Файл: Учебное пособие для солдат и сержантов. М. Воениздат. 2003. 112 с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона рф Об охране окружающей среды.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 828
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1.2. ПРИРОДА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
2.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
2.2. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НОРМАТИВАХ КАЧЕСТВА
2.4. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ И ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
3.3. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
3.4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
4.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ
5 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ
5.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ЯДОВИТЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ И ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
5.3. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.1. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ И УЧЕНИЯХ
6.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
6.4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНО-ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Личный состав, проводивший работы по дезинфекции, должен пройти полную санитарную обработку, а личный состав, проводивший работы по дегазации и дезактивации, - гигиеническую промывку.
Специальные виды боеприпасов - зажигательные, осветительные, сигнальные, дымовые - содержат большое количество всевозможных химических веществ. Как правило, все эти вещества очень ядовиты и опасны для человека и природы. Поэтому их нельзя применять вблизи скоплений людей, особенно если те не имеют специальных средств защиты. При каждом их использовании наносится ущерб живой природе, а необдуманное их применение может нанести непоправимый ущерб и воздуху, и воде, и почве.
На занятиях и учениях обычно широко применяются дымообразующие вещества, которые в небольших (полевых) концентрациях относительно не опасны для людей (не ядовиты); однако они воздействуют на природные комплексы, а также на технику и вооружение, вызывая коррозию металлов. Например, в качестве дымообразующего вещества используется белый фосфор, имеющий низкую среднесуточную ПДК (0,0001 мг/м3), что характеризует его, как чрезвычайно опасное вещество; его дым состоит из мельчайших капелек раствора фосфорной кислоты в воде, который хотя и менее токсичен, чем сам белый фосфор, но все-таки вреден для природы. Дым, выделяющийся при горении дымовых шашек, содержит гидраты хлоридов металлов, фосген, хлористый аммоний. А если дымопуск производится с помощью специальной аппаратуры, установленной на боевых и специальных машинах, то дым при этом представляет собой мелкие капельки нефтепродуктов, опасных для человека и природы (их ПДК равна 0,01 мг/м3).
В учебных целях используются различные ядовитые вещества, от которых люди защищаются противогазами. При этом следует учитывать, что дикие животные и растительность защиты от этих веществ не имеют. Наверняка вам приходилось видеть, как увядает растительность и гибнут мелкие животные от попадания на них капель хлорпикрина. Достигая большой концентрации, хлорпикрин проявляет себя как ОВ удушающего действия.
Все взрывоопасные, пожароопасные, ядовитые вещества должны применяться только при условии строгого соблюдения мер предосторожности и, кроме того, постоянно находиться под надежной охраной. Использованные (выгоревшие) зажигательные боеприпасы, неразорвавшиеся боеприпасы любого типа представляют опасность для человека и природной среды, и заниматься ими обязаны специалисты. Применять эти средства следует только тогда, когда того требует поставленная задача.
Надо помнить, что даже так называемые нейтральные дымы обладают раздражающим действием, степень выраженности которого зависит от длительности нахождения личного состава в дыму.
Пребывание и выполнение работ в облаке аэрозоля в течение 30 минут (на удалении более 10 метров от его источников) являются безопасными для здоровья человека, но при этом у отдельных лиц могут наблюдаться слабое раздражение верхних дыхательных путей, першение в носоглотке и покашливание. При нахождении в аэрозольном облаке более 30 минут без использования противогазов у любого человека могут появиться неприятные ощущения в носоглотке и за грудиной, кашель и слюнотечение. Симптомы эти постепенно проходят с надеванием противогаза. В целях безопасности личного состава запрещается:
-
привлечение неподготовленных лиц к работе с аэрозолеобразующими боеприпасами и техническими средствами дымопуска; -
пребывание в зоне дымовой маскировки без надетого противогаза; доступ без надетого противогаза к рубежу дымопуска с подветренной стороны ближе чем на 10 метров; -
применение дымовых средств внутри закрытых помещений, укрытий и в герметизированных отсеках.
При случайных поражениях дыхательных путей аэрозолем металлохлоридного состава у военнослужащих могут появиться болевые ощущения в верхних дыхательных путях, жжение и боль за грудиной, слюнотечение и приступообразный кашель. В этом случае следует обеспечить вывод пострадавших из зоны задымления и оказание им медицинской помощи.
Применение взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых веществ в ходе занятий и учений допустимо только с участием подготовленных специалистов и при строгом соблюдении требований (мер) безопасности. Эти специалисты должны иметь достаточную экологическую подготовку, чтобы исключить поражение людей и нанесение ощутимого ущерба природной среде.
Если взрыв огневого боеприпаса в сочетании с проливом горючего приводит к возникновению пожара, то применение пенных огнетушителей и других средств пожаротушения становится необходимым. Разгоревшийся пожар принесет колоссальный ущерб природе, поскольку он уничтожает ее экосистемы. Поэтому первая и главная задача - не допустить распространения пожара. Само собой разумеется, что и пену после локализации и тушения возгорания надо собрать в отстойник, лучше всего в биологически активный.
6.2. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и другой народнохозяйственной техники.
Эксплуатация военной техники. По официальным данным, доля одного только автотранспорта в общих показателях загрязнения атмосферы в крупных городах составляет примерно 70 процентов, и даже более. Наиболее значителен «вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы окисью углерода. Поэтому создание в перспективе экологически чистых средств передвижения является очень важной проблемой. В сравнении с автомобильным транспортом другие виды транспортных средств существенно меньше загрязняют атмосферу.
Однако влияние транспорта на окружающую среду связано не только с выбросами вредных веществ в атмосферу. Прокладывание транспортных путей существенно уменьшает общую площадь тех земель, которые могли бы использоваться в других целях, в том числе и в сельскохозяйственных. Эрозия почвы происходит довольно быстро, а для воссоздания плодородного слоя глубиной I сантиметр необходимо около 100 лет. Создание дорог с твердым покрытием стоит очень дорого, но и отсутствие такого покрытия приводит к прямому разрушению и к эрозии почвы, что обходится еще дороже.
На занятиях и учениях военная техника передвигается в основном по бездорожью, в лучшем случае - по грунтовым дорогам. При этом выводятся из своего естественного состояния большие площади земли, используемые как пути для передвижения. В периоды весенней и осенней распутицы старые, разбитые дороги забрасываются, а движение осуществляется по новым участкам земли, вплоть до засеянных пашен. В сухую погоду с грунтовых путей поднимаются тучи пыли, которая оседает на придорожную растительность, что существенно снижает возможности развития растений и урожайность полей.
При эксплуатации транспорта и военной техники расходуется большое Количество пресной воды, которая возвращается в окружающую среду в загрязненном (в основном нефтепродуктами) виде. Нефть и нефтепродукты - это наиболее распространенные загрязнители воды, а главные источники загрязнения - морские и речные суда, в том числе и корабли Военно-Морского Флота, а также боевая техника, как плавающая, так и преодолевающая водные преграды вброд или по дну. Нефтяная пленка, образующаяся в результате загрязнения на поверхности воды, снижает интенсивность фотосинтеза и мешает образованию биомассы в водной среде, так как задерживает до 40 процентов ультрафиолетового излучения. Расчеты показывают, что 1 тонна нефти поглощает весь кислород, растворенный в 400 тыс. тонн воды. В итоге из-за загрязнения водной поверхности нефтью и нефтепродуктами человечество сегодня недополучает, по разным оценкам, от 5 до 20 процентов морепродуктов. Нефтяная пленка на
поверхности воды существенно уменьшает испарение, что в свою очередь оказывает влияние на климат. В частности, может повыситься вероятность засух.
Итак, военная техника в ходе ее эксплуатации серьезно влияет на состояние окружающей среды, загрязняя атмосферу выхлопными газами и парами топлива, а воду - нефтепродуктами, разрушая растительно-почвенный покров.
Количество выделяющихся загрязняющих веществ пропорционально расходу топлива, и потому двигатели, расходующие меньше топлива, считаются более экологичными. Однако предназначение и условия эксплуатации военной техники требуют наличия мощных двигателей, гарантирующих высокую маневренность, проходимость и безотказность работы. Боевая техника должна помимо этого обеспечивать надежную защиту экипажа в бою, поэтому она, как правило, имеет большую массу, уменьшение которой ведет к снижению ее боевых качеств. Как известно, расход топлива пропорционален массе машины. А значительного снижения массы боевых машин, очевидно, в ближайшем будущем ожидать не приходится.
И все-таки расход топлива, а следовательно, и объем выделяющихся загрязнителей можно уменьшить за счет сокращения пробега машин и времени работы двигателей на холостом ходу.
Известно, например, что расход дизельного топлива двигателем танка за 1 час при движении и соответствующий расход его на месте, то есть на холостом ходу, отличаются незначительно. А всегда ли механики-водители танков, боевых машин, экскаваторов, бульдозеров, кранов и других тяжелых машин выключают двигатели на стоянке и при перерывах в работе? Хотя каждый, наверное, понимает: это не только связано с экономией, но и является острой экологической проблемой. В холодное время года нередко можно наблюдать, как уставшие на учениях водители прямо в окопе или на стоянке в лесном массиве включают двигатели, чтобы обогреться, - и засыпают. Чем это может закончиться, всем хорошо известно: порой водители, иногда даже вместе с экипажами, погибают, надышавшись угарным газом. Что уж тут говорить о вреде природе! Хотя и при таких трагических для людей последствиях природе отнюдь не становится легче.
Неисправности двигателя машины снижают ее экологичность. При одной неработающей свече карбюраторного двигателя расход топлива повышается на 15-20 процентов; при неисправности одной форсунки дизельного двигателя расход топлива увеличивается на 28 процентов. Плохая регулировка карбюратора приводит к увеличению на 15 процентов содержания окиси углерода в выхлопных газах.
Учеными и конструкторами интенсивно ведутся работы по повышению экологичности транспортных, специальных и боевых машин по целому ряду направлений, включающих:
-
изменения в системе зажигания - применение бесконтактного электронного зажигания или форкамерного зажигания, что должно обеспечить стабильность работы двигателя и почти на 10 процентов уменьшить расход топлива и соответственно объем выбросов в атмосферу токсичных продуктов; -
улучшение системы подачи топлива - изменение клапанного механизма, установка двух карбюраторов, замена карбюратора системой форсунок и др.
Эти обновленные системы могут устанавливаться только на вновь выпускаемых машинах. Такого рода усовершенствование уже эксплуатируемых двигателей прежнего типа практически невозможно.
На уже эксплуатируемых в настоящее время двигателях применяется нейтрализация выхлопных газов, заключающаяся в установке на выхлопные трубы небольших приборов, обеспечивающих дожигание и разложение продуктов неполного сгорания.
Кроме доработки существующих схем карбюраторных двигателей учеными и конструкторами осуществляются следующие меры: разработка новых типов двигателей (газотурбинных, электрических); внедрение дизельных двигателей в легковое автомобилестроение; использование новых видов топлива (с антидетонатором на основе свинца, водобензиновых, газовых, спиртовых). Надо отметить, что, с экологической точки зрения, идеальным топливом для двигателей является водород.
Указанные усовершенствования, равно как и двигатели новых типов, когда-нибудь найдут применение и в Вооруженных Силах. Но сегодня войскам приходится действовать, используя имеющуюся штатную военную технику. И действовать следует так, чтобы наносить как можно меньше ущерба природной среде, а значит, надо применять уже известные способы и отыскивать новые пути снижения экологической опасности, исходящей от вооружения и военной техники, особенно в ходе повседневной деятельности войск.
Вооружение и военная техника должны постоянно находиться в исправном, боеготовом состоянии. Для достижения этого предусмотрены их повседневное техническое обслуживание и периодическое регламентное техническое обслуживание, что определяется требованиями соответствующих руководящих документов.