Файл: Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если бесплатные занятия посещают исключительно люди пенсионного возраста, то аудитория вечерних, коммерческих секций - уже совершенно разная: примерно, 20% клиентов - женщины до 30 лет, половина - от 30 до 50 лет и 30% - «50+». Многие женщины-пенсионерки, начав с бесплатных занятий, затем пользуются и коммерческими услугами, например, занимаются йогой или пилатесом.

Размер площади для подобных конкурсов зависит от их специфики. В студии сейчас три действующих зала: танцевальный, для лечебной физкультуры и тренажерный. Последний оборудован – в том числе – и с учетом особенностей целевой аудитории – в нем есть оборудование для реабилитации и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и коррекции возрастных изменений у женщин.

Отдавая предпочтение эффективности тренажеров, несколько меньше внимания обращают на их внешний вид, поэтому часть из них немного напоминает тренажеры советских времен, но зато они просты в использовании и эффективны.

Дорогостоящих промо-кампаний БДК позволить не может, поэтому главный ресурс – «сарафанное радио» и работа в соц. сетях.

Кроме того, БДК пользуется помощью ветеранов-волонтеров, которые распространяют листовки и клеят объявления (строго в предназначенных для этого местах).

Акции по продвижению проводятся ежемесячно. Со временем стало ясно, что таких простых способов продвижения вполне достаточно. Интересна аудитория в первую очередь близлежащего района, близлежащих кварталов.

Как ни странно, одной из главных проблем является нежелание посещать бесплатные секции. Пожилые люди просто отказываются верить, что денег с них никто не возьмет, ожидали какого-то подвоха. БДК пришлось (и до сих пор приходится) тратить много времени и сил, чтобы убедить, что это действительно бесплатно. Этот формат настолько инновационен, что людям нужно время, чтобы привыкнуть к нему.

Поскольку все еще сохраняется общее недоверие к бизнесу как таковому и далеко не все знают о существовании социального предпринимательства, при запуске подобных конкурсов стоит изначально наладить сотрудничество либо с местной администрацией, либо с организацией, вызывающей у пенсионеров доверие. БДК, например, очень помогает сотрудничество с Союзом пенсионеров.

С Союзом пенсионеров заключено соглашение (на безвозмездной основе). Они набирают группы, которые обычно занимаются около года по разработанным нами программам. Занятия проходят два раза в неделю, в каждой группе – около 15 человек. Для того чтобы максимально эффективно использовать бесплатные часы, их мотивируют на регулярное посещение. Если кто-то длительное время пропускает занятия без уважительной причины, то возможно исключение из группы - за этим следит специальный куратор.


Занятия для тех, кому за 60, существенно отличаются от обычных, и в этом их несомненный плюс.

Во-первых, тренер и врач тщательно изучают историю болезни подопечного, уточняют наличие хронических заболеваний и травм, а также какие лекарства он принимает, чтобы исключить нежелательное влияние отдельных физических упражнений и нагрузки на организм в целом.

Во-вторых, тренировки проводятся в щадящем режиме, нагрузка наращивается очень плавно и осторожно, по принципу «если не можешь – не делай».

В-третьих, на занятиях устанавливается комфортный психологический климат, ведь занимающиеся находятся среди людей своего возраста и под контролем опытного доброжелательного тренера. Для старшей возрастной группы особенно важен индивидуальный подход к их состоянию и спортивно-массовым достижениям.

2.2 Особенности организации и проведения Святок



Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и соответственно к вечному обороту жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.

В народе Святки считались молодёжным праздником. Взрослое население в деревне на третий день после Рождества возвращались к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодёжь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и всё время посвящала разнообразным развлечениям. Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар Нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме Сочельников, игрищ молодёжи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу.


К тому же Святки являлись одним из принятых в традиции периодом гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или сёлах, где вероятность найти жениха значительно реальна. Девушки старались привлечь к себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу, а также демонстрировать свой характер, весёлый и бойкий, но в то же время и скромный, что народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения, своеобразным испытанием готовности к браку. Затрагивающим сферу сексуальных знаний, было умение и парней, и девушек правильно вести себя во время прихода на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех без исключения, кто присутствовал на посиделки. Сама молодёжь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собрались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и реже парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в Новом году выйти замуж или жениться. Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, является обычай зимних «смотрин невест», проходивших в разных местностях в сроки близкие к Святкам – чуть раньше или чуть позже.

Художественные элементы зимних Святок:

а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника - святочные игровые хороводы, круговые пляски и другие;

в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин»), ряженых, чучел и пугал;

г) театрально-игровые элементы праздника - традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой», как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх, постановка народных драм, вертепные представления.

За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две Святочные Недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действие, стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.


Основным смыслом святочного периода являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причём именно в Святки эти судьбы, можно было узнать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу. Например, во время приготовления «васильевской каши». Вместе с тем Святки осмыслялись и как период возрождения миропорядка, есть рождение мира вновь. Этот процесс наделялся в традиционном сознании признаками модели первотворения. Так, в мифопоэтических представлениях для первотворения характерным является движение к упорядоченности. Универсальность перехода от тьмы к свету, свойственная космогенезу (сотворению мира), проявляется в отношении этого процесса в народном сознании с началом жизни любого объекта или явления: будь то «рождение» солнца во время Святок, прорастание зерна из земли или появление ребёнка из утробы на белый свет. В этом плане показательно, что наибольшей значимостью в Святки отмечено именно тёмное время суток – вечер и ночь, на которые приходится большее количество действий и обрядов святочного цикла. Для обозначения периодов внутри Святок у русских использовалось слово «вечер»: «Святые вечера» и «Страшные вечера».

С идеей формирования в Святки миропорядка связано озвучивание в то время фольклорных текстов, содержащих представление об устройстве мира. Так у русских в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесённого слова и в возможности его материализации, должно было способствовать акту «рождения» мира. Помимо совершения обрядности, залогом обеспечения благополучия во всех областях жизни в новом году являлось соблюдение ряда трудовых запретов, закреплённых в традиции за временем Святок. С другой стороны, некоторые обыденные действия приобретали продуцирующие свойства как раз за счёт методичного выполнения их в течение всего святочного периода. Считалось, что лён уродится лучше, если женщина на Святки каждый день подметает избу. [9].

Традиционно Святки делились на две части – «Святые вечера» (от Рождества Христова до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть родившийся Иисус не был ещё крещён, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии. Крестьяне верили, что «шуликаны» – дети кикиморы, которые рождаются в Святки, в ненастные ночи и вылетают из трубы на улицу, где живут до Крещения. Они могут показаться ворожащим девушкам в виде чертенят чёрного цвета, с маленькими рожками и козлиными ножками. Здесь же «шуликанов» воспринимали как «мальчишек» – пакостников и шалунов, живущих артелями в заброшенных постройках. Они делают мелкие гадости: могут пьяного в лужу завести, столкнуть в грязь человека и так далее. В различных местностях нечистые духи представлялись в разных обликах. Выход на землю в Святки нечистой силы, как проявление состояния хаоса в процессе становления миропорядка, определённым образом соотносится со святочными ритуальными действиями: ряженьем, игрищами молодёжи, гаданием и тому подобным, содержащими элементы внешнего уподобления «человека существам иного мира, а также с особыми ритуализованными формами поведения: воровство, бесчинства, осуждаемые в другое время, и в корне отличающиеся от повседневных норм поведения.