Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями направлена на улучшение качества и доступности медицинской помощи больным с данным диагнозом. В регионе запланировано снижение смертности от болезней системы кровообращения на 19,2 %.
Для повышения доступности и качества медицинской помощи на всей территории региона реализуется региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».
Региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Ульяновской области квалифицированными кадрами» нацпроекта направлен, прежде всего, на привлечение медицинских специалистов в первичное звено.
4. Разработать анкету и провести через мобильные сети опрос населения по основным проблемам региональной системы здравоохранения. Результаты опроса проанализировать и подготовить предложения по совершенствованию управления системой в регионе.
Цель исследования − проанализировать возможность оценки деятельности региональной системы здравоохранения, используя результаты социологического опроса и данные официальной статистики.
Для оценки деятельности системы здравоохранения проанализированы показатели, характеризующие доступность медицинской помощи и уровень удовлетворенности населения медицинским обслуживанием.
Деятельность учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, характеризуется как увеличением их числа (6,1%), так и мощности (38,1%). Среднее число посещений на человека в год выросло на 8% к уровню 2015 г. Динамика показателей является результатом реструктуризации системы, которая имела цель повышение эффективности работы стационаров и перенос основных объемов медицинской помощи из госпитального сектора в амбулаторный. При проведении социологического исследования проанализировано мнение населения о желании сменить медицинскую организацию для получения медицинской помощи.
По результатам оценки критерия «выбор медицинской организации» доля лиц, не имеющих желание поменять учреждение здравоохранения (46,4%), превышает удельный вес желающих лишь на 5,8% (40,6%). Вместе с тем респонденты, занявшие нейтральную позицию (13%), подчеркивали, что объективно не имеют такой возможности из-за территориальной отдаленности места жительства от других медицинских организаций.
Результаты анализа показателя «транспортная доступность» медицинской организации характеризуется самым высоким уровнем субъективизма. Даже при расположении городских поликлиник в шаговой доступности многие пожилые люди оценивали транспортную доступность как низкую.
Рисунок 1 – Транспортная доступность
В целом доля высоких оценок составила 54,3%, уровень средних и низких оценок различаются незначительно (23,8 и 21,9% соответственно).
На вопрос «Насколько легко Вам удалось записаться на прием к врачу одним из указанных способов?» более 50% ответили очень сложно, 20% - сложно, 20% - легко и 10% - не удалось записаться.
Основной показатель социальной эффективности − удовлетворенность населения полученной медицинской помощью.
Рисунок 2 - Удовлетворенность населения полученной медицинской помощью
Доля лиц полностью (18,7%) и частично удовлетворенных (59,0%) медицинской помощью по результатам исследования составляет 77,7%.
Повышению уровня удовлетворенности пациентов медицинской помощью будет способствовать изменение стереотипов представления населения об условиях получения медицинской помощи и прежде всего о необходимости регулярного получения стационарной медицинской помощи. Изменение общественного мнения потребует значительных усилий по информированию пациентов и созданию условий для адекватной замены столь распространенного в советский период длительного стационарного лечения.
Усиление роли первичной медико-санитарной помощи возможно лишь при реализации ряда задач.
Во-первых, это укомплектованность поликлиник высококвалифицированными специалистами, что повлечет за собой передачу ключевых медицинских манипуляций на амбулаторный уровень.
Во-вторых, разработка алгоритмов действий населения в различных ситуациях взаимодействия с системой здравоохранения и широкое информирование пациентов и медицинских работников об этих алгоритмах.
В-третьих, активная пропаганда здорового образа жизни и создание системы личной заинтересованности пациента в профилактических мероприятиях. Вместе эти мероприятия приведут к улучшению качества оказания первичной медико-санитарной помощи. Реформы здравоохранения должны осуществляться не только в сфере управления здравоохранением, но и на уровне первого контакта пациента с медицинским работником.
Анализ кадровых ресурсов медицинских организаций показал возросшую обеспеченность населения Ульяновской области медицинскими кадрами.
Несмотря на рост показателей, результаты социологического исследования выявили, что в целом не доверяют своему врачу 64,3 % респондентов (частично доверяют 43,7 % и не доверяют полностью 20,6 %).
Рисунок 3 – Доверие врачу
Показательно, что больше половины респондентов (61,9%) охарактеризовали уровень профессионализма врача как средний. Лишь каждый четвертый (26,5%) оценил его высоко, а каждый десятый (11,6%) считает уровень подготовки своего врача низким.
Рисунок 4 − Уровень профессионализма врача
Уважительное отношение медицинских работников к себе во время посещения поликлиник отметили лишь 40,2% опрошенных. Настораживает тот факт, что частичную оценку уважительного отношения к себе дала половина (49,6%) респондентов. Каждый десятый (10,5%) отмечает частые проявления грубости медицинских работников в свой адрес. Неудивительно, что некоторые люди с нежеланием обращаются в медицинские учреждения, что усугубляет хронизацию заболеваний, рост запущенных форм.
Получение от врачебного персонала достаточного количества информации о заболевании и других личных сведений высоко оценили только треть (33,2%) респондентов. Каждый четвертый (23,6%) не получает никакой информации о своем заболевании и состоянии и менее половины (43,2%) получают ее частично.
Результаты исследования показывают, что полностью понимает объяснения врача лишь каждый третий (37,4%). Объяснения врача не доступны для понимания 12,7% опрошенных, а 49,9% указывают на недостаточно полный и исчерпывающий характер предоставляемой информации. Для исправления сложившейся ситуации необходимо вспомнить о нравственных ориентирах при оказании медицинской помощи.
Опорными точками для установления плодотворного контакта должна стать ориентация медицинских работников на немедицинские потребности пациентов (сохранение достоинства, коммуникабельность медицинского персонала, конфиденциальность и участие пациента в ходе лечения).
Основные показатели, которые в основном используются в России для оценки социальной эффективности системы здравоохранения − удовлетворенность населения медицинской помощью (в процентах от числа опрошенных) и количество обоснованных жалоб, в полной мере не отражают социальные потребности населения.
Наряду с этим регионы и медицинские организации используют разные методики для оценки данных показателей, что не обеспечивает единообразия и возможность их использования в сравнительном анализе. По нашему мнению, использование в оценке социальной эффективности показателя «отзывчивость системы здравоохранения к нуждам населения» исключает недостатки применяемых показателей. Суть данного показателя заключается в оценке населением деятельности системы через призму своих потребностей и реализованных ожиданий.
К плюсам показателя «отзывчивость» можно отнести использование одних и тех же критериев оценки оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях. Применение основных восьми критериев отзывчивости не исключает возможность использования дополнительных критериев для отображения региональных особенностей оказания медицинской помощи.
Результаты оценки каждого из критериев отзывчивости системы могут быть использованы не только для планирования направлений развития здравоохранения и совершенствованию организации медицинской помощи, но и для изменения подходов к работе с пациентами.
Таким образом, результаты исследования подтвердили, что при оценке деятельности системы здравоохранения использование данных социологических опросов наряду с данными официальной статистики дает более полную картину существующего положения.
Это может помочь определить проблемные участки деятельности системы и наметить мероприятия по их устранению. Конечно, на сегодняшний день еще рано подводить итоги реформирования отрасли, так как реформа продолжается. Однако при ее продолжении необходимо учитывать те положительные и отрицательные результаты, которые уже получены. Также необходимо учитывать специфику
региона при планировании мероприятий реформ, так как это повысит шансы построения эффективного здравоохранения