Файл: Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 4

Актуальность темы исследования. Для России особенно актуально повышенное государственное внимание к вопросам развития массового спорта, формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс граждан. В настоящее время основные функции развития массового спорта переданы муниципальным образованиям. В соответствии с интересами государства и требованиями общества перед муниципальными образованиями ставится задача совершенствования структуры управления и организации конкурсов, направленных на вовлечение наибольшего количества населения в активный досуг и систематические занятия физической культурой. 4

Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально. В связи с этим возрастет необходимость обратиться к истокам русской народной культуры, ее традициям и праздникам, осознать национальные идеи, этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека, столь характерные для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ. 4

Подробное изучение русской народной культуры с момента ее зарождения и до наших дней крайне важно. Известно, что понять сущность и смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь, какие изменения, и влияния оно испытывало и чем данное явление стало в конечном итоге. Лишь после этого можно пытаться делать какие – либо прогнозы и рекомендации. 4

Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций и культуры. 4

Изучение народной поэзии и музыки, праздников, игр и забав позволяет получить представление об их сущности, функциях и динамике. 5

Крестьянский быт, нравы и обычаи деревни, развитие земледельческого труда на Руси – все это нашло свое отражение и художественное воплощение в народных праздниках. Изучение их интересно, и необходимо не только для исследователей и студентов университетов культуры, но и для каждого человека. 5

Потребность разнообразить быт, красиво и торжественно отмечать важные события в жизни возникла у людей в самые давние времена. Праздники и обряды подобно всем другим явлениям общественной жизни, появляются как ответ на потребности человека в общении, в познании окружающего мира, в активной деятельности, в стремлении к прекрасному. Как известно, социальные потребности являются наиболее устойчивыми компонентами человеческого общества, побудительной силой человеческой деятельности. 5

Наиболее важные этапы трудовой деятельности народа сопровождались особыми обрядами, которые отражали все стороны трудовой деятельности человека: охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие, бытовые заботы. 5

1. Народные традиции как хранилище русского духа 7

1.1 Классификация традиционной культуры 7

1.2 Поддержание традиций в современности 16

2. Практическая часть. Организация и проведение зимних праздников народного календаря на базе Боровского дома культуры 30

2.1 Реконструкция – как форма актуализации народных традиций. Тенденции к развитию и осовремениванию традиций 30

2.2 Особенности организации и проведения Святок 38

2.3 Особенности организации и проведения Масленицы 51

Заключение 60

Список источников 63

Приложение 67




Введение

Актуальность темы исследования. Для России особенно актуально повышенное государственное внимание к вопросам развития массового спорта, формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс граждан. В настоящее время основные функции развития массового спорта переданы муниципальным образованиям. В соответствии с интересами государства и требованиями общества перед муниципальными образованиями ставится задача совершенствования структуры управления и организации конкурсов, направленных на вовлечение наибольшего количества населения в активный досуг и систематические занятия физической культурой. Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально. В связи с этим возрастет необходимость обратиться к истокам русской народной культуры, ее традициям и праздникам, осознать национальные идеи, этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека, столь характерные для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ. Подробное изучение русской народной культуры с момента ее зарождения и до наших дней крайне важно. Известно, что понять сущность и смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь, какие изменения, и влияния оно испытывало и чем данное явление стало в конечном итоге. Лишь после этого можно пытаться делать какие – либо прогнозы и рекомендации. Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций и культуры.

Изучение народной поэзии и музыки, праздников, игр и забав позволяет получить представление об их сущности, функциях и динамике.

Крестьянский быт, нравы и обычаи деревни, развитие земледельческого труда на Руси – все это нашло свое отражение и художественное воплощение в народных праздниках. Изучение их интересно, и необходимо не только для исследователей и студентов университетов культуры, но и для каждого человека. Потребность разнообразить быт, красиво и торжественно отмечать важные события в жизни возникла у людей в самые давние времена. Праздники и обряды подобно всем другим явлениям общественной жизни, появляются как ответ на потребности человека в общении, в познании окружающего мира, в активной деятельности, в стремлении к прекрасному. Как известно, социальные потребности являются наиболее устойчивыми компонентами человеческого общества, побудительной силой человеческой деятельности. Наиболее важные этапы трудовой деятельности народа сопровождались особыми обрядами, которые отражали все стороны трудовой деятельности человека: охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие, бытовые заботы.
Проблема исследования заключается в противоречии между наличием эффективных технологий разработки и проведения массовых спортивных конкурсов и недостаточным использованием данных технологий на практике.

Целью данного исследования является рассмотрение реконструкции народных праздников зимнего календаря, как массовой формы организации культурно-досуговой деятельности сельского населения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- характеристика народных традиций как хранилища русского духа;

- представить организацию и проведение зимних праздников народного календаря на базе Боровского дома культуры.

Объектом исследования является Боровской дом культуры.

Предмет исследования – технологии реконструкции народных праздников зимнего календаря, как массовой формы организации культурно-досуговой деятельности сельского населения.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В процессе подготовки данной работы были использованы литература и учебные пособия таких авторов, как Кибанов А.Я., Герчикова И.Н., и ряд других авторов.

Методической базой исследования послужили работы ведущих специалистов в данной области: Л.Е. Басовского, Л.С. Жарковой, Г.П. Зинченко, А.С. Кочаргина,, М.С. Клочкова, Л.И. Меньшикова и др.


Информационную базу работы составляют нормативно-правовые документы и статистические материалы, труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, данные, опубликованные в периодической печати, документы и результаты анализа применяемых методов управления персоналом, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы научных конференций и совещаний, статистическая отчетность.

Методы исследования: обобщение, теоретический анализ, социально-культурное проектирование, статистические методы количественных показателей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной в процессе исследования программы спортивно-массового конкурса в практике социально-культурных учреждений.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.

1. Народные традиции как хранилище русского духа

1.1 Классификация традиционной культуры



Культура понятие многоплановое, пронизывающее все сферы человеческой жизни. В самой культуре выделяют и типы, и виды культуры.

Под видами культуры понимают особенные совокупности правил, норм и моделей поведения, которые присущи какой-либо группе и которые являются разновидностями общей культуры. К основным видам культуры традиционно относят: доминирующую культуру, сельскую и городскую культуру, культуру обыденную и специализированную [1].

Доминирующая культура. Доминирующая культура представляет собой совокупность принятых в обществе культурных норм: социальных, языковых, поведенческих, ценностных, религиозных. Эти нормы приняты обществом в целом. Доминирующая культура превалирует в коммуникации, в учебных заведениях, художественном творчестве, политике и деловых отношениях. В зависимости от количества населения и сложности организации социума доминирующая культура может быть этнической или национальной. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны. В то же время, общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами.

Сельская и городская культуры. Сельскую культуру еще называют деревенской культурой или культурой крестьянства, или культурой села. Крестьяне являются ее носителями. У этого вида культуры есть следующие особенности: доверительно-личные отношения между всеми членами общества; неформальный контроль за каждым жителем села; главным источником информации являются местные слухи и местная же интерпретация как исторических, так и государственных событий; такая информация доминирует над официальной государственной; из-за того, что крестьяне редко покидают село, то жизненный опыт у них ограниченный, поэтому они плохо понимают динамику городской жизни; сохранение народной культуры; большее внимание экологии; ограниченные культурные запросы [2].


Если раньше разрыв между культурным уровнем деревенским и городским был огромным, то теперь с развитием технологий, а в России еще и в связи с тем, что сельская молодежь устремилась в город, границы между этими культурами стали размытыми. Городскую культуру еще называют индустриальной или урбанизированной, противопоставляют сельской и обнаруживают в больших индустриальных и административных центрах, где нет сельского хозяйства. Культурное пространство организовано иначе. С одной стороны, городской человек имеет больше доступа к социокультурным благам: кинотеатрам, театрам, музеям, паркам, библиотекам, и возможностями общения с незнакомыми людьми. С другой стороны, в городе, при всем большом количестве населения, человек очень одинок, порой, он даже не знает соседей по лестничной площадке. Кроме того, в городской среде люди испытывают постоянное напряжение, что вызывает нервные перегрузки, депрессию. Еще и экология в городе хуже, чем в сельской местности. Горожане часто выезжают на природу, выращивают овощи на даче, отдыхают за границей.

Обыденная и специализированная культура. По специализации знаний принято выделять культуру обыденную и специализированную. Первая – это сниженный, любительский уровень высокой культуры, тогда как вторая – это специализированная, профессиональная. Человек живет в какой-либо национальной или социальной среде и ежедневно пользуется нормами, обычаями и правилами повседневной жизни, т.е. владеет обыденной культурой. Сам процесс усвоения норм обыденной культуры называется социализацией или инкультурацией. Процесс инкультурации начинается в семье, потом через общение с друзьями и т.д. Полученные знания могут послужить базой для приобщения к специализированной культуре. В специализированную культуру входит наука, религия, искусство, философия. Она уже имеет специальный профессиональный язык. В качестве объектов специализированной культуры можно назвать художественную литературу, классическую музыку, балет, оперу, изобразительное искусство, скульптуру [3].

Традиционная культура – культура традиционного общества, которая является устойчивой и нединамичной, с медленными происходящими изменениями, из-за чего они не откладываются в коллективном сознании традиционной культуры.

В истории выделяются культуры, которые можно назвать традиционными: Древний Египет Древний Китай Культура Шумера Культура Ассирии Древняя Индия. Эти традиционные культуры бесспорно относятся к данной типологизации, так как тысячелетиями воспроизводили устоявшийся образ жизни, когда прошлое одного поколения становилось будущим другого поколения. Угасание и возникновение новых государств не изменяло тип этой культуры. Сама база культуры оставалась в сохранности, передавалась как социальная наследственность, что и позволяло воспроизводить тип культуры вновь и вновь. Первая историческая форма традиционной культуры – первобытная культура. Традиционный характер этой культуры давал ей возможность существовать длительный период времени, нежели последующим историческим типам культуры [7].