Файл: Вопрос правоохранительная деятельность ее понятие и основные направления деятельности (функции). Правоохранительная деятельность, осуществляемая в уис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОПРОС 21.Правосудие как одно из важных направлений (функций) судебной власти. Отличительные признаки правосудия.
Правосудие - одно из направлений правоохранительной деятельности суда, выделенное на основании принципа разделения власти в государстве.
Признаки правосудия:
1) осуществление правосудия только судом
2) осуществление правосудия происходит в строго регламентированном процессуальном порядке и определенными способами.
3) решения, принимаемые органами правосудия, носят общеобязательный характер.
Решения судов обязательны для всех физических и юридических лиц для всех органов власти независимо от федерального уровня или местного самоуправления. Для полного и независимого осуществления судами правосудия содержание принимаемых в процессе отправления правосудия нормативных актов должно соответствовать таким требованиям, как
законность;
обоснованность;
объективность;
справедливость;
своевременность и юридическая точность принимаемых решений, незамедлительность и общеобязательность их исполнения.
ВОПРОС 22. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их перечень, сфера деятельности и полномочия
Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об оперативно-розыскной деятельности, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. органов внутренних дел РФ;
2. органов федеральной службы безопасности;
3. федеральных органов государственной охраны;
4. таможенных органов РФ;
5. Службы внешней разведки РФ;
6. Федеральной службы исполнения наказаний;
7. органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
8. органа внешней разведки Министерства обороны РФ.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Оперативно-розыскная деятельность исправительных учреждений выполняет следующие задачи:
1. Первая задача направлена на обеспечение личной безопасности осужденных.
2. Вторая задача – обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений и иных лиц.
3. Третья задача – выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.
4. Четвертая задача – розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.
5. Пятая задача – содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
ВОПРОС 23.Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип осуществления правосудия только судом представляет собой такое правило, по которому реализация полномочий, отнесенных к ведению органов судебной власти, может осуществляться только судами, созданными в соответствии с законом. Данный принцип характеризует место органов судебной власти в системе разделения властей, когда (в наиболее обобщенном виде) органы законодательной власти должны принимать нормативные акты, органы исполнительной власти обеспечивают их практическую реализацию, а органы судебной власти разрешают конфликты.
ВОПРОС 24 СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ ПРАВОПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в Российской Федерации понимают специально созданные государственные органы, задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение.
-
Все органы, осуществляющие обеспечение правопорядка и безопасности РФ, имеют следующую систему органов:
- Совет Безопасности Российской Федерации;
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации.;
- органы внутренних дел;
- органы внешней разведки;
- Таможенные органы;
- Налоговые органы;
- Органы, контролирующие оборот наркотиков.
-
Для всех органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ характерными чертами являются:
- общее руководство этими органами осуществляет Президент РФ;
- они наделены всевозможными полномочиями в какой-либо сфере деятельности;
- основной задачей этих органов является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создали угрозу безопасности личности, обществу и государству;
- деятельность этих органов, определена нормативно-правовыми актами.
-
Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
- осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
ВОПРОС 25. Демократические основы (принципы) правосудия, их система.
Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.
Принципы организации и осуществления правосудия:
– принцип законности правосудия;
– принцип осуществления правосудия только судом;
– принцип доступности судебной защиты;
– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
– принцип состязательности и равноправия сторон;
– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
– принцип презумпции невиновности;
– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;
– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;
– национальный язык судопроизводства.
ВОПРОС 26. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
Входят:
-
Дозн. Органов внут. Дел -
Пограничные орг. ФСБ -
ФССП -
Органы гос. Пожарного надзора -
Орг. Воинских частей и формирований
Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия
Полномочия:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;
3) проверять материалы уголовного дела;
4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
ВОПРОС 27. Принцип независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей, подчинения их только закону.
Принцип независимости судей, народных и присяжных заседателей.ФКЗ "О судебной системе РФ" 1996г., Закон РФ "О статусе судей в РФ" 1992г.
Независимость судей, народных и присяжных заседателей обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; никто не вправе требовать от судьи объяснений о причинах принятия того или иного решения.
- пожизненным назначением судей, за исключением впервые назначаемых (на 3 года).
- установленным порядком назначения судьи на должность, приостановления (прекращения) его полномочий (только при наличии определенных оснований и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей).
- правом судьи на отставку.
- неприкосновенностью судьи, народных и присяжных заседателей, особым порядком привлечения судей к уголовной ответственности (только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей).
- системой органов судейского сообщества.
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, материального возмещения народным и присяжным заседателям их участия в отправлении правосудия.
- особым порядком принятия и отмены судебного решения (в частности, тайна совещательной комнаты).
ВОПРОС 28. Органы внутренних дел, их система и основные направления(функции) деятельности.
ОВД- федеральные органы исполнительной власти, реализующие в рамках предоставления полномочий на территории РФ защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и общественной безопасности ,предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Направления деятельности :
1. административно-правовая
2. по борьбе с преступностью
3. иные направления
ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:
– административной,связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;
– оперативно-розыскной,т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.
Важные направления деятельности ОВД связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.
Система ОВД
Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:
-
главные управления МВД России по федеральным округам; -
министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; -
управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; -
управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; -
окружные управления материально- технического и военного снабжения; -
образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска; -
внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.