Файл: ПЕЧАТЬ ПЕД.ПРАКТИКА УЧ.ПОС.2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2021

Просмотров: 951

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

  1. Определите предполагаемые формы воспитательной работы, которые Вы планируете (см. приложение 2).

8. Содержание и форма проведения классного часа выбирается исходя из: возрастных и психологических особенностей школьников, целей и задач, которые он ставит, нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.

9. При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

определить тему, сформулировать цель, задачи;

составить план (сценарий);

подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;

дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);

определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

10. Обязательным условием при проведении воспитательного мероприятия является подведение итогов и анализ.

Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

Алгоритм анализа воспитательного мероприятия:

I. Оценка педагога как воспитателя:

    1. Компетентность и уровень его эрудиции;

    2. Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;

    3. Степень демократичности в общении с воспитанниками;

    4. Степень воздействия и помощи воспитанникам;

      1. Культура речи, мимика и жесты.

      II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:

      1. Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;

      2. Их заинтересованность в течение всего времени проведения;

      3. Степень инициативности и творчества самих воспитанников;

      4. Уровень самостоятельности воспитанников;

      5. Степень эмоциональности воспитанников;

      6. Степень дисциплинированности и ответственности.

      III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:


      1. Научность и мировоззренческая направленность содержания;

      2. Доступность и посильность содержания для данного возраста;

      3. Степень актуальности содержания (связь с жизнью);

      4. Целесообразность и познавательная ценность содержания.

      IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:

      1. Степень рациональности и эффективности использования времени;

      2. Эстетическая и действенность оформления;

      3. Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;

      4. Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;

      5. Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

      V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

      1. Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;

      2. Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;

      3. Степень эмоционального и воспитательного воздействия;

      4. Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.




      Примерный план изучения отдельных сфер (характеристик) личности школьника


      1. Участие школьника в различных видах деятельности (см. методики из блока 1).

      • Учебная деятельность (успеваемость по различным предметам, отношение к учебной деятельности, к своим успехам и неудачам, любимые учебные предметы, трудности, испытываемые школьником, степень сформированности учебных умений). Мотивация учебной деятельности.

      • Общественная и организаторская деятельность (поручения школьника, соответствие их его интересам, уровень общественной активности).

      • Трудовая деятельность (участие в производственном труде, профессиональная ориентация и выбор профессии).

      • Участие в других видах деятельности (спорт, эстетические занятия, разнообразная деятельность по интересам).

      1. Позиция школьника в классном коллективе (см. методики из блока 2).

      Отношение школьника к коллективу. Потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением.

      Положение школьника в системе межличностных отношений, взаимодействие с классным коллективом, авторитет школьника среди товарищей.

      Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина). Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).

      Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).

      3. Индивидуальные особенности личности школьника (см. методики из блока 3).

      Особенности развития познавательных интересов школьника, общий кругозор.

      Эмоциональная выразительность школьника, преобладающее настроение.

      Уровень развития волевых сторон личности. Дисциплинированность школьника (общая характеристика поведения: ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость; выполнение требований взрослых: выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие; наиболее типичные нарушения дисциплины).

      В выводах необходимо указать конкретные рекомендации по развитию, обучению и воспитанию школьника, пути реализации индивидуального подхода к нему, на какие сильные стороны личностного развития следует опираться при его обучении и воспитании.


      Внимание студентам!

      Приведенные ниже методики помогут студенту-практиканту изучить психологические особенности школьника.


      МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР

      (ХАРАКТЕРИСТИК) ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


      1. Изучение участия школьника в различных видах

      деятельности


      ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ

      УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

      Цель: определить основные характеристики учебной деятельности учащегося.

      Материал: схема наблюдения.

      Студент наблюдает за поведением школьника на различных уроках, в соответствии с приведенной схемой ведет протокол. По итогам наблюдения делается вывод об особенностях учебной деятельности ребенка.



      п/п

      Характеристика учебной деятельности

      Изучаемые параметры

      1.

      Успеваемость.

      Преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам.

      2.

      Общее умственное развитие.

      Общий кругозор, начитанность. Чем интересуется ребенок. Отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

      3.

      Особенности внимания на уроках.

      Степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость. Насколько школьник следит за действиями учителя и других учеников на уроке. Способность к распределению внимания. Отвлекается ли во время урока. Быстро ли переключается с одного вида деятельности на другой и т.п.

      4.

      Осмысленность восприятия учебного материала.

      Понимает ли ученик требования учителя. Быстро ли находит пути решения учебных задач.

      5.

      Интерес к занятиям и отношение к учению.

      С интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя.

      6.

      Учебная активность школьника.

      Старается ли во время учебных занятий и при выполнении домашнего задания. Часто ли демонстрирует желание ответить на уроке. Проявляет инициативу, активен. Охотно ли выполняет требования учителя. Проявляет ли интерес к коллективной работе на уроке и т.п.

      7.

      Умение учиться.

      Соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее. Требуется ли сильный контроль со стороны учителя в организации учебных действий ученика.

      8.

      Взаимодействие с другими детьми на уроке.

      Общается ли с одноклассниками, вступает ли с ними в деловые или личные контакты. Помогает ли им в выполнении заданий или мешает. Насколько дружелюбен школьник. Преимущественно в хороших или плохих отношениях с другими учащимися. Пользуется ли симпатией со стороны одноклассников.


      МЕТОДИКА «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ»


      Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.

      Материал: бланк анкеты и ключ к ней.

      Инструкция учителю: «Вам предлагается на основе наблюдений, бесед с другими учителями, с родителями выбрать ответы на поставленные вопросы анкеты».

      Бланк анкеты и ключ к ней

      Вопросы

      Возможные ответы

      Балл

      1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младшего школьника, несколько часов подряд для подростка и т. д.)?


      1. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?





      1. Много ли читает школьник дополнительной литературы?






      1. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?





      1. Часто ли задает вопросы?

      а) Часто

      б) Иногда

      в) Очень редко





      а) Помучиться, но самому найти ответ

      б) Когда как

      в) Получить готовый ответ от других


      а) Постоянно, много

      б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает

      в) Мало или совсем ничего не читает


      а) Очень эмоционально

      б) Когда как

      в) Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность школьника)


      а) Часто

      б) Иногда

      в) Очень редко

      5

      3

      1





      5


      3

      1



      5

      3



      1



      5

      3

      1






      5

      3

      1



      Обработка полученных данных

      Сумму баллов, полученных учеником на все вопросы, следует разделить на 5 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательной потребности I.

      Если 3,5 < I < 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражена познавательная потребность; если 2,5 < I < 3,5, то она выражена умеренно, а если I < 2,5, то познавательная потребность выражена слабо.


      МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОЦЕНКУ»


      Цель: выявить наличие у учащихся направленности на оценку («отметочной мотивации»).

      Материал: бланк методики «Направленность на оценку» и бланк ответов.

      Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей клетке знаки «+» («да») или «–» («нет»)».


      Бланк методики


      п/п

      Вопросы

      Да

      Нет

      Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?



      Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников?



      Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?



      Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?



      Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?



      Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?



      Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?



      После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?



      Тревожит ли тебя ожидание вопроса?



      Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?



      Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку все равно не поставят?



      После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?




      Обработка данных

      Начисляется по одному баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

      Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.


      МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


      Цель: выявить структуру мотивации учебной деятельности школьника.

      Материал: бланк анкеты.

      Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».

      Анкета «Мотивы учебной деятельности»


      1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

      2. Учусь потому, что заставляют родители.

      3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

      4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

      5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

      6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

      7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

      8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

      9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

      10. Учусь потому, что хочу больше знать.

      11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

      12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.