Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
=МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра общей и клинической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«»
Выполнила:
студентка 3 курса
Направления подготовки
37.05.02 «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Профиль «Психологическое обеспечение служебной деятельности в
экстремальных условиях»
Сарманова Фаниса Ильясовна
Допустить / Не допустить к защите «»20г. Рекомендуемая оценка: Подпись | Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Харламова Татьяна Михайловна |
Пермь, 2023
Содержание
=МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1
«Пермский государственный национальный исследовательский университет» 1
КУРСОВАЯ РАБОТА 1
«» 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Направления и подходы к изучению стресса 7
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости 15
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников 25
1.4. Исследования проявлений стрессоустойчивости у медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии 32
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ 41
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ 81
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально - экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная психологическая наука проявляет повышенный интерес к изучению стрессоустойчивости и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
Профессиональная деятельность медицинских работников связана с рядом специфических особенностей, следствием которых является стресс. Медицинские работники несут огромную ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов. Врачи постоянно находятся с пациентами, в "поле" негативных эмоций - страдания, раздражения, боли, страха и т.д. Врачам и медсестрам приходится работать в ночные смены, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха, негативно сказывается на адаптационных способностях организма. Заработная плата медицинских работников явно не соответствует степени их ответственности, что может вызвать чувство неудовлетворенности своей профессией и стресс, связанный с этим фактом.
Профессиональные стрессы могут оказывать негативное влияние на здоровье людей, на удовлетворенность работой и, как следствие, на эффективность их профессиональной деятельности, а врачебные ошибки могут быть "дорогостоящими" для пациентов.
Симптомы стресса у медицинских работников могут варьироваться в широком диапазоне: от раздражительности и усталости до невротических и психосоматических расстройств. Стрессоустойчивость - профессионально важное качество, способность человека противостоять стрессу, главную роль в котором играют личностные характеристики: активная мотивация к преодолению, сила Я-концепции, самооценка, чувство собственного достоинства, активная жизненная позиция, позитивность и рациональность мышления, эмоциональность и волевые качества, физические ресурсы.
Стрессоустойчивость является профессионально важным качеством, особенно для специалистов, работающих в профессиях типа "человек-человек". В то же время стрессоустойчивость не является врожденным качеством и может быть сформирована целенаправленно.
Актуальность темы исследования заключается в установлении и формировании стрессоустойчивости медицинских работников, что способствует развитию адаптивного поведения, профилактике профессиональных деформаций и конфликтов на работе, повышению эффективности профессиональной деятельности.
Цель исследования – выявить особенности стрессоустойчивости медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии.
Объект исследования: стрессоустойчивость.
Предмет исследования: стрессоустойчивость медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии.
Для достижения поставленной цели будут разработаны следующие задачи:
-
Определить психологические факторы, способствующие профессиональному стрессу у медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации в современных эмпирических исследованиях. -
Проанализировать индивидуально - психологические особенности медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации, что не только способствует формированию у них профессионального напряжения, но и повышает их способность противостоять давлению. -
Установить особенности защитного копинг - стиля медицинского персонала в условиях профессионального стресса и определить общие копинг-стратегии. -
Проанализировать влияние уровня профессионального стресса на самоорганизацию деятельности и управление временем сотрудников отделения анестезиологии и реанимации.
В качестве конкретных методик исследования будет использована:
«Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера;
«Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС)» А.Б. Леоновой;
«Опросник профессионального выгорания МВI» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
Опросник совладания со стрессом, COPE
«Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге».
Теоретико - методологическая основа исследования является изучения психологических особенностей медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации в условиях профессионального стресса будут использованы когнитивно-феноменологическая модель стресса, а также труды В.В. Бойко, В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орёл, И.А. Бердяевой, Л.Н. Войта, И.В. Засеевой, А.С. Татрова.
База экспериментального исследования - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница» и Пермский краевой перинатальный центр (структурное подразделение ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница").
Научная новизна работы. Предполагаем, что механизмом формирования профессионального стресса у медицинского персонала
отделения анестезиологии и реанимации будет, является сочетание высокого контроля над негативными реакциями, тревожностью, пессимизмом и другими проявлениями при высокой работоспособности.
Практическая значимость работы. Предполагаем, полученные данные могут, дать возможность ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации. Психодиагностический осмотр у врача позволяет выявить признаки профессионального стресса на его начальных стадиях.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
Одним из первых стресс начал изучать и явился основоположником учения о стрессе Г. Селье. Он дал ему следующее определение: стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [34].
Г. Селье выделил три стадии общего стресса:
Стадия тревоги. На этой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
Стадия сопротивления (адаптации). Происходит адаптация к новым условиям, организм сопротивляется стрессору.
Стадия истощения. После длительного воздействия стрессора, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Процесс принимает патологический характер и может завершиться смертью индивида [34].
Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [4].
1. Генетико-конституциональная теория, суть которой сводится к положению о том, что способность организма противостоять стрессу зависит от заранее определенных защитных стратегий функционирования, независимо от текущих обстоятельств. Исследования в этой области представляют собой попытку установить связь между генетическим составом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность противостоять стрессу.
2. Модель предрасположенности к стрессу основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов окружающей среды. Это допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий при развитии стрессовых реакций.
3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории З. Фрейда. В своей теории он описал два типа возникновения и проявления тревоги, беспокойства:
а) сигнальная тревога возникает как реакция ожидания реальной внешней опасности;
б) травматическая тревога развивается под влиянием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины такого рода беспокойства является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания возникающих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин "психопатия повседневной жизни" [41].