Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 4

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)




Фельдшера скорой помощи (общая)

Фельдшера скорой помощи(мужчины)

Фельдшера скорой помощи (женщины)

Спасатели службы спасения (общая)

Спасатели службы спасения (мужчины)

Спасатели службы спасения (женщины)

Следователи (общая)

Следователи (мужчины)

Следователи (женщины)

Личностный адаптационный потенциал

60,6*

60,1*

63,3

48,9

45,6

52,2

44,4*

43,3*

52,7




Рисунок 1 – анализ корелляции фельдшеров скорой помощи

Шкала «Превентивное преодоление» положительно взаимосвязана со шкалами «Личностный адаптационный потенциал» (р<0,05, r=0,670), «Поведенческая регуляция» (р<0,05, r=0,639), а отрицательно со шкалами «Дезадаптация»(р<0,05, r=-0,460), «Утомление» (р<0,05, r=-0,619), «Пресыщение»(р<0,05, r=-0,457).

Шкала «Рефлексивное преодоление» имеет положительный взаимосвязи со шкалами «Негативизм»(р<0,05, r=0,471), «Негативный опыт»(р<0,05, r=0,508), «Астения»(р<0,05, r=0,530).

Шкала «Личностный адаптационный потенциал» положительно взаимосвязан со шкалой «Открытая жестокость»(р<0,05, r=0,508), который в свою очередь положительно взаимосвязан со шкалой «Коммуникативный потенциал»(р<0,05, r=0,564).

Соответственно, высокий уровень адаптации личности, наличие негативного опыта и скептичности позитивно влияет на ее саморегуляцию, готовность и способность к преодолению трудностей в сочетании с открытостью в выражении негативной эмоциональности.



Рисунок 2 – анализ корелляции спасателей службы спасения

Показатель «Превентивное преодоление» имеет положительные взаимосвязи со «Шкалой истерии» (р<0,05, r=0,611), «Негативный опыт» (р<0,05, r=0,499), «Личностный адаптационный потенциал» (р<0,05, r=0,566), а отрицательную со шкалой «Стресс» (р<0,05, r=-0,503).


«Шкала истерии» положительно взаимосвязана с показателем «Брюзжание» (р<0,05, r=0,611), который в свою очередь имеет положительную взаимосвязь с показателем «Негативный опыт» (р<0,05, r=0,678).

Шкала «Коммуникативный потенциал» положительно взаимосвязана со шкалой «Семья» (р<0,05, r=0,467), отрицательно взаимосвязана с показателем «Пресыщение» (р<0,05, r=-0,518), «Коллеги» (р<0,05, r=-0,565), которые в свою очередь отрицательно взаимосвязаны со «Шкалой психастении» (р<0,05, r=-0,517/-0,535).

С оответственно, высокий адаптационный потенциал личности опосредует ее подготовленность к преодолению трудностей и стрессовых ситуаций, обеспечивает удовлетворенность семейными отношениями. Готовность, способность и открытость к общению снижает негативные последствия продолжительной и насыщенной трудовой деятельности (в частности, ее пресыщение). Наличие негативного жизненного опыта благоприятно влияет на формирование четкого плана действий, что в свою очередь снижает переживание стресса, но влияет на желание личности привлекать внимание.

Рисунок 3 – анализ корелляции следователей

Для следователей характерно наличие большого количества взаимосвязей.

Шкала «Удовлетворенность» имеет прямую взаимосвязь со шкалой «Усталость» (р<0,05, r=0,543) и обратную взаимосвязь со шкалой «Астения» (р<0,05, r=-0,654).

Шкала «Астения» в свою очередь имеет отрицательные взаимосвязи со шкалами «Усталость» (р<0,05, r=-0,643), «Стратегическое планирование» (р<0,05, r=-0,489).

Шкала «Стратегическое планирование» положительно взаимосвязана с показателем «Моральная нормативность» (р<0,05, r=0,538).

Шкала «Усталость» отрицательно взаимосвязана с показателями «Дезадаптация» (р<0,05, r=-0,582), «Брюзжание» (р<0,05, r=-0,447), «Эмоциональная поддержка» (р<0,05, r=-0,474), а также с положительно взаимосвязана с показателем «Стратегическое планирование» (р<0,05, r=0,508).

Показатель «Превентивное преодоление» имеет положительную взаимосвязь со «Шкалой гипомании» (р<0,05, r=0,476), отрицательные взаимосвязи с показателями «Эмоциональная значимость» (р<0,05, r=-0,492), «Шкала истерии» (р<0,05, r=-0,811). Также показатели «Эмоциональная значимость» и «Шкала истерии» положительно взаимосвязаны (р<0,05, r=0,568).

Соответственно, выраженная усталость следователей влияет на повышение их удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижению переживаний по поводу истощения психических и физических ресурсов, стремлению к эмоциональной поддержке со стороны. Наличие четкого плана действий влияет на снижение переживаний астении и поддерживает высокий уровень позитивного отношения к своей социальной роли, снижает уровень эмоционального напряженности ситуации.



В целом по результатам корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что для фельдшеров скорой помощи и следователей характерно большее число взаимосвязей и они более сильные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стресс является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Его воздействие напрямую зависит от отношения личности к данной проблеме и уровня готовности противостояния различным стрессовым ситуациям в жизни. Следовательно, очень важно уметь продуктивно управлять реакцией организма на стрессовые раздражители. Стрессоустойчивость - важный и неотъемлемый компонент в профессиональной деятельности медицинских работников. Регулярные межличностные взаимодействия, постоянное общение с пациентами и их родственниками формируют специфику работы сотрудников. Напряженная трудовая деятельность, включающая в себя ненормированный рабочий график, высокую ответственность, наличие субъективно значимых стрессовых факторов – все это показывает важность такого фактора в деятельности медицинских работников, как стрессоустойчивость.

Медицинский персонал отделений реанимации в процессе трудовой деятельности испытывает высокое психо-эмоциональное напряжение. Десять главных стрессовых факторов, влияющих на психо-эмоциональный статус медицинских работников по степени убавления значимости, располагаются следующим образом: ведение безнадежного больного; физическая усталость; проведение сердечно-легочной реанимации; смерть больного; беседа с родственниками больных; неудовлетворенность результатами труда; необходимость постоянно совершенствовать знания; стоны, крики, жалобы больных; необходимость быстрого принятия решений; частая переключаемость с одной патологии на другую. Проявлением этого негативного влияния может стать появление профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания. Психологически выгорание ведет к регрессу профессионального развития, поскольку затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на качество и эффективность трудовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аболин Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 104 – 115.

  2. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук. – СПб, 2017. – 245 с.

  3. Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастрество педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дисс… докт. психол. наук. – СПб., 2002. – 41 с.

  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с.

  5. Болучевская В.В. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема // Вестник ВолгГМУ. – 2012. – № 2. – С. 25 - 27.

  6. Валетов В.В., Лаптиева Л.Н. Выявление факторов профессиональной адаптации, влияющих на стрессоустойчивость медицинских работников // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса. Материалы международной научно-практической конференции. 2010. Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – С. 121 - 123.

  7. Васильченко Л.В., Шушпанова К.В. Значение эмпатии, как личностного качества медицинского работника // Вопросы психологии. – 2018. – № 27. – С. 27 - 29.

  8. Влах Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 15 - 18.

  9. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 283с.

  10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: 1997. – 346с.

  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2 изд. Спб.: Питер, 2013. – 784 с.

  12. Ильясова Г.Н., Фарахьянова А.К. Взаимосвязь стрессоустойчивости и профессиональной деятельности врачей-терапевтов / В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных наук материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Научно-образовательный центр «Знание». – 2016. – С. 104-109.

  13. Карачарова Ю.А. Экспертный анализ психологических характеристик участкового врача-терапевта как факторов успешности профессиональной деятельности // Молодой ученый. – 2009. – №10. – С. 310 - 315.

  14. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243 - 247.

  15. Киреева С.А., Гусева О.С., Дерунов А.В. Стрессоустойчивость медицинского персонала // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Изд. Наука и инновации (Саратов). 2015. Т. 5. № 12. С. 1710

  16. Китаев-Смык А.А. Психология стресса. – М.,2003. – 328с.

  17. Крупина К. М., Анисимовa А. И. Взаимосвязь ресурсов психологического здоровья и ценностно-смысловых ориентаций медработников реанимационного профиля // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 2. Том 34. – С. 40 – 52.

  18. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как условие преодоления противоречий в критических ситуациях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2003. – № 4. – С.128 – 138.

  19. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

  20. Купер К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 336с.

  21. Мазурок В.А. Последипломная подготовка по анестезиологии-реаниматологии: комплексный подход к формированию специалиста: дис. … кан. мед. наук: 14.00.37. СПб., 2018. - 340 с

  22. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2019. – 583с.

  23. Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика: учебнометодическое пособие, Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – 112с.

  24. Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.

  25. Орлов Ю.М. Эмоциональный стресс. – М., 2007. – 380с.

  26. Пархомчук Д.С., Ульянов Т.А., Булгакова О.С. Синдром эмоционального выгорания у медиков как признак профессии // Вестник психофизиологии. – 2020. – №1. – С. 9 - 21.

  27. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход // Психологический журнал. – 2014. – N 5. – С. 111 – 119.

  28. Л. В. Марищук [и др.]. – Минск: Тисей, 2009. – 760 с.

  29. Пузырев В.Г. Исследование синдрома профессионального выгорания на примере специалистов отделения анестезиологии и реанимации / В.Г. Пузырев, В.В. Бондаренко, А.О. Карчевская, В.В. Данилова, Ю.Н. Капырина // Сибирский научный медицинский журнал. – 2020. – №40(5). – С. 106 - 112.

  30. Пусташнева М.Н. Оценка психологического статуса больных и синдрома эмоционального выгорания у врачей первичного звена в амбулаторных условиях // Смоленский медицинский альманах. – 2017. – № 1. – С. 298 - 302.

  31. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2015. №3. С. 85 – 95.

  32. Савицкая Н.В., Круковская О.А., Иволина Т.В., Дедова О.В. Психологическая неустойчивость как причина неуспешности школьников // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. № 1. – С. 64 - 75.

  33. Сапольски Р. и др. Психология стресса; – СПб. : Питер, 2018. – 480 с.

  34. Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. – 2016. – № 1. С. – 78 - 89.

  35. Синбухова Е.В., Проценко Д.Н., Лубнин А.Ю., Саввина И.А., Тюрин И.Н. Счастье сотрудников отделений анестезиологии-реанимации в контексте удовлетворенности жизнью и выгорания // Анестезиология и реаниматология. – 2022. – №1. – С. 76 - 83.

  36. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е.С. Акарачкова, А.И. Байдаулетова, А.А. Беляев, Д.В. Блинов и др. — СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. — 138 с.

  37. Трапезникова А.М., Финогенко Е.И Стрессоустойчивость как профессионально важное качество работников медицинских профессий // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2015. – № 2. – С. 45.

  38. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77 – 84.

  39. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 27 – 34.

  40. Фильштинская Е.Г., Аборина М.В. Особенности эмоционального выгорания врачей и медицинских сестёр реанимационных отделений // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. 08–10 ноября 2018 года / ред.: Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. С. 522 – 524.

  41. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386с.

  42. Шингаев С.М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 71. – С. 290 – 295.

  43. Шпак Л.Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // Социологические исследования. – 2015. – №. 3. – С. 50 - 55.

  44. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

  45. Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: Учебное пособие. ― СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с.

  46. Arnold M. Stress and emotion. Psychological stress. 2007. № 4. Appleton – Century – Crotts. P. 123 - 140.

  47. Cattel R.B. Personality and motivation (strukture and measurement) - HarcourtBrance Jovanovich, 1997.

  48. Lazarus R.S., Launier R.S. Stress-related transactions between person and environment. Perspectives in interactional psychology/Eds. L.A. Pervin, M. Lawis N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327.

  49. Maccann C., Pearce, N., Roberts, R.D. Emotional intelligence as assessed by situational judgment and emotion recognition tests: Building the nomological net // Psychological Topics, 2011. V. 20. P. 393 – 412.

  50. Park N., Peterson C., Seligman M. E. P. Reply: Strengths of character and well-being: A closer look at hope and modesty. Journal of Social & Clinical Psychology. 2004. Vol. 23, № 5.

  51. Resilience and Big Five personality traits: A meta-analysis / A. Oshio [et al.] 2018. Vol.

  52. Walker L.J., Pitts R.C. Naturalistic conceptions of moral maturity. Developmental Psychology. 1998. Vol. 34.


Приложение 1

Таблицы результатов методики Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)




фельдшера скорой помощи (общая)

фельдшера скорой помощи (мужчины)

Фельдшера скорой помощи (женщины)

Спасатели службы спасения (общая)

Спасатели службы спасения (мужчины)

Спасатели службы спасения (женщины)

Следователи (общая)

Следователи (мужчины)

Следователи (женщины)

Шкала ипохондрии

8,1

8,4

8,5

7,8

8,2

8,4

8,4

8,2

8,1

Шкала депрессии

12,3

13,4

11,7

9,6

10,3

8,7

9,2

9,2

8,5

Шкала истерии

14,6

13,5

14,8

13,4

13,9

12

13

14,1

12,1

Шкала психопатии

11,6

11,2

11,9

12,7

12,8

14

11,4

11,1

10,4

Шкала мускулинности феминности

5,6

5,5

5,8

5,5

5,3

5,5

5,4

5,2

5,2

Шкала паранойяльности

9,5*

8,9

7,7

12,2

12,2

12,2

13*

12,9

12,9

Шкала психастении

10,5

9,9

8,8

11,8

11,4

12,5

10,2

9,7

9,8

Шкала шизоидности

18,5

19,6

17,7

18,7

21

17,2

19,6

18,2

21,3

Шкала гипамании

10,6

10,8

10,5

9,7

9,1

10

9,4

9,1

11,1

Шкала социальной интроверсии

5,3

5,2

4,8

6,8

6,4

6,6

6,6

6,7

5,2

Шкала надежности

11,7

11,3

12,3

12,4

13,6

11,6

12,1

12,4

11,9

Шкала коррекции

5

5,3

4,8

4,7

4,8

5

4,9

4,7

4,7