Файл: Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 1

1. Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг 4

1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления государственных услуг 4

1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных услуг 7

1.3 Использование цифровых технологий в государственном управлении 12

2. Трансформация процесса предоставления государственных услуг 16

2.1 Цифровизация государственных услуг 16

3. Рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг 21

Список использованных источников 29


Введение


Скорость развития современного общества поражает своей быстротой. Все новые и новейшие технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, облегчая жизнь людей с внедрением каждого нового сервиса или гаджета. Нет необходимости часами простаивать в очередях или ехать на другой конец города, чтобы купить нужную вам вещь. Не выходя из дома, всего лишь двумя щелчками мыши вы можете получить доступ к любому интересующему вас объекту в интернете. Как и в предыдущие годы, в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг произошли изменения. Появляются функции заказа тех или иных документов, не выходя из дома. На официальных сайтах профильных организаций появляются сайты с возможностью получения той либо другой услуги в режиме онлайн. По мнению президента России, внедрение современных технологий в деятельность органов власти является одним из приоритетных направлений информационной политики. Неоспоримо то, что их применение может значительно увеличить эффективность и качество обслуживания населения. Очевидно также наличие возможности общественного контроля за работой правительственных аппаратов в стране. Комплексная стратегия информатизации государственных и муниципальных органов власти должна предусматривать одновременное осуществление нескольких направлений работы.

Объект исследования курсовой работы: система предоставления государственных услуг в Российской Федерации.

Предмет исследования курсовой работы: перспективы развития и информационных систем в развитии сферы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг в условиях цифровой трансформации. В рамках цели потребуется решить следующие задачи:


−изучить теоретические основы процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;

−проанализировать нормативно-правовую базу предоставления государственных услуг в РФ;

−изучить способы предоставления государственных и муниципальных услуг;

−рассмотреть влияние цифровой трансформации на процесс предоставления государственных услуг;

−проанализировать данные, характеризующие процесс предоставления государственных услуг на федеральном и региональном уровнях;

−выявить проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг;

−разработать систему рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг.

1. Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг

1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления государственных услуг


Любые изменения в обществе должны основываться на прочной правовой базе, на которой будет строиться функционирование всех систем общества. Процесс компьютеризации обязывает власти внедрять современные технологии в систему государственного управления. В настоящее время одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферу. [5].

Процесс внедрения цифровых технологий, которые должны быть в системе государственного управления занимает достаточно много времени. В России данный процесс начался с реформы в системе государственного 2005-2010 годов. В рамках этого процесса в декабре 2009 года был создан интернет-портал www.gosuslugi.ru, содержащий информацию о более чем 300 услугах государственного и регионального уровней на территории Российской Федерации.

В России довольно продолжительное время не было единого понятия которое могло бы объединить стандарты которые называются государственные услуги. Да и сам термин появился в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. В первоначальной редакции под оказанием государственных услуг понималось «оказание услуг, имеющих особую социальную значимость и на определенных условиях, федеральными органами исполнительной власти для неопределенного круга лиц». [3].

В скором времени принимается Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный закон позволил дать четкое определение понятию «государственная услуга». И было определено следующее: осуществление функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно при осуществлении отдельных государственных полномочий. Данная деятельность осуществляется по заявкам заявителей в пределах полномочий органов, оказывающих государственные услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.



Так же в данном законе дано разъяснение таких понятий как муниципальные услуги, предоставление государственных услуг, а так же муниципальных услуг в электронном виде, озвучены понятия портал государственных и муниципальных услуг, и многофункционального центра (МФЦ).

В законе были определены сроки предоставления государственных услуг, а так же необходимый список документов для предоставления услуги, а вместе с ним и прописаны основания для отказа в услуге.

Позднее был принят Федеральный закон от 01.07.2011 No 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,69 статья которого запретила требовать у заявителей документы, которые находятся в распоряжении органов власти, предоставляющих услуги, либо у подведомственных им организациях [2].

27 сентября 2011г. было принято Постановление Правительства РФ No797. В данном постановлении говорилось о там что должна быть связь между МФЦ и всевозможными органами власти. А так же были описаны услуги которые можно было получить через принцип «одного окна», то есть все государственных услуги можно получить в одном месте.

Еще одним важным документом стало Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011г. No861. В данном постановлении идет речь о том, что федеральные государственные информационные системы, должны обеспечивать получение услуг в электронной форме, а так же которое утвердило реестре государственных и муниципальных услуг и правила его ведения. Так же было описано положение о едином портале государственных и муниципальных услуг, и закрепило требования к региональным порталам государственных услуг. [8].

Следующим шагом стал Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года No601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". В нем была установлена задача обеспечить достижение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг и доли граждан, имеющих возможность получения государственных услуг по принципу «одного окна», а также долю граждан, получающих услуги в электронной форме не менее 70 процентов. Сокращение времени ожидания очереди при получении услуги до 15 минут [4].

Немаловажным является также постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. No977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», в котором была определена цель создания единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также ее основные функции: идентификация, аутентификация и авторизация участников информационного взаимодействия, а также формирование перечня прошедших аутентификацию и идентификацию участников информационного взаимодействия, органов и организаций[9].


Кроме того, 26.03.2016 было принято Постановление Правительства No236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», в котором были приписаны единые нормы, согласно которым должны предоставляться «услуги в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления» [10].

Процесс предоставления государственных и муниципальных услуг регламентируется также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных услуг


Заполнение документов для получения российского гражданства, подача заявления на получение пенсии или получение документов для регистрации вашего бизнеса — все это разные варианты государственных услуг. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда ему нужна помощь в получении государственной услуги. В течение нескольких десятилетий для получения государственной или муниципальной службы был только один способ – обратиться в соответствующий компетентный государственный орган. В настоящее время у граждан есть большой выбор получения той или иной государственной услуги.

Для первого случая всё предельно ясно и просто: граждане идут в тот или иной орган власти для получения необходимой им услуги. Услуга оказывается в тот же день, что и заказанная. Хотя сейчас идет бурное развитие технологий предоставления государственных и муниципальных услуг, большинство граждан предпочитают обращаться за необходимыми им услугами непосредственно в органы власти, собирая при этом кипы бумаг. А также получают ответ в таком же формате – в виде документа на бумажном носителе. Как правило, большинство людей уверены в том, что все документы должны быть облечены в какую-либо физическую форму - документ, справку или свидетельство. И какая-либо другая форма не приемлема и невозможна для подтверждения статуса многодетной семьи или права на имущество. Хотя с каждым днем люди становятся все более лояльными к современным средствам предоставления государственных услуг, по-прежнему достаточное количество людей предпочитает именно этот способ получения государственных услуг.

В условиях непрерывного развивающихся электронных технологий получение государственных услуг непосредственно в органах власти занимает невероятное количество времени.


Одним из видов оказания «быстрых» государственных услуг – услуга подачи заявлений через многофункциональные центры (МФЦ). Многофункциональные центры по своей сути стали аккумулировать все инстанции в одном месте. И у граждан отпала необходимость для получения справок по различным учреждениям. Для этого нужно просто прийти в МФЦ и подать заявление на получение необходимой ему услуги. Запрос необходимой информации из других ведомств будет выполнен сотрудниками многофункционального центра. Кроме того, это позволяет сократить время получения результата.

Результатом образования многофункциональных центров стало решение многих проблем:

− очереди;

− необходимость повторного обращения;

− необходимость сбора огромного количества документов из других ведомств;

− плохая информированность граждан о перечне услуг, оказываемых органом власти.

МФЦ появились во многих крупных городах, а так же в малонаселенных и отдаленных селах и поселках. Многофункциональным центрам были переданы полномочия представленные ниже



Рисунок –1 Ведомства полномочия, которых переданы МФЦ

Каждый год список обновляется. МФЦ предлагает более 300 различных государственных и муниципальных услуг в зависимости от региона. Кабинет Министров России вносит рекомендации в различные органам власти с предложением передать ее больше функций по оказанию услуг многофункциональным центрам в целях оптимизации и облегчения работы различных органов власти.

Порядок которые предоставления услуг МФЦ такой:

Рисунок – 2. Процесс предоставления услуги через МФЦ

С помощью Многофункциональных центров, возможно, решить проблему с предоставлением государственных услуг, а также контролировать сроки предоставления государственных услуг в соответствии со стандартами оказания государственной услуги.

Так же одним из возможных способов получения Еще одним государственных услуг – Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). История ЕПГУ началась с целевой программы « Электронная Россия в период 2002 по 2010 года. Сама идея создания портала была такова, что менялась вся суть предоставления услуг и их доступность не зависимо от того где находился гражданин страны. Электронный ресурс являл бы собой роль посредника между гражданами бизнесом и государством.