Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Модель Н.Г. Вольфа, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от характера установок (позиций, установок), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней [4].

5. Междисциплинарная модель стресса основана на том, что стресс возникает под воздействием стимулов, которые вызывают беспокойство у большинства людей или их отдельных представителей, и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в некоторых случаях патологических, но, возможно, ведущих к более высоким уровням функционирования и новым регуляторным возможностям.

6. Теории конфликтов отражают взаимосвязь между поведением субъектов в обществе и состоянием напряженности в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряженности связаны с необходимостью для членов общества подчиняться его социальным нормам. Профилактика стресса должна основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов также рассматривают факторы стабильности социальных отношений, распределения экономических товаров и услуг в обществе, межличностного взаимодействия во властных структурах в качестве причин стресса [4].

7. В модели Д. Механика центральным элементом является концепция и механизмы адаптации, которая определяется автором как способ. Которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления:

1) совладение – борьба с ситуацией;

2) защита – борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями индивидов к принятию адекватных решений при выполнении жизненных задач и требований.

8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Стресс рассматривался как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции. Факторы стресса могут быть как социальными по своей природе, так и другими (экономические или семейные неудачи), то есть объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно являются негативными и не всегда приводят к объективному кризису.


9. Системная модель стресса отражает понимание процессов управления (поведение, адаптация и т.д.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сравнения текущего состояния системы с ее относительно стабильными нормативными значениями.

10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Они определяют понятие такой проблемы как проявление, воздействие на человека раздражителей или условий, которые требуют от него превышения или ограничения обычного уровня активности. Возникновение проблемы (трудности в ее решении) сопровождается напряжением функций организма – если проблема не решена, напряжение сохраняется или даже усиливается, развивается стресс [4].

В настоящее время выделяется три группы основных научных подходов к пониманию стресса [9].

1. Модель стресса, основанная на реакции, трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее окружение, проявляющееся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии (Г. Селье, А. Коган, Л. Леви и др.).

2. Модель стресса, основанная на стимуле. Обоснование этого подхода заключается в том, что некоторые внешние силы разрушительным образом воздействуют на организм. Суть данного подхода состоит в том, что человек постоянно подвержен атакам со стороны потенциальных источников стресса, но одно из очередных, незначительных может нарушить равновесие. К источникам относятся те, которые требуют ускоренной обработки информации, содержат вредные стимулы окружающей среды, осознаваемую угрозу, нарушение физиологических функций и т.д. [20].

3. Трансактная модель – модель взаимодействия человека и среды. В рамках данного подхода стресс представляется как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды. Стресс рассматривается как результат предшествующих факторов и его последствий и является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности [9].

Выделяется когнитивная теория психологического стресса. В своих исследованиях Р. Лазарус был одним из первых, кто сделал попытку развести психологическое и физиологическое понимание стресса. В своей работе он вывел положение о том, что разделяются физиологический стресс, который связан с действительным раздражителем и психический (эмоциональный) стресс, в ходе которого человек, на основании своего личного опыта и знаниях, характеризует сложившуюся ситуацию как трудную, несущую в себе угрозу [24].



Когнитивная теория стресса отражает преставление о том, что взаимодействие человека и среды в определенных адаптационных условиях постоянно подвергается изменению. И чтобы взаимосвязь между этими переменными была стрессовой, должна быть заинтересованность, высокая мотивация в достижении результатов. Психологический стресс возникает только тогда, когда человек оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.

Поскольку человек обычно стремится изменить то, что является нежелательным или недосягаемым, то стресс означает скорее динамический процесс, чем статическое состояние. Психическое состояние изменяется на протяжении времени и в зависимости от разных условий среды.

В настоящее время в психологии существует большое количество определений таких понятий как «стресс». В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение».

Стресс, включает и физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию.

Эустресс – положительный стресс («хороший») имеет два значения:

1) стресс, вызванный положительными эмоциями;

2) не интенсивный стресс, мобилизующий резервы организма через аллостаз для поддержания гомеостаза.

Дистресс – отрицательный стресс, вызывающий дезадаптацию с последующим развитием заболеваний [34].

Острый стресс – реакция организма на однократное воздействие стрессора с последующим развитием адаптации или дезадаптации.

Хронический стресс – последствие повторяющихся, частых или многократных воздействий стрессора (-ов). В результате кумуляции их воздействия развивается истощение адаптационного резерва организма, что приводит к аллостатической нагрузке.

Выделяют реакции на стресс:

1. Положительная реакция на стресс – адекватная адаптация организма на воздействие стрессора.

2. Удовлетворительная реакция на стресс – реакция на значимый и/или длительный стресс (потеря близкого человека, стихийное бедствие) в допустимых физиологических пределах на грани истощения. В случае адекватной адаптации восстановление функционирования организма будет без негативных последствий.

3. Неудовлетворительная реакция на стресс – возникает в ответ на сильные, частые и / или продолжительные воздействия, может приводить к нарушениям функционирования систем организма,
повышает риск возникновения заболеваний, связанных со стрессом [28].

Р.М. Грановская определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству [10]. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека.

Понятие стресса предполагает существование стрессора, воздействие которого вызывает состояние стресса. Ю.М. Орлов выделяет следующие стрессоры: действие стихий, ядов, (внешних или выра­батываемых организмом), гомеостатическое рассогласование, когда физиологические переменные выходят за допустимые границы, например, повышение температуры, недостаток воды, или возрастание кислотности или щелочей в крови [25].

Как считает А.А. Китаев-Смык, стрессор – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессом либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивная интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма [16].

По мнению А. Г. Маклакова, стресс принято разделять на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Психический стресс делится на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не может справиться с задачей переработки информации. Возникновение эмоционального стресса автор связывает с ситуациями угрозы, опасности, обиды [22].

При изучении психофизиологических механизмов развития стресса выделены четыре фазы, которые развиваются последовательно:

1) эмоционально-поведенческий;

2) вегетативный (превентивно-защитной вегетативной активности);

3) когнитивный (изменения мыслительной активности при стрессе);

4) социально-психологический (изменения общения при стрессе).

Первые два синдрома относятся к проявлениям этапов адаптационной активизации относительно низкой функциональной системности организма, последние два обусловлены индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных условиях [45].


Стрессовая симптоматика достаточно разнообразна и изменение психического состояния может проявляться во всех сферах психики. В эмоциональной сфере – это чувство эмоционального подъема или, наоборот, обострение тревоги, апатии, депрессии, эмоционального дискомфорта. В когнитивной – восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной – мобилизация сил или, напротив, капитуляция (избегание, уход от стресс-факторов), потеря мотивации и интересов. В поведенческой сфере – изменение активности, привычных темпов деятельности, часто появление «зажатости» в исполнительных движениях. Общее для этих изменений – сдвиг интенсивности процессов в соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения [23].

Е. П. Ильин считает, что при разных психических состояниях формируются разные системы из различных подсистем, это в значительной мере обусловливает специфику реагирования (состояния) [11].

Трудным является вопрос соотношения объективных и субъективных параметров. К объективным критериям можно отнести следующие показатели стресса:

1. Физические симптомы (они практически одинаковы при любом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечнососудистые симптомы, «болезни стресса» – такие как язва, астма, гипертония, боли в спине.

2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспособности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов).

3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев – враждебность, усталость – апатия – скука, бессонница и др.).

К субъективным критериям стресса относят:

- ощущение потери контроля над собой;

- повышенная утомляемость;

- раздражительность, снижение настроения;

- переживание психического дискомфорта;

- наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматической системы организма (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления);

- нарушение продуктивности познавательных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных процессов и др.).

Субъективные параметры стресса являются индикатором психической устойчивости, адаптированности к стрессовой ситуации и опосредованно характеризуют отношение к стресс-факторам. Интенсивность стресс - реакций имеет индивидуальный характер и зависит от личностных и нейротипологических особенностей [23].