Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
1.4. Исследования проявлений стрессоустойчивости у медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии
Медицина — одна из областей профессиональной деятельности, где от работников требуется полная самоотдача. В особенности это касается отделения, где оказываются реанимационные мероприятия. Профессиональная деятельность медработников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных факторов, которые провоцируют возникновение и прогрессирование стресса, а значит, способствуют повышению рисков нарушения здоровья.
Е.Г. Фильштинская и М.В. Аборина выделяют следующие факторы, которые провоцируют возникновение и прогрессирование стресса:
- пациенты реанимационного отделения — наиболее тяжёлые, в основном находящиеся на грани между жизнью и смертью;
- реаниматолог «ведёт» пациента или до стабилизации его состояния и перевода в определённое отделение, или до летального исхода;
- реаниматолог вынужден постоянно принимать решения в условиях дефицита времени и с высокой долей ответственности, в связи, с чем к концу рабочей смены испытывает колоссальные перегрузки, провоцирующие эмоциональное истощение;
- работники реанимационного отделения чаще, чем работники любых других профилей, вынуждены становиться свидетелями горя близких умершего и принимать их претензии [40].
В.А. Мазурок, длительное время изучавший труд работников реанимации, особенно в области прикладной психологии подчёркивает, что профессиональный стресс влияет на них в силу увеличенного эмоционального напряжения, ответственности, интенсивного взаимодействия с людьми, их проблемами и страданиями. Психоэмоциональное напряжение в течение рабочих суток способствует расстройству физического самочувствия, приводит к повышению конфликтности в сферах межличностных отношений за пределами работы. Данный механизм приводит к снижению профессиональной эффективности [21].
Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, и это требует проявления эмпатии. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие помогающие профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатийности. Но, как показывают исследования отношения реанимационного персонала к смерти, эмоционально дезориентированный сотрудник не в состоянии сопереживать умирающему пациенту, использует защитные механизмы для избегания этого, оправдания своих действий. Медработники, вынужденные воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становятся менее эмпатичными. Показано, что у двух третей врачей и медицинских сестёр реанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов выгорания [31].
В своём исследовании заболеваемости медработников‑реаниматологов В.А. Мазурок показал, что большое число жалоб соматического характера являются компонентами единого комплекса дезадаптации (артериальная гипертензия, алиментарное ожирение, головные боли, ИБС) [21].
Ещё одним фактором риска, по мнению В.А. Мазурка, является использование психоактивных веществ. Значительное количество реаниматологов прибегают к принятию алкоголя как к средству, купирующему повышенное психоэмоциональное напряжение, что также является «неконструктивным способом копинга среди реаниматологов» [21].
В исследовании Е.В. Синбуховой и коллег показано, что при оценке эмоционального состояния 25,7% врачей-анестезиологов-реаниматологов службы анестезиологии, 14,74% службы реанимации и 33,3% медицинских сестер выбрали «низкое» и «очень низкое» (от 0 до 4 баллов, по шкале от 0 до 10 баллов).
Почти 37% врачей службы анестезиологии, 45% врачей службы реанимации и 13% медицинских сестер отделений анестезиологии и реанимации в той или иной степени думали о суициде.
Высокие баллы выгорания (MBI) по всем трем субшкалам имели 20% врачей службы анестезиологии, 30,5% врачей службы реанимации, 26,67% медицинских сестер отделений анестезиологии и реанимации.
К факторам, связанным с высоким стрессом сотрудники относят административную нагрузку, высокий уровень усилий для решения врачами вопросов административных и связанных с ведением документации, что может способствовать выгоранию и снижению удовлетворенности работой. Чувство контроля рабочего места, чрезмерное количество вызовов и многочасовая работа, невнимание к личному здоровью, ошибки, плохая сплоченность коллег, плохие исходы для пациентов также являются факторами, способствующими выгоранию [35].
В.Г. Пузырев и коллеги в своем исследовании показали, что врачи-реаниматологи и средний медицинский персонал подвержены влиянию факторов стресса на рабочем месте, которые приводят к формированию фаз синдрома профессионального выгорания у 55 и 35% специалистов соответственно. Развитию синдрома профессионального выгорания в большей мере подвержены врачи-реаниматологи, чем представители среднего медицинского персонала. В обеих группах респондентов наблюдается прямая зависимость между показателями стажа профессиональной деятельности и выраженностью СПВ.
Профессиональное выгорание врачей проявляется в развитии следующих симптомов: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, расширение сферы экономии эмоций. Для среднего медицинского персонала наиболее характерны эмоциональная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Наличие синдрома профессионального выгорания приводит к повышению тревожности специалистов, а также оказывает негативное влияние на показатели внимания (ухудшение избирательности и концентрации внимания после смены у 60% врачей и 40% среднего медицинского персонала).
Избыточная эмоциональная вовлеченность, постоянная физическая и психологическая нагрузка в процессе работы, необходимость принятия незамедлительных решений и многие другие факторы, с которыми ежедневно сталкиваются специалисты отделения анестезиологии и реанимации, оказывают неблагоприятное влияние на их здоровье [30].
К.М. Крупина и А.И. Анисимовa в своем исследовании установили взаимосвязь между ресурсами психологического здоровья и ценностно-смысловыми ориентациями медицинских работников реанимационного профиля. Медработники, которые видят перспективы для саморазвития в своей профессиональной деятельности, демонстрируют более высокую выраженность ресурсов психологического здоровья. Медработники, которые стремятся планировать цели на долгосрочную перспективу, более ориентированы на осмысленность и полноту жизни, ответственны за личный выбор в стрессовой ситуации и за его последствия.
Медработники реанимационного профиля, которые считают, что в трудной жизненной ситуации опорой для них может стать сила духа, более ориентированы в своих действиях на смысл, открыты с собой и другими, стремятся прогнозировать возможные стрессовые ситуации и готовиться к смягчению их последствий [18].
Изучение влияния стресса на формирование синдрома профессионального выгорания показало, что чрезмерная эмоциональная нагрузка на рабочем месте в большинстве случаев способствует формированию фаз «резистенции» и «истощения». Их основными проявлениями служат инициация попыток оградить себя от неприятных переживаний, снижение эмоционального тонуса и оскудение психических ресурсов личности. При этом существует прямая линейная зависимость развития выгорания от возраста исследуемых [1].
В ходе изучения уровня тревожности медицинских работников, проводимых Г.И. Чуваковым и О.А. Чуваковой, установлено, что для 67 % медицинских сестер областного онкологического диспансера характерна низкая реактивная тревожность, высокие показатели наблюдались лишь в 7 % случаев. Проведенное нами исследование подтверждает, что специалисты отделения анестезиологии и реанимации чаще других подвергаются воздействию повышенной эмоциональной нагрузки, обусловленной трудными клиническими случаями, требующими незамедлительной реакции [7].
Результаты тестирования при определении качества концентрации внимания у испытуемых до и после суточной смены указывают на неудовлетворительные показатели, снижающиеся у 60 % врачей и 40 % медицинских сестер. Одним из способов профилактики их ухудшения являются регулярные занятия физической культурой, которые минимизируют негативные влияния и позволяют сохранить приемлемый уровень избирательности и объема внимания [9].
Экспериментальные исследования позволили выявить три главных изменения, развивающихся в организме при адаптации к стрессу[18]:
-
адаптивное увеличение потенциальной мощности стресс - реализующих систем; -
снижение степени включения таких систем, т. е. уменьшение стресс - реакции по мере повторения стрессорных ситуаций; -
снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса, их своеобразная десенситизация.
С каких бы позиций (физиологических, пато - психофизиологических, психологических, биохимических) не объяснялись механизмы стресса, центральным звеном все-таки остаются вопросы о нервной и эндокринной регуляции стресса.
Во многом развитие стрессовой реакции обусловлено природой стрессора. Психосоциальная характеристика стрессора, его качественные и количественные особенности, градиент воздействия стрессора на организм, "валентность" по отношению к личности не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.
Таким образом, высокие требования профессиональной деятельности медицинских работников реанимационного профиля и риски снижения её эффективности актуализируют важность организации психологической помощи для поддержания их здоровья.
Методы профилактики профессионального стресса со стороны организации, это создание эффективных условий труда и отдыха (безопасное рабочее место, оптимальный график работы и отдыха, создание условий для качественного отдыха, сохранения и восстановления здоровья, проведение корпоративных мероприятий, направленных на снятие напряжения и сплочение коллектива). А также создание условий для информационной и психологической безопасности сотрудников, четкое разделение обязанностей между сотрудниками, соблюдение прав и социальных гарантий, комплексная система поощрений и поощрений, поощрений и штрафов и т. д.).
Со стороны управления, это создание благоприятной социально-психологической среды, выбор оптимального стиля управления (наиболее эффективным является стиль управления, одним из самых неэффективных и стрессовых является строгий и авторитарный, снисходительный, срочный, реконструированный (новый и постоянный).
Со стороны сотрудника: это умение управлять своим отношением к мероприятию, выстраивать отношения, которые помогают снизить стресс, делают более восприимчивыми к стрессовым ситуациям, развивают позитивные отношения в жизни. А также готовность внести необходимые коррективы в свое поведение, использовать юмор как действенный инструмент для преодоления кризисных ситуаций, получить удовольствие от общения с людьми (родственниками, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми людьми)), использовать отдых, медитацию, аутогенное обучение, отказаться от вредных привычек; развивать способность переходить к другим занятиям (увлечениям, общению с животными, здоровому образу жизни и т. д.), спорт, водный режим, работа и отдых.
Вывод к первой главе:
Стрессоустойчивость - это динамическая черта, которая определяет способность человека противостоять стрессовым воздействиям или справляться со стрессовыми ситуациями, трансформировать или адаптировать их, не влияя тем самым на свое здоровье и качество выполняемой деятельности. Средством высокого уровня стрессоустойчивости является формирование способности к саморегуляции психического состояния.
Стресс определяет не отдельные стороны и реакции, а является целостным интегральным состоянием личности, а сама личность - целостной многоуровневой системой, поэтому коррекция стресса должна осуществляться не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой, комплексом воздействий, направленных на оптимизацию состояния личности в целом.
Таким образом, стрессоустойчивость это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки). Стрессоустойчивость является тренируемым качеством и есть много способов повышения ее уровня: медитация, релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические упражнения, психотерапевтические воздействия и т.д.
Современные исследователи стресса большое внимание уделяют внешним факторам развития стресса, особенно это касается трудовой деятельности человека, как постоянно и длительно существующей социо-психологической ситуации в жизни практически каждого человека. Изучение стрессогенности этого фактора позволило также выделить разновидности стресса - рабочий стресс, профессиональный стресс,