Файл: Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления государственных услуг
1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных услуг
1.3 Использование цифровых технологий в государственном управлении
2. Трансформация процесса предоставления государственных услуг
2.1 Цифровизация государственных услуг
3. Рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг
Эта программа называется «Цифровое управление» и представляет собой особый раздел программы, который посвящен созданию цифровой экосистемы России. Правовая база органов власти в электронном виде станет основой для всех сфер общественной жизни страны; это обеспечит качественное взаимодействие граждан со специалистами органов государственной службы.
Для начала, проект предполагает идентификацию биометрической личности и облачную квалифицированную электронную подпись. Совместно с ведомственными идентификаторами планируется внедрение сквозных идентификационных данных физического, юридического лица. Началась разработка государственной цифровой платформы для проектной деятельности и системы мер государственной поддержки предпринимателей.
Приоритеты раздела «Цифровое управление» - обеспечить цифровую регистрацию юридических лиц любого организационно-правового типа, открытие счетов в кредитных организациях и получение других сервисов государственной поддержки бизнеса.
Разработанный проект предполагает возможность заключения цифровой трудовой книжки, ведения цифровой трудовой книжки и других документов кадрового делопроизводства.
На территории России для иностранных граждан будут предоставляться только электронные визы и разрешения на работу. Помимо этого, российские граждане будут получать цифровую регистрацию как в месте жительства или на территории проживания с возможностью погашения имеющейся задолженности по границе при выезде из страны, а также смогут снимать ограничения и запреты на пребывание в стране.
По проекту «Цифровое управление» можно использовать электронные услуги для службы занятости населения на базе единой цифровой платформы — IT-системы.
Вводится новая система, согласно которой водительские удостоверения будут только цифровыми с физическим носителем в единой базе данных.
По словам разработчиков, новый проект предусматривает качественно новую цифровизацию органов прокуратуры. В ней будет создана защищенная инфраструктура данных органов, электронные сервисы для граждан, желающих обратиться в прокуратуру. Власти планируют избавиться от использования нецифровых носителей, оптимизировать получение информации через межведомственные запросы. Это позволит снизить нагрузку на прокурорских работников и повысить качество их работы.
Сегодня проект «Цифровая экономика» имеет в наличии ряд новых предложений по упрощению взаимодействия и повышению качества работы граждан с органами государственной власти. В паспорте должна быть электронная подпись и электронные документы, водительские права, трудовые книжки, въездные визы будут цифровыми. Снятие запрета на выезд из страны можно произвести в режиме онлайн.
Необходимо сказать о том, что не смотря на последние тенденции в развитии законодательной базы и развития нормативно-правовой основы целостный подход к интеграции цифровых технологий с экономической жизнью общества до сих пор отсутствует. По мнению руководства нашей страны, определение наиболее эффективного и адекватного комплекса мер для максимально качественной реализации процесса цифровизации в стране является важной стратегической задачей.
При этом цифровизация не только автоматизирует типовые процессы предоставления государственных и муниципальных услуг. На самом деле, это существенная корректировка модели работы соответствующих государственных и муниципальных органов с целью расширения стандартного набора услуг как на государственном уровне, так и в муниципальном.
3. Рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг
Для того чтобы понять основные показатели получения государственной услуги через электронные ресурсы или сеть МФЦ в России, следует обратить внимание на то что они довольно высокие.
При этом, несмотря на позитивную динамику по большинству показателей, довольно большой процент граждан сталкивается с проблемами получения государственной услуги. Исследователи пришли к выводу о том, что около 25% граждан испытывают проблемы при получении государственных услуг через Интернет.
Зачастую проблемы с работой сайтов и порталов государственных услуг возникают из-за сбоев в работе сайтов и порталов государственных служб.
Покажем примеры сбоев, которые произошли в мае 2020 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил о выплате семьям пособий на детей от 3 до 15 лет. После появления портала gosuslugi.ru в условиях самоизоляции, количество посещений портала увеличилось в разы и система не выдержала: несколько дней сайт либо отказывался отвечать на запрос или скорость его работы была очень медленной. Наиболее важной проблемой в сфере предоставления государственных услуг является полнота и достоверность информации, предоставляемой на сайтах органов власти или порталах государственных услуг.
После проведения исследования по качеству госуслуг в России, проведенного Центром ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Средняя цифра для российской территории с полнотой информации о предоставлении услуги составляет 86% Но это не так важно, поскольку достоверность этой информации составляет всего лишь в 61%.
По-прежнему, требования граждан к качеству и удобству по оказанию услуг постоянно возрастают. Нужно усовершенствовать стандарты и их предоставление. С первого дня принятия. России удалось значительно продвинуться по части предоставления государственных и муниципальных услуг. Создана сеть Многофункциональных центров, разработаны правила взаимодействия органов власти в процессе предоставления услуги; организовано межведомственное электронное взаимодействие между органами власти и другими системами оценки качества предоставления государственных услуг. Власти не останавливаются на этом, продолжая работу над улучшением системы предоставления государственных услуг населению.
Для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо:
–Открытие системы реестровой модели предоставления услуг, согласно которой результатом оказания услуги является запись в электронном журнале.
–Введение принципа «проактивной» деятельности.
–Новые каналы предоставления услуг, которые позволяют использовать различные способы для предоставления одной услуги;
–Индивидуальная характеристика заявителя и другие направления улучшения предоставления услуг.
В предлагаемых направлениях по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг, безусловно, есть прочная основа и достаточное количество информации для решения этих проблем.
По результатам исследования выявлены проблемы, которые позволяют более объективно оценить состояние сферы предоставления государственных и муниципальных услуг в современных условиях.
Исходя из сложившейся ситуации и тенденций цифровой трансформации государственного и муниципального управления, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию сферы предоставления государственных услуг:
При предоставлении государственных и муниципальных услуг необходимо дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия. При беспрерывной разработке цифровых технологий для государственного управления система межведомственного электронного взаимодействия является необходимым условием эффективного функционирования всей сферы госуправления в целом и предоставления государственных услуг.
Благодаря высокой скорости передачи необходимой информации между ведомствами можно ускорить процесс предоставления услуг населению, а также повысить эффективность деятельности. Необходимая информация о требуемой услуге: документы, сроки и порядок предоставления.
Улучшить компьютерную грамотность населения. Современный мир характеризуется большим количеством государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются по средствам электронных ресурсов или сети Интернет. В современных условиях гражданам просто необходимо обеспечить достаточное количество навыков для работы с компьютером.
При этом необходимо обеспечить удобство и простоту использования сайтов и порталов, которые предоставляют государственные услуги. Центры повышения компьютерной грамотности уже были организованы, но они не получили распространения.
Главной причиной была недостаточная осведомленность граждан о наличии этих центров. Следует обеспечить информирование граждан о наличии таких центров (реклама в печатных СМИ, по радио и телевидению), а также информационные стенды.
С целью повышения уровня квалификации персонала в МФЦ, а также для того, чтобы сделать его универсальным, был создан Центр повышения квалификации сотрудников. При этом как уже было сказано выше, сотрудники МФЦ ориентированы в большинстве своем на решение распространенных задач и не всегда могут помочь с правильным решением.
При этом необходимо обеспечить сотрудникам многофункциональных центров повышение уровня квалификации для решения наиболее распространенных ситуаций. Для этого также нужно создать универсальные компетенции сотрудников. То есть, чтобы услуга действительно оказывалась по принципу «одного окна», и заявитель не должен был обращаться к специалистам других окон для решения одной проблемы.
Проверьте полноту и достоверность информации, предоставляемой порталами и сайтами. Скорость и качество предоставления услуги зависит от точности информации о предоставлении услуги: имея в распоряжении точные сведения об услуге, заявитель своевременно и сразу соберет все документы без необходимости повторно посещать орган власти или МФЦ для получения недостающих документов.
Запуск новых инструментов для анализа текущей ситуации предоставления услуг и контроля качества со стороны потребителей. Постоянный мониторинг качества предоставления государственных услуг и обратная связь граждан через системы оценки позволят наиболее эффективно выявлять все проблемы и недочеты в сфере предоставления государственных услуг и оперативно устранять их, пока не будет найдено оптимальное решение. Это уже зарекомендовало себя положительно и теперь следует распространить этот опыт на регионы.
Единый уровень оснащенности органов власти различных уровней информационными технологиями (равный доступ к сети Интернет, своевременное обновление информационной системы во всех субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации).
В соответствии с этим, обеспечение всех уровней власти техникой единого образца должно быть возложено на федеральные органы государственной власти, поскольку именно они отвечают за эффективное функционирование сферы государственных услуг на всей территории Российской Федерации.
Кроме перечисленных выше рекомендаций, также необходимо снизить административные барьеры, которые мешают полноценному внедрению современных способов предоставления государственных и муниципальных услуг. Помимо этого следует улучшить структуру и порядок административных регламентов, которые определяют предоставление государственных услуг. Следить за их неукоснительным соблюдением.
Заключение
Цифровая трансформация и внедрение современных технологий в сферу предоставления государственных услуг является важным аспектом развития общества, поскольку качество и доступность госуслуг являются очень важным показателем эффективности работы органов власти. Именно поэтому очень важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно улучшать систему предоставления государственных услуг.
Написанная работа содержит анализ нормативных правовых актов, обеспечивающих предоставление государственных услуг в Российской Федерации, основным из которых является Федеральный закон от 27.07.2010г. N 220-ФЗ “Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг”.
Исследованы возможные способы предоставления услуг населению: обращения непосредственно в органы власти, получения государственных и муниципальных услуг через Многофункциональные центры или получение услуги на портале госуслуг.
Выявлены наиболее актуальные направления цифровой трансформации сферы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам. Проведен анализ процессов получения госуслуг на федеральном и региональном уровне, в результате чего было выявлено то что количество граждан предпочитающих получать государственные услуги в электронном формате с каждым годом растет.
По данным исследования, в последние годы растет число граждан старшего возраста, которые выбирают электронные порталы для получения необходимых им государственных услуг. Анализ показал что большинство граждан пользуются порталом госуслуг для записи на прием к врачу и получения информации о пенсионных накоплениях.