Файл: Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы предоставления государственных и муниципальных услуг
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления государственных услуг
1.2. Анализ способов предоставления государственных и муниципальных услуг
1.3 Использование цифровых технологий в государственном управлении
2. Трансформация процесса предоставления государственных услуг
2.1 Цифровизация государственных услуг
3. Рекомендаций по совершенствованию процесса предоставления государственных услуг
Новизна этого проекта была в том, что заказать и в полной мере получить доступ к любой государственных услуге можно имея только лишь компьютер или смартфон с подключением к сети.
1 января 2009 года ФГУП НИИ «Восход» разработал версию –ogic.ru
Однако данная разработка не оправдала ожиданий и больше напоминала портал предоставления консультационных услуг, нежели реальной помощи гражданам. Однако уже 15 декабря 2009 года на сайте www.gosuslugi.ru была открыта вторая, знакомая нам версия единого портала государственных и муниципальных услуг в России, которая продолжает функционировать и сегодня.
Впоследствии началось создание региональных порталов государственных услуг, но это оказалось не очень удобной практикой оказания услуг, поэтому в 2016 году был запущен проект Многорегиональная ЕПГУ, объединивший все сервисные сайты региональных государственных услуг в единая площадка для получения всех видов электронных государственных услуг: от муниципальных до федеральных.
В настоящее время далеко не все субъекты федерации присоединились к проекту по созданию единой платформы государственных услуг, но те, кто присоединился, уже оценили все преимущества перехода на единую платформу государственных услуг: созданный Минкомсвязи России базовый набор сервисов портала существенно облегчил получение различных видов государственных услуг гражданами. На портале государственных услуг любой гражданин может получить доступ к порталу государственных услуг. По этой причине поиск информации становится простым и понятным даже не самому уверенному пользователю компьютера.
Все государственные услуги разделены по ряду классификационных признаков:
−по ведомствам;
−по жизненным ситуациям;
−по категориям пользователей;
−по популярности.
Если возникла необходимость, чтобы получить государственную услугу - всего лишь надо зарегистрируйтесь на портале. Для этого понадобится только паспорт гражданина РФ, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС), либо свидетельство о регистрации физического лица в налоговом органе и ИНН. При помощи простой процедуры регистрации можно в любое время суток и из любого удобного места подать заявку на получение необходимой услуги, очень быстро.
1.3 Использование цифровых технологий в государственном управлении
На сегодняшний день главной движущей силой применения на практике прорывных информационных технологий является государственное и муниципальное управление. Информационные технологии при этом дают возможность повышения качества предоставления государственных услуг и результативности и эффективности госуправления, а также более полно задействовать потенциал удаленных территорий.
Использование цифровых технологий в государственном управлении обеспечивает решение задач:
-
коммуникационной - поиска и сбора информации, ее хранения и распространения, информирования граждан; -
управленческой - информационного обеспечения принятия управленческих решений и их доведения до нижестоящих руководителей и подчиненных; -
образовательной - обучения кадрового состава министерств и ведомств через вебинары, видео-лекции, образовательные порталы и контроля знаний служащих при помощи систем электронного тестирования; -
административной - электронного документооборота и делопроизводства; -
контрольной - расширения измеримых показателей работы, организации видеофиксации и онлайн параметрального контроля; -
хранения - архивирования данных; -
исследовательской - поиска новой информации и обработки релевантного опыта; -
безопасности - защиты информации с ограниченным доступом и секретных данных, предотвращения и нейтрализации угрозы кибератак.
Внедрение цифровых технологий в государственное управление является нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства («Умное правительство», smart government), применение сквозных платформенных решений в государственном управлении.
Наиболее востребованными в системе государственного управления являются такие технологии, как:
большие данные (Big Data). В государстве информация может использоваться как основной инструмент принятия решений, оценки позитивного и негативного последствий этих действий. Определение ранее скрытой зависимости в стране. По результатам исследования, проведенного с помощью нейронных сетей, выдвигаются предположения и формулируются решения, предоставляемые ответственным должностным лицам;
-
искусственный интеллект (ИИ), Этот раздел делится на сильный и слабый, а также на средний и малый. Для слабого искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, синтеза речи.. А также нейросети в области слабого искусственного интеллекта. Это оборудование применяется в государственных органах: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период времени пытаются предсказать ближайшее будущее. В настоящее время ведутся работы по созданию сильного ИИ.
системы распределенного реестра (блокчейн). Система блокчейн в госуправлении позволяет существенно облегчить управление доверенной информацией о физических лицах, организациях и активах для предотвращения мошенничества. Упростить и ускорить взаимодействие граждан с органами власти; упростить межведомственное сотрудничество;
интернет вещей (Internet of Things, IoT) и цифровая прослеживаемость. Приборы интернета вещей используются для сбора данных об эксплуатации, мониторинга исполнения работ, выявления нарушений и контроля условий в государственных системах управления. Как правило, цифровая прослеживаемость - это практически реализуемые проекты по повышению доверия к товарам и операциям и производству информации о них;
квантовые коммуникации (квантовые сети). Квантовые эффекты могут быть использованы при создании систем связи и информационной защиты. Во время государственных задач используются квантовые технологии: создание надежной защиты для IoT, организация электронного интернета и развитие новой элементной базы (переход госцентров на оптическую связь).
Новые технологии в управлении могут помочь эффективно принимать решения, разрабатывать цифровые административные кодексы и машиночитаемые законы, выстраивать сообщества государственных IT-разработчиков.
В процессе внедрения информационных технологий в государственную и муниципальную систему управления необходимо использовать специальные команды цифровой трансформации, основанные на ролевой модели менеджмента - каждый участник такой группы имеет конкретные компетенции, компетенции и зону ответственности.
Цифровая команда, как правило, имеет следующую структуру:
-
CDTO(Chief Digital Transformation Officer) - руководитель по цифровой трансформации, проводник единой политики цифрового развития, который который обеспечивает управление реализацией проектов цифровой трансформации и координацию проектов национальной программы «Цифровая экономика» с другими органами власти, а также выбирает цели проекта, вырабатывает последовательность действий и согласовывает бюджет; -
главный архитектор платформы, который отвечает за проведение практической автоматизации, обеспечивает целостность платформы, включая поддержку системы управления бизнес-процессами, единство бизнес-процессов и интеграцию процессов всех участников платформы на взаимовыгодной основе. Также он создает единый подход к построению системы управления данными, включая интеграцию с внешними источниками, разработку релевантных механизмов обмена данными и контроля целостности данных, интеграции и синхронизации данных внутри всех систем платформы и внешних систем; -
CDO (Chief Data Officer) - руководитель по работе с данными, который отвечает за своевременное обеспечение подразделений необходимыми данными и аналитикой, их хранение и обработку. В его обязанности также входит управление архитектурой данных и поддержание необходимых IT-процессов. Основной функцией CDO в субъектах Федерации в первую очередь является интеграция данных, в рамках которой осуществляется интеграция с федеральными ГИС, консолидация внутренних данных, консолидация данных муниципальных образований, интеграция с коммерческими экосистемами; -
CTO (Chief Transformation Officer) - руководитель по цифровому проектированию и процессам, который отвечает за внедрение процессного подхода и проектирование новых цифровых сервисов. В компетенции CTO входят процессное управление, изучение потребностей потенциальных пользователей информационных ресурсов и цифровых продуктов и сервисов, а также решение слабоструктурированных задач.
2. Трансформация процесса предоставления государственных услуг
2.1 Цифровизация государственных услуг
По мнению экспертов, активная работа по внедрению цифровых технологий в государственной сфере привела к тому, что сейчас уровень цифровизации государственных услуг в России находится на высоком уровне. В том числе это подтверждают международные рейтинги и исследования. На подходе — внедрение суперсервисов и выдача цифровых паспортов, что должно значительно упростить взаимодействие между гражданами и государством.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что современные информационные технологии часто ассоциируются с термином «цифровизация» и серьезно меняют устоявшиеся устои общества. Под цифровизацией понимается система социальных и экономических отношений, основанная на использовании цифровых технологий.
Во многих странах, таких как Германия и Франция, существует национальный план цифровизации. Корея является одним из них. В обеих странах министры информационных технологий уже много лет координируют реализацию планов цифровой трансформации. [11].
Передовые цифровые технологии необходимы для сохранения национальных интересов, обеспечения кибербезопасности Российской Федерации.
Сегодня развитие цифровых технологий в нашей стране все больше влияет на качество государственных и муниципальных услуг. Критериями этого качества являются быстрый доступ к информации и возможность быстрого доступа к ней. Любой, у кого есть доступ в Интернет, может быстро найти нужную информацию. Новый способ взаимодействия и инструменты обмена информацией: прямые сообщения, ссылки на видеоматериалы также необходимы потребителям при взаимодействии органов государственной власти с органами местного самоуправления. В-третьих, они позволяют ускорить процесс принятия решений [14].
Главной задачей для повышения качества цифровой среды является «поворот» потребителей и их потребностей к потребителю. В то время как раньше государственные и муниципальные услуги были прежде всего направлены на реализацию соответствующих государственных или муниципальных полномочий, теперь приоритетом становятся интересы потребителей. Загрязнение социальной сети негативными отзывами может увеличить количество просмотров, чем запланированная рекламная кампания. В результате это может снизить репутацию авторитета компании и ее репутации в глазах клиентов.
Главная задача цифровой среды - это качественный клиентоориентированный подход. Например, во многих госорганах это проявляется в удобном и быстрому обслуживанию клиентов. Можно предположить, что в деятельности
государственных органов вырабатывается новый подход, направленный на удовлетворение потребностей людей.
В данном случае, правильное решение – это инвестировать в персонал. Профессиональный высококвалифицированный специалист внесет корректировки и оптимизируют процесс цифровизации для интересов потребителя государственных услуг. Данный вариант – это один из способов качественного обслуживания и правильной эмоции.
На сегодняшний день цифровая экономика нуждается в качественном улучшении удаленных услуг, которые оказывают населению. Совершенствование обслуживания государственных учреждений - это комплексное обслуживание клиентов в любом удобном для них месте.
С помощью мессенджера можно отправить запрос через интернет, а также получить ответ в течение нескольких минут. Жизнь растет, у высокозанятых потребителей нет возможности решать простые вопросы. Чтобы идти в ногу с тенденцией цифровой экономики, государственные и городские власти должны четко отслеживать время потребления и использовать новейшие цифровые технологии для минимизации времени потребления [9].
Эффективным следует считать перевод государственных и муниципальных услуг на уведомительный характер. Из этого примера можно сделать вывод о том, что будущее цифровой госслужбы в России может быть описано таким образом. Предположим, что у вас есть карточка беременной женщины и когда она оказалась в родильном доме, ее база данных автоматически перейдет к органам ЗАГСа и других органов: поэтому женщина может не идти за регистрацией новорожденного.
В ближайшем будущем большинство государственных и муниципальных услуг будут переведены на каналы самообслуживания, потому что это будет удобнее для клиентов. В настоящее время количество потребителей, заинтересованных в этом и желающих получить это, постоянно растет. Передовой мировой опыт показывает, что доля электронных государственных услуг может достигать более 8/10 от общего количества предоставляемых услуг.
В настоящее время правовой основой для изменения качества государственных услуг, которые будут предоставляться гражданам с помощью цифровизации госорганов, является принятая Правительством РФ программа «Цифровая экономика». Она ставит своей целью развитие информационных технологий в том числе и на государственном уровне. Ее основная цель - обеспечить внедрение и развитие информационных технологий, в том числе для государственных органов власти.