Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 824

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

1.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ

1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

1.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1.4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1.5. РЕСУРСЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА

2.3. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Радиационное загрязнение инициирует облучение человека и природных объектов ионизирующими излучениями, которые, проходя через живые ткани, нарушают нормальное функционирование клеток организма, что приводит к патологическим изменениям в нем.Ионизирующее излучение в зависимости от физического механизма распада ядер атомов химических элементов проявляется в виде альфа-, бета- и гамма-излучения.Порции альфа- и бета-излучения называют альфа- и бета-частицами соответственно, а порции гамма-излучения - гамма-квантами, гамма-частицами или фотонами.Поражающее действие радиоактивных веществ и излучений характеризуется дозой облучения, то есть количеством переданной организму энергии в результате воздействия ионизирующих излучений. Основными видами доз облучения являются: доза поглощенная (или просто доза) - фундаментальная доза, метрическая величина; доза эквивалентная.Поглощенная доза облучения - это количество энергии ионизирующего излучения, поглощенное единицей массы вещества. В системе СИ поглощенная доза измеряется в джоулях, деленных на килограмм (Дж/кг), и имеет специальное название - грей (Гр). Внесистемная единица - рад; 1 рад равен 0,01 грея.Эквивалентная доза облучения - поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на взвешивающий коэффициент W, отражающий поражающую способность данного вида излучения.Для различных видов излучения при расчете эквивалентной дозы коэффициенты W принимаются равными указанным далее величинам:

2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

4.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ

6.2. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

7.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕВДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



  • ходить или ездить по заповедникам категорически запрещено;

  • следует объезжать живые изгороди и рощи, береговые зоны малых водоемов;

  • необходимо использовать дороги с твердым покрытием;

  • по грунтовым дорогам и путям при сухом грунте можно передвигаться в колонне, а при размокшем грунте надо двигаться рассредоточено и ни в коем случае не допускать движения техники по одной колее.

Для сохранения природных комплексов в естественном состоянии на особо охраняемых территориях вводятся ограничения даже на передвижения в пешем порядке, не говоря уже о других способах перемещения, которые полностью исключаются или максимально ограничиваются. И если вблизи района дислокации или района учений имеется территория, относящаяся к категории особо охраняемых, то лучше к ней вообще не приближаться. Статус особо охраняемой территории могут иметь и участки земель Министерства обороны. Это надо иметь в виду при проведении занятий и учений на учебных центрах и полигонах.

Почему надо оберегать маленькие водоемы и водоисточники, обходить и объезжать их береговые зоны? Потому что разрушить их береговой растительный покров очень легко, а последствия от этого непредсказуемы. Так, на одном из учебных центров выходу техники на учебное поле мешала старая дренажная канава. Было решено это труднопроходимое место загатить. Первое время казалось, что цель была достигнута: техника на поле проходила беспрепятственно, не увязала в грязи и не буксовала. Но когда на следующий год эти же подразделения прибыли туда для отработки учебных задач, поле оказалось полузатопленным грунтовыми водами и непригодным для занятий даже в пешем порядке. Пришлось построенную гать разобрать и положить на место прежней дренажной канавы бетонную трубу, обеспечивавшую нормальный сток дренажных вод. Вскоре учебное поле было восстановлено и с полной нагрузкой использовалось для проведения занятий. А сколько бывает случаев, когда по вине воинских подразделений от разрушения берегового покрова заиливается ручей или иссякает родник, питающие в конечном счете большие реки и озера!

Передвижения на местности подразделения обычно совершают в походных колоннах, независимо от способа передвижения (в пешем строю или на машинах). Они принимают рассредоточенный боевой порядок только для ведения боя. Но целесообразно ли с экологической точки зрения всегда и везде применять походное построение подразделений? И если применять его, то как именно?


При влажном, раскисшем грунте на лугу, в лесу, в поле, во-первых, трудно идти пешком, а во-вторых, даже двигаясь в пешем порядке, рота серьезно повредит растительно-почвенный покров. А какой след оставит после себя колонна колесной и особенно гусеничной техники? Даже в сухую погоду на проселочных и лесных дорогах танковая рота, например, оставит заметную колею и срежет почвенный слой на разворотах. В результате на слабых грунтах спустя некоторое время появляются ямы глубиной в несколько метров, которые с трудом преодолеваются танками. А другая техника вынуждена будет искать обходы, что связано, опять же, с разрушением растительно-почвенного покрова. Еще более неприглядная картина наблюдается при движении по влажным, раскисшим путям, когда даже танки садятся на днище и их приходится вытаскивать из грязи. От этого плохо и технике, и природной среде. А обходы таких мест приводят к расширению разрушенного участка земной поверхности.

Можно ли предотвратить нанесение ущерба природной среде в этих случаях? Безусловно! Простейший способ сохранения грунтовых дорог, колонных путей - не двигаться по одной колее. Если танки и другие гусеничные боевые машины будут двигаться одна за другой, но уступами вправо-влево на ширину гусеницы, то по всей ширине трасс грунт будет равномерно уплотняться и проходимость дороги сохранится. Если же и этот способ окажется неэффективным, то тогда следует колесные машины направлять по дорогам с твердым покрытием, а гусеничную технику перевозить по ним же на большегрузных платформах (трейлерах).

Инженерное оборудование и маскировка района действий. При оборудовании и маскировке позиций, развертывании командных пунктов, полевых лагерей и других объектов нельзя занимать места в заповедниках и других особо охраняемых территориях, рубить и ломать деревья, портить почвенный слой, допускать утечки горючего и смазочных материалов; при убытии из района занятий следует засыпать окопы, траншеи, ямы, убирать и вывозить в указанные места мусор.

О заповедниках и особо охраняемых территориях мы уже говорили. И если в них полностью исключается или серьезно ограничивается передвижение, то уж о расположении в них и говорить нечего. Для того они и охраняются, чтобы в них не ступала нога постороннего человека.


Расположение подразделения в заповедной зоне граничит с экологическим преступлением!

На учебных занятиях или в ходе тактических учений подразделения должны преодолевать различные водные преграды вброд, на плаву или по дну водоема в строго отведенных для этой цели местах. При этом надо помнить, что вода может загрязняться выхлопными газами, нефтепродуктами, и особенно маслами и смазками. Поэтому перед преодолением водных преград машины должны быть очищены от масел и смазки и не иметь утечек масел и топлива.

Оборудование позиций всегда связано с нарушением растительно-почвенного покрова. Здесь широко применяется не только шанцевый инструмент, но и различная землеройная техника, и специальное навесное оборудование боевых машин. При этом разрушение поверхности принимает столь большие масштабы, что это начинает сказываться на состоянии крупных экосистем. А как быстро природа восстановит нарушенное биологическое равновесие? На это уйдут годы и годы. Мы и сейчас находим в лесах остатки фортификационных сооружений, окопов и траншей, оборудованных еще во время Великой Отечественной войны, то есть более полувека назад.

При оборудовании позиций надо стараться не повреждать корней деревьев. Дерево в результате такого повреждения может погибнуть или быть повалено ветром. А ведь оно достигает взрослого состояния за 50-60 лет и может расти до 500-800 и даже до 1000 лет. Каждое дерево представляет собой не только ценный строительный, поделочный материал и сырье для производства бумаги, но и, по существу, является основным компонентом экосистемы - начальным звеном трофических (пищевых) цепей и фабрикой кислорода.

Возьмем, например, хорошо известную нам всем сосну, с которой мы не всегда обращаемся корректно. Сосна - одно из самых неприхотливых деревьев. Она легко переносит и теплый климат юга, и суровые морозы севера. Растет на бедных подзолистых и плодородных почвах, на сухих песках и на торфяных болотах. При благоприятных условиях сосна к столетнему возрасту достигает высоты 30-45 метров. Сосна живет 200-250 лет, а отдельные деревья доживают до 300-400 лет. В этом замечательном дереве все - от хвои до корней - используется человеком. Из древесины сосны получают лучшие пиломатериалы, из смолы (живицы) - скипидар, канифоль и много других ценных продуктов.

Главная ценная порода из деревьев широколиственного леса - дуб. Это дерево знаменито и крепкой древесиной, и жизненной силой, и плодами. Но дуб очень слаб в младенческом возрасте и очень медленно развивается: его можно загубить, даже не заметив этого. Лишь с девятилетнего возраста дуб начинает расти быстрее - по 30-40 сантиметров в год.


Оборудование позиций обычно начинается со снятия верхнего слоя почвы с травянистым покровом - дерна. Это следует делать осторожно, захватывая достаточно толстый слой, чтобы дерн не рассыпался и не повреждалась основная часть корней травы. Снятый дерн откладывается в сторону и в последующем используется для маскировки бруствера окопа. Если осуществлять всю процедуру аккуратно, заботясь о сохранении природы, то по окончании занятий дерн можно будет снова уложить на уже зарытый окоп. Это обеспечит достаточно быстрое восстановление нарушенного растительно-почвенного покрова.

В песчаном грунте крутости стен окопов приходится укреплять, но не следует этого делать путем вырубки и использования живых деревьев. Нельзя вырубать деревья и кустарники для маскировки своих позиций и мест размещения техники. Искусство маскировки отчасти как раз и состоит в том, чтобы укрыться в лесу, применяя табельные средства и не нарушая его естественного состояния.

Мы уже говорили о том, какой вред живой природе наносят разливы и утечки горючего и смазочных материалов. А причина появления их на почве и растениях в районе занятий - неисправности техники. При каждой остановке, на каждом привале и по прибытии в район занятий нужно находить время, чтобы осмотреть машину: нет ли утечек горючего, не подтекает ли масло? Заметив неисправность, следует принять меры для прекращения утечек или для сбора вытекающих жидкостей, а затем устранить саму неисправность. Если же горючее все-таки попало кое-где на землю, необходимо засыпать это место подручными материалами (песком, торфом, сеном), а при убытии из района занятий загрязненную почву вместе с материалом засыпки собрать в емкости и вывезти в специально отведенные для этого места.

Понятно, что нельзя оставлять в местах занятий использованную ветошь, упаковочные материалы, стреляные гильзы и другой мусор, без появления которых невозможно провести никакого занятия на учебном поле. Все это надо собрать, вывезти в указанное место, а окопы и ямы - засыпать и заровнять. Ямы с кухонными отходами и туалетные ямы обрабатываются хлорной известью или другими дезинфицирующими веществами и засыпаются сверху землей, на которую укладывается сохраненный при оборудовании дерн.

Применение взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых веществ.
Полевые занятия и учения, как правило, проводятся с применением различных взрывоопасных, пожароопасных веществ, дымовых, имитационных средств и сопровождаются практическими действиями по специальной обработке вооружения и техники. Применение этих средств и соответствующих веществ предполагает: во-первых, знание личным составом их свойств, а также порядка, правил и мер безопасности при их применении; во-вторых, незамедлительную ликвидацию последствий их воздействия на окружающую среду.

Дегазирующие, дезактивирующие, дезинфицирующие вещества и растворы относятся к числу опасных загрязнителей природной среды, поэтому их использование допустимо только на специально оборудованных учебных местах, имеющих бетонное покрытие и снабженных бетонными (металлическими) сборниками (колодцами), непроницаемыми для ядовитых и моющих растворов.

Специальную обработку техники в учебных целях (без реального заражения ее рецептурами отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств) следует проводить с использованием воды, которая затем должна собираться в отстойники, после чего проводится нейтрализация смываемых масел и топлива.

При организации работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции личный состав обеспечивается средствами индивидуальной защиты; оборудуются специальные места для их надевания и последующего снятия. По окончании работ проводится обработка специальных машин, средств индивидуальной защиты, а при необходимости - и санитарная обработка личного состава.

Во время проведения специальной обработки личный состав обязан:

  • надевать и снимать средства индивидуальной защиты в специально отведенных и оборудованных местах;

  • постоянно следить за исправностью средств защиты и немедленно докладывать командиру об их повреждении или сильном загрязнении;

  • не класть на загрязненную почву предметы и материалы спецобработки;

  • по окончании работ обработать специальным раствором средства индивидуальной защиты кожи.

При проведении работ запрещается:

  • ложиться и садиться на загрязненные предметы и прикасаться к ним;

  • снимать или расстегивать средства индивидуальной защиты кожи без разрешения командира;

  • принимать пищу, утолять жажду, курить и отдыхать непосредственно на рабочих площадках.