других случаях, предусмотренных местными инструкциями. Кроме того, персонал должен отключить ГТУ при появлении стуков, скрежета и недопустимом увеличении вибрации.
§ 51. Останов ГТУ
Остановы ГТУ могут быть плановыми и аварийными.
Плановые остановы предусмотрены диспетчерским графиком (в связи со снижением потребляемой мощности), а также планами мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.
При плановом останове вначале проводят разгрузку ГТУ постепенным уменьшением ее мощности, а затем отключают генератор. После прекращения подачи топлива весь тракт ГТУ интенсивно вентилируют. В это же время продувают воздухом или инертным газом топливные коллекторы, форсунки и горелки. Продолжительность продувки устанавливается для каждой ГТУ такой, чтобы оставшееся в тракте после останова топливо успело испариться и было удалено из него для предотвращения образования взрывоопасной смеси. После продувки автоматически закрываются шиберы на всасе или выхлопе, чтобы предотвратить попадание ц, тракт влаги и пыли вследствие естественной тяги.
При останове ГТУ персонал должен обязательно контролировать время выбега ротора (время полной остановки) и регистрировать его в суточной ведомости. Уменьшение времени выбега ротора свидетельствует о возникновении неполадок в проточной части или подшипниках (например, задевания). Причина уменьшения времени выбега ротора должна быть определена, а неполадка устранена.
Аварийно ГТУ останавливается защитами или персоналом. В зависимости от последствий, к которым могут привести неполадки, вызвавшие аварийный останов, ГТУ должна быть отключена немедленно или предварительно разгружена.