Файл: Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Поддержание традиций в современности
Праздник принято определять как противопоставленный будням отрезок времени, характеризующийся весельем и выделенный в потоке времени в воспоминание или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со областью сакрального, отмечаемый в культурной или православной традиции как институционализированное действо, обеспечивающий его участникам максимальную принадлежность к данной сфере.
В отечественной культурологии (М. Бахтин, Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев) праздничность рассматривается один из видов регулирования поведения людей в формах культуры, и особая жизнедеятельность, созданная на эстетике органического существования с элементами традиции. М. Каган, анализируя человеческую жизнь, отмечает - социальная сущность праздника связана с природой его коллективного взаимодействия, и подчеркивает, последнее является зрелищем индивидуальным, определяющей сущность коллективной работы в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый играет отведенную социальную роль. Итак, сущность праздника оказывается в одном ряду с понятиями ритуала, традиции, обряда, церемонии, игры, создающиеся образами [1].
Ритуал (rituaiis обрядовый) - форма символического поведения человека, установленного порядком обрядовых действий.
Традиция (traditio предание) - элементы социального или культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохранившиеся определенных социальных группах в течение времени. Являются определенными общественными установлениями, нормами поведения. Ценности, идеи, обычаи, духовные направления, обряды.
Обряд - народной культурологии мира является взаимосвязью символических, стереотипных общих действий, воплощающих в себе разные духовные и социальные представления, нормы и ценности, вызывающие определенные общие чувства.
Церемония - это официальный акт с последовательностью действий, символизирующих значение, приуроченных к празднованию каких-либо дат.
Игра - это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где смысл находится не в результате ее, а в данном процессе.
Все составные части, объединенные в понятии праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий сущность бытия и сопоставимый той картине действительности, которая освоена менталитетом народа. Как целостное понятие любой праздник имеет определенные цели, функции, задачи и механизмы их реализации.
Праздник - это момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным (игровым) способом реализует свойственные ему общественные и культурные отношения, это время отдыха, радости, ощущения полноты жизни, веселья, время, в которое люди осознавали себя частью социума. Праздник религиозным сознанием народа воспринимался священным, противопоставленный будням - ежедневной жизни [2].
Изначально, главной функцией праздника может быть релаксационная, которая связана с отдыхом, служащая для компенсации физических и духовных усилий в повседневной трудовой жизни. Но истинное понятие праздника шире. Каждый праздник - веха хода времени, завершение отрезков жизни, когда отмечается завершение природного цикла, происходит подведение итогов, истинная задача их - указать в порубежном моменте дорогу к обновлению. Причиной для праздника, фактором его возникновения является факт, который общество воспринимает как явление необычной важности, на образе которого происходит формирование смысла бытия. Праздник ритуализируется: переходит из обычного или мифологизированного прошлого в праздничный смысл и не раз проводится в определенное время. Факт таким образом акцентируется, воспринимается, оценивается общественным минтолитетом. Этот механизм переводит факты из повседневности в мир интенсивных эмоций, потому что массовому переживанию свойственна тенденция к усилению. Главная мотивация праздничной жизни людей обращена на конструирование условий для возникновения у людей позитивных эмоций, благодаря которым происходит укоренение главных ценностных ориентации.
Праздник является своеобразным явлением коллективного творчества. В нем возникают групповые положительные настроения, переживания, благодаря которым создаются важные общественные представления, мировоззренческие устои, отражаемые в живой ткани действа. В процессе коллективного творчества в отвлеченных конкретно-чувственных образах реальности, стереотипах и кодах поведения, сформировавшихся в ходе продолжительной жизнедеятельности сообщества, путем отбора лучших примеров этнической практики строится зрелищно-игровой образ мира, несущий потенции идеального будущего. Все элементы, объединенные в контексте праздника, играют важную роль, не являются суммой отдельных явлений, а создают целостный образ, соответствующий сознанию народа.
Праздничные символы, предметы и атрибуты, кроме своего практического значения, приобретают смысл символа: еда - широкое застолье как символ изобилия, культового жертвоприношения; ходьба - большой ход, танец; разговор - декламирование, тостирование, пение; одежда особая - праздничная, ритуальная, обрядовая, и т. Эти символические действования (ритуал) создают метафорическую атмосферу праздника в которой просматривается его эстетическая значимость. В атмосферу праздника вплетается космос, среда проживания, материальные и духовные ценности, находящиеся в данный период [3].
Богатейший материал открывается в народных праздниках, в них находят своё отражение события повседневной реалии, представления о плохом и хорошем, основоприживаются приемлемые для народа формы жизни и деятельности, сакральные и духовные ценности. Так как любой этнос может быть чрезвычайно устойчивым социумом и его история насчитывает тысячелетия, основанные на продолжительно сохраняемых традициях, являются одним из главных способов адаптации (сохранение положительных знаний опыта народа).
Важным способом, осуществляющим сотворение утвердившихся в этническом сознании народа является традиция, которая является народной памятью, аккумулирующей знания прошлого, индивидуальный процесс, который многократно повторяется, тем самым преобразуется в стереотип поведения. В нём имеется информация, которая способствует нормальному жизненному тонусу сообщества в постоянно изменяющихся исторических рамках.
Многие традиции имеют своё продолжение в праздниках на протяжении многих веков, которые просматриваются у народов, прошедших от племени до нации. Зачастую их смысл теряется, а ежедневное сознание не отмечает их смысловую суть: «Так поступали предки» - главное объяснение информаторов в данной ситуации. Традиция воспринимается ними с точки зрения элемента этнокультуры. Этнографы, историки считают, выявление древнего представляет научный интерес в решении проблем, связанных с этногенезом и обнажает слои древней культуры. Надо отметить, некоторые модернизируются, иные совсем исчезают [4].
Явления повседневной жизни проходят через традиционализацию. Эти явления заслужив оценку социума, кодируются в символике и вступают как новации в концепт праздника. Историческое изменение форм неизбежно и непрерывно, осуществляется оно как результат прямого развития традиции, так и в создании новых образов. Это изменение происходит сложно, не без конфликтов, противостояния и эксперимента, в процессе которого отходят в сторону отжившие элементы, появляются маложизненные образования. Опыт передается от поколения к поколению. Благодаря отбору, сохранению и передаче информации, которые осуществляются благодаря праздникам, реализуются свойственная им (праздникам) связующая функция.
Слабо и практически не исследована сакральная функция праздника, базирующаяся на вере, задача которой в традиционной культуре является как условный, но опредмеченный в вещах и явлениях контакт со сверхчувственным, гарантируемый подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь стимулируется в строго регламентированных ритуалах с возвышенностью чувств и верой в правоту взаимодействия. В результате высшие силы являются основным зрителем, воспринимающим целостно функционального, развертывающегося образ празднества. Необходимо отметить, что данные этнографов подтверждают сохранение в народной памяти представлений о обращению к божественным силам, как к методу, который может помочь. Особенно находит подтверждение в календарных праздниках.
Имеют место быть разные способы коммуникаций в среде верующих и бога. Для нас интересно, то что обязательным условием в праздничной коммуникации есть выраженная эстетическая функция. Красота и совершенство изображаемых эпизодов выступает главным гарантом благополучной передачей человеческих эмоций и действий переходящим за границы понимания силам. В ходе праздника, что выходит из представлений, обнаруживаются границы, разделяющие естественный и «сакральный» миры. Получается, если в повседневной жизни пространственные и реальные рамки времени строго определены материальным миром, то во время рушатся строго определенные людей пределы, что дает им выход просторы углубленного духовного очищения. Так повышается знаковое значение предметов и явлений. Символическая конфигурация ритуалов, изначально загадочная, преобразовалась и устоялась и в качестве духовных ценностей. В ходе праздника благие силы всегда противостоят отрицательным - разрушающим, рождение - смерти , начало – концу [5].
Можно сделать вывод, что определение функциональных особенностей праздника указывает, что в нем имеется целостная структура построения, организация материала по правилам зрелищного искусства. Художественной разновидностью праздника являются обряды, церемонии, массовые карнавалы, зрелища, народные пляски, представления, загадки, песни, причем они объединяются по законам единства тематики и сверхзадачи. В ходе анализа выявился ряд обязательных особенностей, принадлежащих празднику как многозначному явлению: расслабляющая, соединяющая, художественно-эстетическая, педагогическая, внушающая, сакральная. Существование и воплощение в конкретном празднике определенного порядка особенностей и структурирующих элементов служит основным инструментом его глубокого воздействия на эмоционально-ментальную сферу людей. Так