Файл: Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В традиционной культуре ключевым видом деятельности можно считать сельское хозяйство охоту собирательство. Основной характеристикой традиционной культуры является ее специфика организации деятельности, которая основана на преемственности ключевых и фундаментальных ценностей, норм и смыслов. Традиционная культура основывается на сказках, преданиях, образах героев, в которых сохраняется память о жизни общества. Но наряду с этим имеется тенденция истории человечества, связанная с движением от традиционной культуре к современной, что связано с существенными причинами. Застойный характер традиционной культуры Традиционная культура представляет собой культуру закрытого типа общества, в ней доминирует традиционность над новаторством, следовательно, традиционное общество многие века существует почти неизменно. Это можно увидеть на примере традиционализма восточных культур – китайской, японской, индийской.
В традиционной культуре можно отметить слабую культурную динамику. Динамикой культуры можно считать такую совокупность изменений, которые происходят в культуре пространственно-временных условиях. Застой является одним из типов культурной динамики.
Культурный застой – это состояние длительной неизменности, непрерывной повторяемости одних и тех же норм, правил, ритуалов, ценностей, нетерпение нововведений. Однако, повторяемость и неизменность не всегда должны означать застой, где просто отражается необходимость сохранения культурной базы, скорее консервация всеобщей системы ценностей, религиозный и идеологический догматизм, канонизационный характер художественности и отторжение новаторства ведет к застойному и стагнационному результату. Застой может охватить всю культуру либо отдельные ее сферы деятельности. Высокоорганизованные цивилизации, которые считали, что уже дошли до своего пика в развитии, до идеального состояния общественной, культурной, экономической и политической жизни имели желание сохранить данное состояние, это было первым сигналом к синдрому застоя и кризиса культуры [10].
В современном мире остро встают социально-культурные проблемы, обусловленные постепенной аккультурацией, утратой этнокультурной идентичности, потерей духовных созидательных начал, системы базовых аксиологических модусов, разрывом и отчуждением между поколениями. Совокупность вышеперечисленных проблем обусловлена преимущественно потерей основ традиционной национальной культуры, традиционного общества. В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает процесс приобщения личности к культуре.
Народная культура является одной из форм культуры наряду с элитарной, массовой и контркультурой. Главное отличие от них в том, что в народной культуре творцом выступает народ как коллективная личность. Народная культура относится к традиционной форме культуры, в ней выделяется множество культурных пластов, относящихся к разным эпохам как очень древним, так и современным. Эта форма культуры бесписьменная, поэтому важной ее составляющей является традиция, то, как передается важная для социума информация: миф, сказка, былина, песня и под. Произведения передаются из уст в уста и требуют точности воспроизведения. Новые веяния народной культуры практически не касаются, она стремится быть консервативной, так как доминирующими являются процессы сохранения традиций [8].
Особенности народной культуры Народная культура всегда регулировала и определяла абсолютно все сферы жизни социума: жизненный уклад, социальные отношения между членами общества, хозяйственные формы, нормы семейной жизни, воспитание детей, взаимоотношения с природой, форму жилища, одежды, особенности питания, обряды, верования, суеверия, язык, и т.д.
Устное народное творчество – это коды культуры определенного этноса. По произведениям фольклора изучают становление наивной картины мира, мифологической картины мира, научной и других картин мира народа.
В современном мире традиционные формы народной культуры претерпели значительные изменения. Они связаны с общим изменением в культурных и общественных системах, которые послужили толчком к утрате универсализма традиционных культур. По мере развития общества усложняется и культура, становясь все более многоуровневой. Об этом свидетельствует появление земледельческой, религиозной, художественной, политической, правовой и других культур. Конец Средневековья ознаменовался разделением культур светской и религиозной, официальной и приватной, сословной и общенациональной, региональной и мировой. Кроме того, после возникновения письменности, а позже книгопечатания, стали оформляться и опосредованные способы передачи канонических фольклорных текстов. Социальное расслоение общества и, как следствие, дифференциация культуры повлекло за собой появление субкультур. Фольклор начинает активно с ними взаимодействовать, таким образом, сохраняя свою роль культурного наследия и одновременно создавая вторичные формы народной культуры.
Интересно, что в современном информационном обществе с практически неограниченными техническими возможностями, узкой специализацией всех профессиональных областей, продолжает параллельно жить синкретичная культурная практика вне профессиональная. Причем все это прекрасно уживается в новейшей многослойной культуре. Конечно, традиционные фольклорные формы, типа сказаний, былин, исчезают, но появляются другие – малые формы устного народного творчества и постфольклор [9].
Отметим, что в моменты экономических и политических кризисов активизируются старые традиционные формы социальной практики, например, магия, формы религии, тотемизм, народная медицина и под. Ученые говорят о своеобразном параллелизме в культуре – традиционно-народном и профессиональном, научном подходах к одним и тем же жизненным коллизиям. Так, разочаровавшись в официальной медицине, люди ищут помощи у знахарей, целителей, травников. Уже доказано, что наука и магия апеллируют к разным сторонам человеческой психики: наука – к разуму, а магия – к глубинным эмоциям. Современная народная культура состоит из таких слоев, как архаический (крестьянский), конкретно-исторический фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество, художественная самодеятельность.
Под традиционной национальной культурой понимается вся народная традиционная духовная и материальная культура, которая определяет наиболее устойчивые, качественные, проявившие свою безусловную ценность параметры. Традиционность культуры определяет ее ценностно-нормативное содержание, механизмы ретрансляции будущим поколениям; категория народности культуры подразумевает самоидентификацию личности с определенной этнической общностью, выраженную в поведенческих стереотипах, обыденных представлениях, ценностно-нормативных системах.
В современной отечественно культурологии интенсивно разрабатываются пути сохранения, преумножения и обогащения национальной культуры, пути решения культурных и межкультурных актуальных проблем, практической имплементации диалога культур, приобщения каждого представителя этнической общности к культурному наследию. В качестве основных путей приобщения личности к культуре называют следующие: широкая пропаганда национально-культурного наследия; привлечение различных групп населения к изучению и постижению празднично-обрядовой жизни, фольклорного искусства народов России; пропаганда, донесение до сознания подлинного богатства русского языка как носителя лучших духовных традиций страны; введение материалов по традиционной народной культуре в образовательный процесс, этнопедагогизация образовательного пространства на всех этапах обучения личности; разработка, представления актуальных учебно-методических пособий, учебников, методологических пособий и пр., отражающих духовное богатство нации; актуализация проблемы в СМИ; активизация взаимодействия с родителями, реализация различных видов информационно-просветительской деятельности, направленной на возвращение традиций в институт семьи [4].
Кроме того, в процессе поисков путей приобщения личности к культуре, сохранения и преумножения культурного богатства в последние годы проводятся многочисленные научно-практические конференции, круглые столы, посвященные вопросам сохранения и возрождения национальной культуры.
Проблемы приобщения личности к культуре Реализация указанных мер на практике сталкивается с рядом проблем, включая недостаток компетентных педагогов, владеющих знаниями традиционной национальной культуры в ее аутентичном, не искаженном виде. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена особенностями исторического развития страны, идеологической пропаганды, существовавшей в Советском союзе и направленной против традиции, вследствие чего объективные знания национальной культуры были утрачены. Вследствие длительного периода действия пропаганды в сознании российского общества прошлого столетия прочно закрепилось искаженное представление о национальной традиционной культуре как устаревшей, примитивной. Вместе с тем, указанное восприятие в корне неправильно, не соответствует действительности [5].
Таким образом, на современном этапе развития общества приобщение личности к культуре выступает необходимым инструментом сохранения, сбережения, преумножения культурного наследия, необходимым условием выживания этнической общности, сохранения культурного многообразия в глобальной мире. В России проблема возрождения национальной культуры приобретает особую актуальность в связи с особенностями исторического развития.
Вопросы о месте и роли обычаев, традиций и ритуалов в народной культуре представляет собой одну из перманентно актуальных проблем современной науки. Интерес к их сущности, содержанию, силе идеологического воздействия на представителей этнической общности обусловлен тем фактом, что понимание указанных аспектов позволит лучше понять сущность и функции самой национальной культуры.
Выступая результатом деятельности той или иной этнической общности, каждая национальная культура отражает специфику географических, экономических, исторических и иных факторов формирования и развития самого этноса. Эта культура находит свою репрезентацию, прежде всего, в форме специфичной самоорганизации, которая отличает одну национальную культуру от других. Эта специфика проявляется себя в продуктах материальной и духовной сфер деятельности, системе социальных, духовных аксиологических модусов, отношениях с природной окружающей средой. Национальная культура предполагает выработку единых, общепринятых в рамках социума правил поведения, общей картины мира, общей памяти. Именно на эти стабилизирующие и интегрирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции.
Традиционная культура – основа духовного своеобразия и богатства этноса, именно на ней строится патриотическое, эстетическое и нравственное воспитание, в ее рамках возникает система обычаев, ритуалов, обрядов как типовых программ, стереотипов поведения. Формирование ритуалов, обычаев направлено на сдерживание роста вариативности поведения, способного привести к распаду самого общества.
Следует отметить, что категории обряда, ритуала, обычая, традиции часто употребляются как взаимозаменяемые, синонимичными.
Под традицией чаще всего понимается то, что принято людьми с незапамятных времен, устойчиво воспроизводится, повторяется; совокупность элементов культурного и социального наследия, которое передается от поколения к поколению; выраженный в социально-групповых стереотипах этнический опыт [6].
В традиции содержится нечто важное, представляющее ценность, положительное, весь накопленный этносом экзистенциальный опыт. Содержанием традиции выступает любой культурный элемент: знания, нормы морали, духовные ценности, приемы художественного творчества и пр. Главной особенностью традиции выступает ее воспроизводимость, повторение ритуалов и обычаев от поколения к поколению. Обычай как составляющая традиционной культуры Сфера действия обычая ограничивается, как правило, областью морали и быта. Обычай может сформироваться из повседневных привычек и стать достоянием всего этноса. Главной характеристикой обычая выступает предсказуемость поведения индивидуумов, что вселяет в окружающих уверенность в отсутствии неожиданностей, в безопасности; способствует переживанию социумом собственной сплоченности, целостности, общности, стабильности условий жизнедеятельности.
Специфика обычая заключается в воспроизведении трудовых, праздничных, семейно-бытовых, горестных или иных действий. Главной целью реализации действия, закрепленного обычаем, выступает достижение определенного реального результата: поддержание определенных взаимоотношений между людьми, создание орудий труда, удовлетворение оправленных потребностей.
Таким образом, традиционная культура представляет собой основу стабильности и функционирования общества, сохранения культурной модели. В структуре традиционной культуры выделяют ритуал, обряд, обычай как формы социально одобряемых поведенческих паттернов, обеспечивающих сохранность этнической общности.