Файл: 1. 1 Система документальных жанров 6 2 Модель текста документального жанра типологические и языковые особенности 11.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всё же, в итоге, жанр так не обретает своей популярности и вплоть до эпохи Возрождения остаётся «в тени» утраченного к нему внимания.

Интерес к текстам воспоминаний вновь зарождается в эпоху раннего Возрождения, что демонстрирует следующий этап на пути создания и развития жанра. В основе новой заинтересованности к такого рода текстам лежит автобиография итальянского ювелира и скульптора Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим».

Позднее, наряду с его жизнеописанием были созданы автобиографические сочинения французского юриста и политика Мишеля де Монтеня (Michel Eyquem de Montaigne) «Опыты», итальянского философа и математика Джероламо Кардано (Gerolamo Cardamo) «Омоей жизни», английского писателя и баптистского проповедника Джона Беньяна (John Bunyan) «Милость Божья, сошедшая на главного грешника».

Однако, несмотря на ряд опубликованных воспоминаний в эпоху Возрождения, первый настоящий расцвет документального жанра как литературного жанра пришёлся на XVIII век [8, с. 23].

Другими словами, третий этап развития литературного жанра, действительно, отличается от предыдущих многообразием автобиографических произведений. Типичный представитель данной эпохи, создавший автобиографические сочинения «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя», «Руссо судит Жан-Жака» - французский философ и мыслитель эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо (Jean-Jacques Rousseau).

Значительное влияние на документальный жанр в данный период также оказал также английский философ Иоганн фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe) и его произведение «Dichtung und Wahrheit».

В эпоху Просвещения появились жизнеописания огромного количества писателей (как правило, именно мужчин, так как для женских воспоминаний характерна середина 19 века, ввиду эмансипационных движений) Г. Берлиоза, А. Герцена, К. Гольдони, Ч. Дарвина, Ф. Ницше, В. Скотта, Стендаля, Л. Толстого, Б. Франклина и многих других великих людей, что, в самом деле, доказывает существенную значимость жанра в данный временной период.

Таким образом, становится совершенно понятным и объяснимым зарождение в эпоху Просвещения первых определений и терминологической дифференциации автобиографического письма. Вместе с тем, XVIII век способствует интересу биографического и автобиографического изображения, поскольку наблюдается существенный рост значения знания о рациональной и эмоциональной человеческой силе.


В середине XIX века - начале XX века документальный жанр вступает в четвёртый период своего развития (расцвет женской автобиографии). На этом этапе написано наибольшее количество текстов воспоминаний, а также жанр претерпевает заметные изменения.

Согласно А. Бандау (Anja Bandau), начиная с этого момента в литературно-теоретической дискуссии меняется определение жанра. Новый жанр находится под большим влиянием феминистических текстов [7, с. 47]. В связи с открытием женских воспоминаний и текстов меньшинств, растёт актуальность документального жанра.

Одновременно с этим, учёная З. Шёнборн (Sybille Schönbom) полагает, что очередная «волна» обращений к жанру связана с новыми изобретениями в области психологии, которые заставляют людей задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности [11, с. 1].

В связи с особенной актуальностью жанра в 20 веке можно говорить о зарождении в этот период и теоретической базы литературы воспоминаний. Так, М. Холденрид упоминает первое «монументальное» сочинение Георга Миша «История автобиографии», положившее, по её словам, теоретическую основу жанру [9, с. 25].

Итак, традиционно выделяют четыре этапа становления жанра, однако, на наш взгляд, необходимо выделить современный пятый этап.

На сегодняшний день, вопрос изучения текстов воспоминаний также является актуальным. Общество всё ещё продолжает задумываться о проблемах человеческой сущности, а личность самовыражается, повествуя о собственной жизни.

В повседневной культуре существенно набирает обороты точка зрения, что субъект характеризуется неограниченной гибкостью и свободой. В литературе же жизнь автобиографа рассматривается как художественное произведение, которое должно осуждаться согласно эстетическим принципам. В то же время, тексты воспоминаний, перестают существовать в классическом виде, как раньше.

Прежде всего, до настоящего этапа исследования тексты воспоминаний сконцентрированы на канонических параметрах с литературоведческой точки зрения. Сегодня же автобиографическим текстом время от времени называют любую форму саморассказов и самоизображений, в первую очередь, имеющих культурную и общественную функцию.

Впрочем, здесь следует различать смешение терминов автобиографии как разновидности документального жанра, а также автобиографии в современном виде, например, как документа - краткое изложение собственной жизни (типа резюме). Вместе с тем, от случая к случаю, современной автобиографией называют жизнеописание/ воспоминание о событии, причём, неважно в какой форме оно написано в письменной, в частности, публикации фото и комментариев в социальных сетях, приложении Инстеграм и т. п.; устной (жизнеописание), музыкальной (реп) или художественной (картина, фото). Так, неоднократно современные исследования интересуются автобиографической составляющей не как литературной, а как культурной практикой [10, с. 8.]



Подводя итоги, следует отметить, что документальный жанр зарождался, развивался и претерпевал изменения на протяжении многих столетий. Тем не менее, и по сей день можно говорить о продолжающихся модификациях жанра. В то же время, на современном этапе нередко понятие автобиография исследуется и как культурная практика. Рост внимания к документальному жанру возникает не только на фоне исторической эпохи, связанной с определённым отношением к понятию индивидуума, но и заинтересованностью в жанре со стороны других наук, помогающем раскрыть новую перспективу.


1.2 Модель текста документального жанра: типологические и языковые особенности



Представим модель текста документального жанра [7]:

  1. Системный уровень:

  1. Первичный или вторичный жанр.

  2. Нейтральный (речи, не рассчитанные на непосредственную реакцию адресата) / реактивный (речи, созданные как реакция на речь адресата) / императивный (речи, предполагающие реакцию адресата) жанр.

Работа над созданием обобщенной модели деловых писем в английском языке в виде схемы (алгоритма), уяснение которой позволяет овладевать речевым стандартом, является одним из главных направлений в современных исследованиях, посвященных проблеме деловых писем в английском языке.

Существует целесообразность использования алгоритма, т.к. он позволяет однозначно и непротиворечиво описывать каждый документальный жанр, находя в нем то типическое, что объединяет его с другими жанрами в системе, и ту специфику, которая его от всех прочих деловых писем в английском языке отличает.

В работах последних лет разрабатывается классификация и методика исследования деловых писем в английском языке вторичного делового текста. На примере деловых писем в английском языке инструкция, разъяснительное письмо, консультация, постатейный комментарий, оперативный комментарий представлено описание вторичных деловых писем в английском языке по следующим критериям: коммуникативно познавательная цель, статус субъекта речи, статус адресата, трансформация исходного текста, композиция, языковые и стилистические особенности.

В процессе официально-делового общения между его участниками складываются разные виды отношений:

  • отношения между представителями одного типа коммуникантов (например, государство - государство, гражданин - гражданин) строятся, как правило, на основе равенства;

  • отношения между представителями разных типов (например, государство - гражданин, гражданин - государственный орган) - на основе отношений права-обязанности;

  • внутри типов на основе иерархической зависимости (например, министерство - предприятия или работодатель - работник);


Важно отметить, что вид субъектно-адресатные отношения напрямую не зависит от сферы деловых отношений и не фиксируется в документальном жанре. В каждой сфере деловых отношений документами различных деловых писем в английском языке фиксируются все указанные отношения, но доминирует один из видов. В дипломатической сфере общения отношения строятся, как правило, на основе равенства.

Основным жанром общения, в котором реализуются отношения равенства сторон, является договор. Отношения права-обязанности пронизывают всю сферу официально-делового общения, вертикально и горизонтально, но наиболее ярко особенности данных отношений отражены в законодательных документах, где основным жанром общения является закон. Отношения иерархической зависимости складываются внутри официально-деловых лиц и внутри государства как системы государственных органов и субъектов [10].

Отношения между коммуникантами в английской официально-деловой сфере можно охарактеризовать как субординационные отношения (как правило, по вертикали) и партнерские (по горизонтали). Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами (например, руководитель - подчиненный). Партнерские отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества и взаимопонимания, с учетом общих интересов и потребностей его участников.

Текстовые (композиционно-структурные, содержательно-тематические) и языковые особенности официально-деловых писем в английском языке связаны со спецификой их создания и функционирования в деловой сфере общения.

Официально-деловая речь, по общему признанию, исторически сложилась и функционирует в письменной форме. Письменное общение в английской официально-деловой сфере осуществляется посредством специфически организованных и оформленных высказываний.

Алгоритмы создания документов различных деловых писем в английском языке различаются по сферам делового общения и описываются в разных отраслях знания:

-оформление канцелярских документов представлено в делопроизводстве (делопроизводство сегодня определяется как «отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами»);

- нормы создания нормативно-правовых актов и введение их в действие содержатся в законодательной технике (под законодательной техникой понимается «совокупность правил, средств и приемов, используемых при формулировании правовых норм в законах и других нормативных актах, при их систематизации»);