Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Направления и подходы к изучению стресса
1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости
1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
Таблица 4
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)
| Фельдшера скорой помощи (общая) | Фельдшера скорой помощи(мужчины) | Фельдшера скорой помощи (женщины) | Спасатели службы спасения (общая) | Спасатели службы спасения (мужчины) | Спасатели службы спасения (женщины) | Следователи (общая) | Следователи (мужчины) | Следователи (женщины) |
Личностный адаптационный потенциал | 60,6* | 60,1* | 63,3 | 48,9 | 45,6 | 52,2 | 44,4* | 43,3* | 52,7 |
Рисунок 1 – анализ корелляции фельдшеров скорой помощи
Шкала «Превентивное преодоление» положительно взаимосвязана со шкалами «Личностный адаптационный потенциал» (р<0,05, r=0,670), «Поведенческая регуляция» (р<0,05, r=0,639), а отрицательно со шкалами «Дезадаптация»(р<0,05, r=-0,460), «Утомление» (р<0,05, r=-0,619), «Пресыщение»(р<0,05, r=-0,457).
Шкала «Рефлексивное преодоление» имеет положительный взаимосвязи со шкалами «Негативизм»(р<0,05, r=0,471), «Негативный опыт»(р<0,05, r=0,508), «Астения»(р<0,05, r=0,530).
Шкала «Личностный адаптационный потенциал» положительно взаимосвязан со шкалой «Открытая жестокость»(р<0,05, r=0,508), который в свою очередь положительно взаимосвязан со шкалой «Коммуникативный потенциал»(р<0,05, r=0,564).
Соответственно, высокий уровень адаптации личности, наличие негативного опыта и скептичности позитивно влияет на ее саморегуляцию, готовность и способность к преодолению трудностей в сочетании с открытостью в выражении негативной эмоциональности.
Рисунок 2 – анализ корелляции спасателей службы спасения
Показатель «Превентивное преодоление» имеет положительные взаимосвязи со «Шкалой истерии» (р<0,05, r=0,611), «Негативный опыт» (р<0,05, r=0,499), «Личностный адаптационный потенциал» (р<0,05, r=0,566), а отрицательную со шкалой «Стресс» (р<0,05, r=-0,503).
«Шкала истерии» положительно взаимосвязана с показателем «Брюзжание» (р<0,05, r=0,611), который в свою очередь имеет положительную взаимосвязь с показателем «Негативный опыт» (р<0,05, r=0,678).
Шкала «Коммуникативный потенциал» положительно взаимосвязана со шкалой «Семья» (р<0,05, r=0,467), отрицательно взаимосвязана с показателем «Пресыщение» (р<0,05, r=-0,518), «Коллеги» (р<0,05, r=-0,565), которые в свою очередь отрицательно взаимосвязаны со «Шкалой психастении» (р<0,05, r=-0,517/-0,535).
С оответственно, высокий адаптационный потенциал личности опосредует ее подготовленность к преодолению трудностей и стрессовых ситуаций, обеспечивает удовлетворенность семейными отношениями. Готовность, способность и открытость к общению снижает негативные последствия продолжительной и насыщенной трудовой деятельности (в частности, ее пресыщение). Наличие негативного жизненного опыта благоприятно влияет на формирование четкого плана действий, что в свою очередь снижает переживание стресса, но влияет на желание личности привлекать внимание.
Рисунок 3 – анализ корелляции следователей
Для следователей характерно наличие большого количества взаимосвязей.
Шкала «Удовлетворенность» имеет прямую взаимосвязь со шкалой «Усталость» (р<0,05, r=0,543) и обратную взаимосвязь со шкалой «Астения» (р<0,05, r=-0,654).
Шкала «Астения» в свою очередь имеет отрицательные взаимосвязи со шкалами «Усталость» (р<0,05, r=-0,643), «Стратегическое планирование» (р<0,05, r=-0,489).
Шкала «Стратегическое планирование» положительно взаимосвязана с показателем «Моральная нормативность» (р<0,05, r=0,538).
Шкала «Усталость» отрицательно взаимосвязана с показателями «Дезадаптация» (р<0,05, r=-0,582), «Брюзжание» (р<0,05, r=-0,447), «Эмоциональная поддержка» (р<0,05, r=-0,474), а также с положительно взаимосвязана с показателем «Стратегическое планирование» (р<0,05, r=0,508).
Показатель «Превентивное преодоление» имеет положительную взаимосвязь со «Шкалой гипомании» (р<0,05, r=0,476), отрицательные взаимосвязи с показателями «Эмоциональная значимость» (р<0,05, r=-0,492), «Шкала истерии» (р<0,05, r=-0,811). Также показатели «Эмоциональная значимость» и «Шкала истерии» положительно взаимосвязаны (р<0,05, r=0,568).
Соответственно, выраженная усталость следователей влияет на повышение их удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижению переживаний по поводу истощения психических и физических ресурсов, стремлению к эмоциональной поддержке со стороны. Наличие четкого плана действий влияет на снижение переживаний астении и поддерживает высокий уровень позитивного отношения к своей социальной роли, снижает уровень эмоционального напряженности ситуации.
В целом по результатам корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что для фельдшеров скорой помощи и следователей характерно большее число взаимосвязей и они более сильные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стресс является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Его воздействие напрямую зависит от отношения личности к данной проблеме и уровня готовности противостояния различным стрессовым ситуациям в жизни. Следовательно, очень важно уметь продуктивно управлять реакцией организма на стрессовые раздражители. Стрессоустойчивость - важный и неотъемлемый компонент в профессиональной деятельности медицинских работников. Регулярные межличностные взаимодействия, постоянное общение с пациентами и их родственниками формируют специфику работы сотрудников. Напряженная трудовая деятельность, включающая в себя ненормированный рабочий график, высокую ответственность, наличие субъективно значимых стрессовых факторов – все это показывает важность такого фактора в деятельности медицинских работников, как стрессоустойчивость.
Медицинский персонал отделений реанимации в процессе трудовой деятельности испытывает высокое психо-эмоциональное напряжение. Десять главных стрессовых факторов, влияющих на психо-эмоциональный статус медицинских работников по степени убавления значимости, располагаются следующим образом: ведение безнадежного больного; физическая усталость; проведение сердечно-легочной реанимации; смерть больного; беседа с родственниками больных; неудовлетворенность результатами труда; необходимость постоянно совершенствовать знания; стоны, крики, жалобы больных; необходимость быстрого принятия решений; частая переключаемость с одной патологии на другую. Проявлением этого негативного влияния может стать появление профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания. Психологически выгорание ведет к регрессу профессионального развития, поскольку затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на качество и эффективность трудовой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аболин Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 104 – 115. -
Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук. – СПб, 2017. – 245 с. -
Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастрество педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дисс… докт. психол. наук. – СПб., 2002. – 41 с. -
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с. -
Болучевская В.В. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема // Вестник ВолгГМУ. – 2012. – № 2. – С. 25 - 27. -
Валетов В.В., Лаптиева Л.Н. Выявление факторов профессиональной адаптации, влияющих на стрессоустойчивость медицинских работников // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса. Материалы международной научно-практической конференции. 2010. Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – С. 121 - 123. -
Васильченко Л.В., Шушпанова К.В. Значение эмпатии, как личностного качества медицинского работника // Вопросы психологии. – 2018. – № 27. – С. 27 - 29. -
Влах Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 15 - 18. -
Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 283с. -
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: 1997. – 346с. -
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2 изд. Спб.: Питер, 2013. – 784 с. -
Ильясова Г.Н., Фарахьянова А.К. Взаимосвязь стрессоустойчивости и профессиональной деятельности врачей-терапевтов / В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных наук материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Научно-образовательный центр «Знание». – 2016. – С. 104-109. -
Карачарова Ю.А. Экспертный анализ психологических характеристик участкового врача-терапевта как факторов успешности профессиональной деятельности // Молодой ученый. – 2009. – №10. – С. 310 - 315. -
Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243 - 247. -
Киреева С.А., Гусева О.С., Дерунов А.В. Стрессоустойчивость медицинского персонала // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Изд. Наука и инновации (Саратов). 2015. Т. 5. № 12. С. 1710 -
Китаев-Смык А.А. Психология стресса. – М.,2003. – 328с. -
Крупина К. М., Анисимовa А. И. Взаимосвязь ресурсов психологического здоровья и ценностно-смысловых ориентаций медработников реанимационного профиля // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 2. Том 34. – С. 40 – 52. -
Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как условие преодоления противоречий в критических ситуациях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2003. – № 4. – С.128 – 138. -
Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с. -
Купер К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 336с. -
Мазурок В.А. Последипломная подготовка по анестезиологии-реаниматологии: комплексный подход к формированию специалиста: дис. … кан. мед. наук: 14.00.37. СПб., 2018. - 340 с -
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2019. – 583с. -
Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика: учебнометодическое пособие, Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – 112с. -
Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97. -
Орлов Ю.М. Эмоциональный стресс. – М., 2007. – 380с. -
Пархомчук Д.С., Ульянов Т.А., Булгакова О.С. Синдром эмоционального выгорания у медиков как признак профессии // Вестник психофизиологии. – 2020. – №1. – С. 9 - 21. -
Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход // Психологический журнал. – 2014. – N 5. – С. 111 – 119. -
Л. В. Марищук [и др.]. – Минск: Тисей, 2009. – 760 с. -
Пузырев В.Г. Исследование синдрома профессионального выгорания на примере специалистов отделения анестезиологии и реанимации / В.Г. Пузырев, В.В. Бондаренко, А.О. Карчевская, В.В. Данилова, Ю.Н. Капырина // Сибирский научный медицинский журнал. – 2020. – №40(5). – С. 106 - 112. -
Пусташнева М.Н. Оценка психологического статуса больных и синдрома эмоционального выгорания у врачей первичного звена в амбулаторных условиях // Смоленский медицинский альманах. – 2017. – № 1. – С. 298 - 302. -
Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2015. №3. С. 85 – 95. -
Савицкая Н.В., Круковская О.А., Иволина Т.В., Дедова О.В. Психологическая неустойчивость как причина неуспешности школьников // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. № 1. – С. 64 - 75. -
Сапольски Р. и др. Психология стресса; – СПб. : Питер, 2018. – 480 с. -
Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. – 2016. – № 1. С. – 78 - 89. -
Синбухова Е.В., Проценко Д.Н., Лубнин А.Ю., Саввина И.А., Тюрин И.Н. Счастье сотрудников отделений анестезиологии-реанимации в контексте удовлетворенности жизнью и выгорания // Анестезиология и реаниматология. – 2022. – №1. – С. 76 - 83. -
Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е.С. Акарачкова, А.И. Байдаулетова, А.А. Беляев, Д.В. Блинов и др. — СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. — 138 с. -
Трапезникова А.М., Финогенко Е.И Стрессоустойчивость как профессионально важное качество работников медицинских профессий // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2015. – № 2. – С. 45. -
Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77 – 84. -
Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 27 – 34. -
Фильштинская Е.Г., Аборина М.В. Особенности эмоционального выгорания врачей и медицинских сестёр реанимационных отделений // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. 08–10 ноября 2018 года / ред.: Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. С. 522 – 524. -
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386с. -
Шингаев С.М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 71. – С. 290 – 295. -
Шпак Л.Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // Социологические исследования. – 2015. – №. 3. – С. 50 - 55. -
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с. -
Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: Учебное пособие. ― СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с. -
Arnold M. Stress and emotion. Psychological stress. 2007. № 4. Appleton – Century – Crotts. P. 123 - 140. -
Cattel R.B. Personality and motivation (strukture and measurement) - HarcourtBrance Jovanovich, 1997. -
Lazarus R.S., Launier R.S. Stress-related transactions between person and environment. Perspectives in interactional psychology/Eds. L.A. Pervin, M. Lawis N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327. -
Maccann C., Pearce, N., Roberts, R.D. Emotional intelligence as assessed by situational judgment and emotion recognition tests: Building the nomological net // Psychological Topics, 2011. V. 20. P. 393 – 412. -
Park N., Peterson C., Seligman M. E. P. Reply: Strengths of character and well-being: A closer look at hope and modesty. Journal of Social & Clinical Psychology. 2004. Vol. 23, № 5. -
Resilience and Big Five personality traits: A meta-analysis / A. Oshio [et al.] 2018. Vol. -
Walker L.J., Pitts R.C. Naturalistic conceptions of moral maturity. Developmental Psychology. 1998. Vol. 34.
Приложение 1
Таблицы результатов методики Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)
| фельдшера скорой помощи (общая) | фельдшера скорой помощи (мужчины) | Фельдшера скорой помощи (женщины) | Спасатели службы спасения (общая) | Спасатели службы спасения (мужчины) | Спасатели службы спасения (женщины) | Следователи (общая) | Следователи (мужчины) | Следователи (женщины) |
Шкала ипохондрии | 8,1 | 8,4 | 8,5 | 7,8 | 8,2 | 8,4 | 8,4 | 8,2 | 8,1 |
Шкала депрессии | 12,3 | 13,4 | 11,7 | 9,6 | 10,3 | 8,7 | 9,2 | 9,2 | 8,5 |
Шкала истерии | 14,6 | 13,5 | 14,8 | 13,4 | 13,9 | 12 | 13 | 14,1 | 12,1 |
Шкала психопатии | 11,6 | 11,2 | 11,9 | 12,7 | 12,8 | 14 | 11,4 | 11,1 | 10,4 |
Шкала мускулинности феминности | 5,6 | 5,5 | 5,8 | 5,5 | 5,3 | 5,5 | 5,4 | 5,2 | 5,2 |
Шкала паранойяльности | 9,5* | 8,9 | 7,7 | 12,2 | 12,2 | 12,2 | 13* | 12,9 | 12,9 |
Шкала психастении | 10,5 | 9,9 | 8,8 | 11,8 | 11,4 | 12,5 | 10,2 | 9,7 | 9,8 |
Шкала шизоидности | 18,5 | 19,6 | 17,7 | 18,7 | 21 | 17,2 | 19,6 | 18,2 | 21,3 |
Шкала гипамании | 10,6 | 10,8 | 10,5 | 9,7 | 9,1 | 10 | 9,4 | 9,1 | 11,1 |
Шкала социальной интроверсии | 5,3 | 5,2 | 4,8 | 6,8 | 6,4 | 6,6 | 6,6 | 6,7 | 5,2 |
Шкала надежности | 11,7 | 11,3 | 12,3 | 12,4 | 13,6 | 11,6 | 12,1 | 12,4 | 11,9 |
Шкала коррекции | 5 | 5,3 | 4,8 | 4,7 | 4,8 | 5 | 4,9 | 4,7 | 4,7 |