Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, стресс связан со многими эмоциональными процессами и состояниями человека. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера, в то же время обращают внимания на эустресс или мобилизирующий стресс. В отличие от дезорганизующего стресса, при мобилизации стрессе улучшается деятельность всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), деятельность человека становится более успешной и результативной. То есть, можно сказать, что стресс играет и положительную роль в жизни человека, однако его сила и продолжительность должны быть оптимальными для конкретного человека, что зависит от его индивидуально – психологических особенностей.

1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости


Психологическая устойчивость относится к физиологическим и психологическим индивидуальным особенностям, влияющим на осуществление деятельности в напряженных условиях. Ее выделяют как один из аспектов проблемы приспособляемости человека к условиям окружающей среды, условиям его жизнедеятельности (К. Макканн, Р.Д. Робертс, Л.Д. Уолкер) [49; 52].

Психологическая устойчивость часто определяется, как стрессоустойчивость совместно со способностью регулировать свое поведение (М. Арнольд) [46]. К. Далсгад, К. Петерсон, М. Селигман психическую неустойчивость считали важнейшим признаком синдрома выученной беспомощности и соответствующего неадаптивного, пассивного поведения человека [50].

Психологическая устойчивость объединяет явные или скрытые возможности эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции и характеризует адаптационные способности личности к деятельности в неблагоприятных условиях среды.

Р.Б. Кеттел в своих исследованиях выявил фактор психологической устойчивости субъекта в трудных жизненных ситуациях, через их осмысление и отдельно фактор эмоционального тонуса и стрессоустойчивости как организации уровня работы нервной системы [47].

Такие ученые, как Л.И. Аболин [1], В.А. Бодров [4], Р.С. Лазарус [48] и др., полагали, что психологическая устойчивость это не психический процесс, а личностное проявление и образование. Психологическая устойчивость становится возможной при достаточном развитии личности, поэтому его можно отнести к показателям или критериям личностного развития, как проявление саморегуляции личности. Психологическая устойчивость проявляется в аспекте уравновешенности, т.е. соразмерности силы и активности ответной реакции силе воздействия.

Среди внутриличностных ресурсов, поддерживающих психическую устойчивость личности, Л. В. Куликов выделил:

– отношения личности (в том числе к себе);

– сознание личности: вера в достижимость поставленных целей;

– эмоции и чувства: доминирование стеночных позитивных эмоций;

– познание и опыт;

– поведение и деятельность [19].

Для психологической устойчивости личности специфична развитая способность адаптации к самым разнообразным ситуациям и общениям. Эта способность может существовать только на основе достаточно устойчивого и адекватного знания о себе, что дает возможность постоянно примеривать свои реальные возможности к требованиям ситуации общения, соотносить свое поведение с ожиданиями других людей.



Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер и у взрослого становятся устойчивыми (самоконтроль, саморегуляция). Складываться они начинают еще в детском возрасте, но это развитие не происходит автоматически по мере взросления. Большое значение имеет темперамент, особенности его личности, индивидуальный опыт.

Нервно-психическая устойчивость определяет способность индивида адекватно оценивать окружающую действительность, отвечать на ее требования наиболее эргономичным способом, переносить психические и физические нагрузки.

Противоположным по значению понятием является понятие нервно-психической неустойчивости. Нервно-психическая неустойчивость (НПН) - неспособность или слабая способность человека переносить неблагоприятные условия существования [18].

Нервно-психическая неустойчивость проявляется не только в неблагоприятных условиях, но и в нестандартных, новых для индивида ситуациях. К подобным условиям можно отнести условия работы, особенно в начальном периоде, новый коллектив и т.п. Объективно они могут и не являться тяжелыми в психическом или физическом плане, но сам фактор новизны может провоцировать проявления НПН.

О наличии НПН могут свидетельствовать следующие особенности индивида или его поведенческие реакции:

1) импульсивность и непредсказуемость действий;

2) нестабильность во взаимоотношениях с окружающими людьми:

3) аффективная нестабильность, колебания настроения;

4) хроническое чувство пустоты и скуки;

5) приступы необоснованного. неконтролируемого гневя;

6) нарушенные представлении о себе (неадекватно завышенная или заниженная самооценка);

7) непереносимость одиночества;

8) склонность к самоповреждающему и суицидальному поведению [18].

М. Тышкова выделяет основные причины устойчивого и неустойчивого поведения. Поведение психически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача - мотив - осуществление действий - осознание трудности - поиск способа преодоления трудности - понижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования.

Иная схема поведения у психически неустойчивой личности: задача - мотив - осуществление действий - осознание трудности - негативная эмоциональная реакция - хаотические поиски выхода - усугубление осознаваемых трудностей - понижение мотивации или оборонительная реакция [39
].

К факторам, способствующим снижению психологической устойчивости М. Тышкова относит: часто повторяющийся неуспех; частое и строгое наказание, особенно унижающая, публичная его форма [39].

Психологическая устойчивость позитивно - корреляционно связана с такими характеристиками человека, как общительность, открытость, комфортность и совестливость; негативно-корреляционные связи установлены с невротичностью.

Высокоустойчивые люди более компетентны и им более комфортно в нечетких межличностных границах. В ситуации стрессовых обстоятельств лица с низким уровнем устойчивости могут действовать либо в жестком и негибком стиле, либо хаотично и расплывчато, и в любом случае их поведение неадаптивное [32].

Есть мнение об устойчивости как о развивающемся, эволюционный процессе, при котором устойчивость возрастает с течением времени. Однако люди могут по-разному оценивать результаты одних и тех же пережитых ими неблагоприятных событий. Устойчивость также часто рассматривается как расширенный копинг или защитный фактор. Однако справляться с событием не означает быть психологически устойчивым, так как при этом не учитывается интерактивный процесс, лежащий в основе личностно-экологической природы устойчивости [32].

В настоящее время предложена модель психологической устойчивости, которая представляет собой многоуровневую систему, основанную на множественных оценочных измерениях (факторах). Согласно ей, психологическая устойчивость человека (без привязки к возрасту) представляет собой многоуровневый трехслойный конструкт, складывающийся из:

- стержня (ядра): фундаментальных и характерных индивидуальных факторов (биологические параметры, здоровье и здоровое поведение);

- внутренней психологической устойчивости: личностно - коррелируемых факторов, которые лежат в плоскости межличностных взаимодействий и строятся по мере накопления опыта и столкновения с трудностями (способности и умения, прошлый опыт пережитых воздействий, образование, знания, навыки и ресурсы); сюда отнесены система образования и ее ресурсы формирования психологической устойчивости учащихся, семья, институт социальных компетенций;

- внешней психологической устойчивости: социоэкологических факторов, которые помогают облегчить копинг и адаптацию; это институты общества (в том числе власть), членство в группах, социально-экономический статус и доступ к услугам [33].


Модель построена на убеждении, что психологическая устойчивость не должна существовать в вакууме; скорее, это интерактивный процесс между травмирующим событием и внутриличностными, межличностными и социально-экологическими факторами.

Активно разрабатываются возможности развития психологической устойчивости. Чтобы улучшить состояние, следует исключить причину, повлёкшую за собой возникновение стресса. Если возможности её нейтрализовать нет, то нужно попытаться изменить своё отношение к раздражающему фактору. В преодолении эмоционального напряжения и нервно-психического напряжения значительное место необходимо уделить развитию двигательных навыков, умению держать себя и т.п. Существенная роль отводится развитию формированию умения понимать себя, правильных приемов самоанализа и др.

Основной индивидуальной характеристикой содержания самого стресса является адаптация к нему или – стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость определяется как набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов [14].

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Выделяют три аспекта психологической устойчивости:

  • стойкость, стабильность;

  • уравновешенность, соразмерность;

  • сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями — с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.